Узник из Аушвица-Sonderkommando un Die graue Zone

Smolyak m
* Дни и ночи дымили трубы,
а в печи всё подбрасывали и подбрасывали новое «топливо» со всех концов Европы...

                Шарлотта Дельбо               
                ***               
* Самую страшную работу немцы заставляли выполнять так называемые зондеркоманды - специальные отряды, сформированные из заключенных. Их держали отдельно от остальных узников и не позволяли никаких контактов с внешним "миром"(с узниками из внешнего лагеря), поскольку они знали о происходивших здесь ужасах. Обязанности, которые они выполняли изо дня в день, пока их самих не убивали и не заменяли новой партией «живых мертвецов», заключались в том, чтобы освобождать от трупов газовые камеры, разжимать у мертвецов челюсти и вырывать золотые зубы, отрезать волосы с убитых женщин, срезать кожу с татуировками, а потом сжигать тела в печах или ямах.
Вот что писал позже один из уцелевших работников зондеркомаиды: "Конечно, я мог бы покончить с собой или спровоцировать охранников, чтобы меня убили, но мне хотелось выжить, выжить, чтобы отомстить и рассказать о том, что я видел. Не думайте, что мы чудовища. Мы такие же, как и вы, только намного несчастнее»...

                smolyak m

                УЗНИК ИЗ АУШВИЦА -
   SONDERKOMMANDO UN DIE GRAUE ZONE


             Мне снятся Аушвица кошмары...      
             Я там, я снова на плацу.
             Я в Серой Зоне*  –  печи, нары*...
             Со смертью вновь лицом к лицу.
 
             Десятки, тысячи разбитых               
             Сердец и судеб навсегда,               
             Униженных и позабытых -
             Мне не вернуть их никогда...
 
                *****
 
             Я был в  аду!.. Я видел печи...
             Я в них сжигал тела родных,
             Я друга нёс туда под плечи –
             Его,  и множество других.

             Там человеческое тело
             Кремировалось - ночью, днём,
             И пеплом в облака летело,
             Их озарив  живым огнём.
 
             Как скот, их гнали на закланье.
             Немногим выжить удалось.
             Концлагерей, приняв страданья,
             Пройти сквозь Зону им пришлось.

             Тела лежали в испражненьях,
             «Дантисты»*  рвали зубы им.
             А мы, работники сожженья,
             Шептали: - «Эль  а-Рахамим»*

             Что видел там? - На стенах пепел         
             И струйки жира на полу...
             ...............................................               
             И вдруг, я в груде тел заметил               
             Её, лежавшую в углу!               
               
             Моя жена! А рядом дети!!!            
             В глазах застыл последний миг...      
             Повисли руки, словно плети...         
             Сдавил мне горло хриплый крик!..
               
             Я белым стал - мне было тридцать!
             Враз поседела голова!
             Страх, горе были в мёртвых лицах.
             Я чудом не сошёл с ума!
 
             Настал черёд - на нарах тело.
             Мне горе разрывает  грудь.
             Там корчась в пламени, горела
             Моя семья...   Их  не вернуть...

             Они со мною и поныне...
             Я видел тысячи смертей,
             Тех, вышедших сквозь трубы в дыме,
             Еврейских женщин и детей.

             Евреи! Только лишь за это
             Нас убивали, жгли в печах.
             Концлагерь, марши смерти, гетто -
             Народ всё вынес на плечах.

             Десятки, тысячи убитых,
             С застывшим ужасом в глазах,
             Всем миром брошенных, забытых -
             Их нет - они на небесах…

                *****

             Концлагерь, «Апель»*, «Зондергруппы»* -
             Нас та же участь всех ждала:
             Газ, крематорий, - сотни трупов...
             Нет сил, чтоб жить! Нас смерть брала...

             Смерть по пятам за мной ходила,
             Предначертав мою судьбу,
             Над головой моей кружила.
             Я чудом выжил в том аду!               

             Мне снятся Аушвица кошмары.            
             Я там, я снова на плацу.
             Я в Серой Зоне – печи, нары*,
             Со смертью вновь лицом к лицу...


                Smolyak m


Рисунок бывшего члена зондеркоманды в крeматории III  Давида Олере (David Olere): «парикмахеры» и «дантисты» за работой в газовой камере. На заднем плане видна решетчатая колонна, в которую засыпался сверху Циклон Б.

