Трансатлантический диалог о судьбах литературы

Психоделика
___________ Трансатлантический диалог о судьбах литературы. АЛЕКСЕЙ ЦВЕТКОВ — ЧЁРНЫЙ ГЕОРГ ___________


Дорогие друзья.
Литературное Сообщество «Психоделика» предлагает обсудить вопрос о настоящем состоянии русской литературы, о её перспективах и тех путях, которые ей предстоит пройти в ближайшем будущем.

Поводом к сегодняшнему разговору послужило эссе Алексея Цветкова, посвященное современным проблемам мировой и, в частности, англоязычной, литературы. Чёрный Георг откликнулся на данную статью, переведя проблему в плоскость русскоязычной литературы, но по неизвестным причинам его ответ на сайте Института Катона  до сих пор опубликован не был.

Предлагаем вашему вниманию оба материала и приглашаем к участию в обсуждении вопросов, принципиально важных для всех авторов, серьёзно относящихся к своему творчеству.

Смарагда
(Литературное Сообщество "Психоделика")




_____________________________ Алексей Цветков _____________________________
___________________________ В густой тени Гомера ___________________________


Если сравнить нашу жизнь с жизнью относительно недавних предков, легко увидеть, что мы отказались от многих занятий, занимавших столь важное место в их ежедневном существовании, и нашли себе новые. Мы больше не охотимся на мамонтов. Мы практически прекратили человеческие жертвоприношения, по крайней мере в культовых целях. На моей памяти не было ни одной экспедиции в Крым за солью или за океан в поисках удобного для колонизации материка. Но мы по-прежнему пишем стихи. И делаем это, судя по всему, в угрожающих для планетарной экологии масштабах.

Вот некоторые тревожные статистические данные — из жизни англофонов, чтобы лишний раз не ужасать русскоязычную аудиторию ее собственным кризисом. В интернете можно найти около 300 тысяч поэтических сайтов. Только в США работают и публикуют плоды своего творчества тысячи поэтов, в год выходит примерно тысяча поэтических сборников. Между тем, как отмечает в журнале American Spectator Том Бетелл, в 1941 году поэтов в США было чуть больше полутора сотен.

.........................................................

Поэзия, если говорить начистоту, рынку не нужна, она пришла из глубины времен, когда роль рынка в нашей жизни была гораздо более ограниченной, чем сегодня. В те времена она была совсем не так бесполезна, как при Одене: звала героев на бой, воспевала подвиги павших и, что уж греха таить, превозносила спонсора, то есть деспота, обеспечивая себе тем самым содержание. Попытка приспособить ее к нуждам среднего класса оказалась куда более трудной, чем завоевать в свое время любовь городского люмпен-пролетариата. Средний класс слишком далек от героизма и деспотизма.

Система грантов и стипендий как раз и пытается компенсировать этот недостаток — в результате ей действительно удалось перековать вековой меч на орало для среднего класса. Одна беда, никакого интереса сегодня средний класс к поэзии не испытывает, за исключением самих поэтов, которых тоже удалось записать в средний класс путем дотаций.

Есть еще любопытное рассуждение о современном искусстве, принадлежащее перу экономиста Томаса Майера и лишь отчасти шуточное — его аргумент, правда, относится к музыке. Теоретически композиторская деятельность должна в недалеком будущем прекратиться, поскольку существующий репертуар постоянно растет и в верхней части спектра, из-за скопления гениев, становится все менее уязвимым для дальнейшей конкуренции. Если ты не в состоянии оторвать аудиторию от Баха или Шопена, то к чему стараться?

На практике все вышло иначе, композиторы стали себя позиционировать не по отношению к Баху, а в стороне от него: мы дескать, не пытаемся быть лучше, мы хотим быть другими. Пока их самих это позиция устраивает, а дотации не оскудевают, проблема слушателя остается чисто академической. Вот вам, перефразируя Ницще, рождение постмодернизма из духа музыки.

Примерно то же самое произошло и с поэзией — с той разницей, что поэзия еще более кумулятивна, чем музыка, ее репертуар простирается в почти незапамятное прошлое. И пишущий сегодня поневоле отрекается от этого наследия, ищет альтернативы и объявляет ее легитимным поиском новых путей.

Еще никогда за всю историю искусства он не открывало нам столько непройденных дорог. И никогда контингент желающих последовать за первопроходцем не был столь скуден.