Итальянский писатель Примо Леви был среди немногих, кто уцелел в Освенциме. «Формирование зондеркоманд, — писал он, — одно из самых дьявольских преступлений национал-социализма... Это была попытка переложить на других — в данном случае на самих жертв — бремя ответственности за содеянное, чтобы лишить их последнего утешения — чувства собственной невиновности».
Леви убежден, что зондеркоманды были необычайно важны для нацистов. «Мы, раса господ, — как бы говорили они, — мы ваши губители. Но вы ничуть не лучше нас. Стоит нам только захотеть — а мы хотим этого, - и мы сможем разрушить не только ваши тела, но и ваши души, так же, как мы разрушили свои». Нацизм, утверждает Леви, неизбежно разъедает души тех, кто становится под его знамена.
                **********

Давид Олер родился 19 января 1902 года в Варшаве и в раннем возрасте поступил в Варшавскую академию искусств. Художник оставался в Польше, пока ему не исполнилось 16 лет. Еще подростком, Олер выставлял свои гравюры по дереву в музеях и выставочных залах Данцига и Берлина. Позднее Олер работал в Европейском союзе кинематографистов в качестве художника, скульптора и архитектора.  Он также некоторое время работал для кинокомпании "Paramount Pictures" в Европе. В 1930 году Олер женился на Джульетте Вентура, и пара переехала во Францию, а вскоре у молодоженов родился первенец, которого назвали Александром.
После объявления войны Олер был призван в пехотную роту, а 20 февраля 1943 года он был арестован французской полицией во время облавы на евреев в Сенэтуаз. Сначала Олера поместили в тюрьму Дранси, затем депортировали в Аушвиц, где художник провел почти два года - с 2 марта 1943 года по 19 января 1945 года.

В лагере смерти Олер определили в специальную рабочую группу (Sonderkommando), ответственную за очистку крематориев и извлечение останков из газовых камер. Олер наблюдал за тем, как раздевались жертвы газовых камер, парализованные страхом и осознанием скорой неминуемой смерти, как сжигались тысячи "врагов Третьего Рейха", как фашистские ученые проводили медицинские эксперименты над пожилыми и немощными… Давид Олер стал одним из немногих пленников Аушвица, кому было суждено войти в темные помещения крематориев и газовых камер и выйти оттуда живым.
В январе 1945 года Олер принял участие в "эвакуационном марше ) в Аушвице и в мае того же года был освобожден американскими вооруженными силами в местечке Эбензее.
 
Работы Давида Олера представляют колоссальную документальную ценность, поскольку газовые камеры и крематории Аушвица не снимались на фотопленку, и лишь воспоминания Олера в рисунках и картинах дают реальное представление о том, что, на самом деле, происходило в лагере смерти. Именно Олер был первым очевидцем, выставившим на публику рисунки планов и структуры крематориев, объясняя, каким образом нацисты управляли своей фабрикой смерти. Находясь в Аушвице, Олер не творил ради искусства, его принудительно заставляли делать иллюстрации, писать и декорировать письма СС. Картины и рисунки Олера, сделанные художником после освобождения, превратились в своего рода дань тем, кому не удалось избежать ужасной участи жертв Холокоста. Олер считал, что должен был поведать миру об их страшной судьбе. В своих картинах он, зачастую, представал в качестве духа, тихого печального свидетеля, наблюдающего со стороны за нечеловеческими сценами, которые никогда не исчезнут из его памяти.
В 1962 году Олер перестал писать. Он умер в 1985 году. После смерти Олера вдова и сын продолжили его дело, рассказывая правду об Аушвице и чтя память жертв.
 
Картины и рисунки Давида Олера можно увидеть на сайте:                
* "Дантисты" – группа узников, которым надлежало вырывать изо ртов умерщвленных зубы с золотыми коронками.
* «Эль мале рахамим»  – так начинается молитва по душе усопшего (иврит)
* Серая зона (Die graue Zone)нем.яз. – территория крематория, названа так из-за серого пепла
* Апель – построение узников для переклички. На апеле заключенные не могли даже пошелохнуться. За малейшее движение – расстреливали.
* Зондеркоманда (Sonderkommando)нем.яз. – группа из узников, которые работали по сжиганию трупов
* Нары – железные тележки, установленные непосредственно перед заслонкой печи крематория, на которые клали трупы узников и заталкивали в печь.

                07.03-09.03.2009.
                Канада. Виннипег.