Дата публикации: 9 марта 2009
полный текст статьи http://www.cato.ru/pages/69?idcat=698&parent_id=610




_____________________________ Комментарии Чёрного Георга _____________________________


Алексей, Вы попытались обрисовать здесь некоторые тенденции, свойственные мировой литературе (и в частности поэзии) в целом, при этом бросая взгляд на предмет, находясь по отношению к нему несколько снаружи, - в том смысле, что Вы исходите не из каких-то общепринятых и зафиксированных в литературоведении или культурологии тенденций, а пытаетесь сделать альтернативные обобщения - и издали увидеть и прокомментировать - куда ведут "дороги в Рим", - а ведут они вовсе не в Рим, как выясняется, а одни - в Элладу, другие - в Малую Азию, третьи - вообще за пределы ойкумены.

Я не стану говорить много о правильности (либо наоборот) такого взгляда, - достаточно того, что он вполне правомочен. Я хочу лишь сделать небольшое дополнение - по поводу современной ситуации с русскоязычной литературой, которая в некотором смысле продолжает находиться в противофазе к мировой. Дело в том, что русская литература (правильнее, конечно, называть её русскоязычная, ибо пишется она сегодня не только в России или странах бывшего Союза, но и во многих других, куда наши соотечественники разбрелись и продолжают разбредаться) с одной стороны испытывает ни с чем не сравнимый расцвет - благодаря появившимся сетевым возможностям, а также свободе слова, - и в ней сегодня можно отыскать таланты, не уступающие лучшим поэтам не только серебряного, но и золотого века. А с другой - для русской словесности наступили мрачные времена, - подобных коим не было со времён Слова о полку Игореве, - в том смысле, что практически все официальные журналы, сайты и другие источники, долженствующие способствовать популяризации и расцвету последней - своими функциями пренебрегают, поддерживая лишь небольшую группу избранных, при этом калибр этих "избранных" несоизмеримо меньше калибра тех малоизвестных, но великолепных, писателей и поэтов, которых в сети можно обнаружить, - только их официальная русская литература упорно не желает замечать.

Даже во времена сталинской жёсткой цензуры не было стольких злоупотреблений и такого размаха откровенной коррупции среди тех, кто сидел на воротах к литературным кормушкам. Поэтому происходит любопытный процесс: массовый читатель разуверяется в том, что среди авторов остались подлинные таланты, соразмерные с великими классиками прошлого, - и литературные журналы его в этом всё больше и больше убеждают, предлагая низкопробный эрзац вместо настоящей поэзии (а равно и прозы). Конечно, это бьёт и по популярности самих макулатурных изданий: их тиражи в недалёком будущем сократятся до абсолютного нуля. Но временщикам-редакторам до этого дела нет, - они вперёд дальше чем на год-два не загадывают. Зато очень многие великолепно пишущие авторы серьёзно страдают от синдрома невостребованности, - и уходят, уходят, уходят, - расчищая место для тех самых - не слишком талантливых, но зато "попавших в обойму" - авторов, которых нам предлагают в качестве creme de la creme русской литературы (и на чьи произведения даже лес изводить - кощунство).

Многие сегодня жалуются на то, что "поэзия, якобы, не может быть коммерчески состоятельной". Это неправда, разумеется. Существует множество прекрасных авторов, книги которых могли бы раскупаться с большим успехом, - нo их никто не хочет издавать; - журналы и поэтические сайты зачастую боятся даже для пробы их произведения напечатать, - ибо прекрасно понимают, насколько мощно они бы моментально потеснили всех редакторских любимчиков и кумиров.

Как это странное противостояние разрешится - я не знаю, поскольку в мировой литературе подобных примеров откровенного игнорирования лучших представителей литературной плеяды мелкопоместными издателями и редакторами до сих пор не существовало. Но очевидно одно: кризис приближается, а с ним и неминуемая развязка, - и, возможно, всё произойдёт даже быстрее, чем нам сегодня может представляться. Но не стоит занимать удобные места в креслах - для того, чтобы это наблюдать. Куда честнее и мужественнее - принять посильно-активное участие в свержении ига безответственных и нечистых на руку махинаторов, заправляющих сегодня официальными русскоязычными источниками литературы. На баррикады, друзья!

Чёрный Георг
09.03.2009