Почему я не читаю переписку известных поэтов С...

Григорий Варшавский
      В последние годы издано, да и теперь издаётся достаточно много книг и опубликованы статьи в журналах, содержащие переписку уже умерших известных уважаемых поэтов и писателей с их друзьями и приятелями, с родственниками или с любимыми обоего пола. Кстати, это относится и к выходящим ныне мемуарам любовниц, жён, матерей, иногда даже одного и того же известного лица. Среди творческих лиц, авторов писем, почему то немного художников (наверно некогда было, то «пленер», то выставка, то снова «пленер»). И уж совсем мало учёных. Оно и понятно. Каждый грамотный издатель понимает: "Народ хочет зрелищ". Ну а какое зрелище можно ждать от кабинетного "червя",  пусть даже там Героя..., лауреата и т. д. Правда, намедни прогремел Лев Ландау. Но я думаю, что после телепрограммы Гордона, Ландау в гробу перевернулся... хотя и был мужиком с юмором, а насчёт его баб - я не знаю - это личное дело, что работяги, что крестьянина, что академика, что последнего забулдыги. Так я думаю.
       Но это так, к слову. Лично я не читаю переписку известных людей, тем более поэтов и писателей, то есть тех, кто наделён от природы, от Господа - фантазией и тягой к преувеличениям или, наоборот, к обыденности. Ну, посудите сами. Пишет такой всеми уважаемый известный человек своему другу, или любовнице, или любовнику, или родственникам письмо, пишет и начинает задумываться. А как бы лишнего чего не написать, а как я после смерти буду выглядеть в глазах читающего мои письма общества? Я слышал от покойного своего отца, довольно известного московского журналиста и переводчика (автора перевода знаменитого романа археологии "Боги, гробницы, учёные") рассказ об одном очень известном советском писателе, лауреате и пр. Этот писатель состоял в переписке с одной окололитературной дамой, одновременно он состоял с ней же в интимной близости. и всякий раз, когда он посылал ей письмо из командировки, он тут же звонил ей и просил по прочтении зачеркнуть некоторые фразы. Заметьте, он не просил по прочтению сжечь. Всё-таки он не был чекистом. Но он понимал, что его более молодая подруга (она была лет на 20ть помладше), переживёт его, и останется с письмами, И она это то же понимала, Так они оба подготавливали посмертную славу писателя. Может это и байка, но, во-первых, только если по отношению именно к этому писателю, а во-вторых, красивая же, чёрт возьми, и главное, ну очень правдивая история.
       А возьмите это многочисленное племя родственников и любимых обоего пола, оставшихся после смерти известного человека, его наследниками, в том числе и писем. Это ж песня, а не история. Попробуйте, если вы издатель или, допустим, литературовед, купить, заполучить эти письма, нужные вам для издания книги или написания статьи, или просто для творческой работы. Адресаты, эти владельцы, да они вас изведут своими условиями, ограничениями, пожеланиями. Я, кстати, вспоминаю великолепный рассказ Андре  Моруа "Биография", напечатанный у нас, ещё в середине 60-ых годов прошлого века, в сборнике "Фиалки по средам". Прочтите обязательно, если ещё не читали. Вы убедитесь, что проблема, о которой я теперь говорю, всемирна. Так вот, возвращаясь к нашим "баранам". Все эти владельцы, конечно, не будут против опубликования писем. Наоборот, им же деньги, слава (многих из них и узнали то, только после издания писем). Нет, они за! Но дальше будет происходить примерно следующее и обычно одинаковое. Дальше такой владелец (владелица) говорит, Что вот это письмо можно, это нельзя, это через год после смерти, а то через 10 лет после выхода замуж их (с автором или авторшей письма) общей незаконно рождённой дочери или женитьбы их такого же общего сына. А вот это письмо разрешаю печатать только с третьего абзаца и кончить предпоследним. В результате бедный издатель издаёт, бедный читатель   (из тех - читающих чужие письма) вынужден читать примерно следующее: "..........мать! Какая природа.... мать! Как нам с тобою было хорошо после....мать!". И если вы( издатели или литературоведы не согласны, владельцы будут себе поживать, как та самая "собака на сене", которую великолепно сыграла в одноимённом телефильме моя любимая Маргарита Терехова.
         Правда, существуют, конечно, так называемые законы об авторском праве. Я не юрист, но слышал, что согласно им.  Издатели имеют право издать такие письма и без согласия владельцев, через определённое время после смерти автора писем. Но. Во-первых, надо, чтобы эти письма у издателя уже были, пусть под замком, пусть в сейфе. А во-вторых, закон в нашей стране, как давно известно, что дышло...  . Кстати, если бы не законы, о которых я разглагольствовал здесь, если бы не настойчивость учёных-литературоведов, нам бы и не узнать, что это было за "чудесное мгновение", о котором с таким упоением вспоминал Пушкин, посвятив свои гениальнейшие строки неведомой большинству читающей тогда России - Анечке Керн. А вот издали письма Пушкина, по моему, то ли к Вяземскому, то ли к Нащёкину (лень мне рыться в книгах, а так у меня есть это письмо). Издали, и весь свет узнал, что за "чудное мгновение" было у нашего Гения и у Анечки Керн, там, в усадьбе, в сенях, прямо на простом деревянном полу. Ну и что нового мы в результате получили? Вам это надо было? Лично мне - нет!
          Единственно, что меня примеряет в рассматриваемом вопросе это, нет не издание, а хранение такой переписки в соответствующих архивных местах. Вот там, пожалуйста.. Для учёных-литературоведов, чтобы они могли свои диссертации "защищать", или на худой конец - напечатать статейку (опять же для диссертации требуется) о некоторых особенностях нового прочтения старинного стиха всем известного поэта или прочтения знаменитого рассказа всеми уважаемого почившего "в бозе" писателя. Но и тут, всё должно быть до определённых пределов, иначе получается вот что.
           А получается действительно, чёрт знает что. В прошлом году была издана книга известного современного писателя, журналиста, "литературоведа", лауреата и т.д., довольно молодого и удивительно плодовитого господина N. Может вы его и узнали? Книга о жизни и творчестве знаменитого советского (по годам жизни) поэта, лауреата самых престижных премий. Ну, узнали, кто и о ком?  Ну ладно. Короче, дочка мне через Интернет - магазин (в свободной продаже книгу уже расхватали, хотя позднее несколько раз переиздали в течении очень короткого срока, и теперь, эта книга пылится в рядах подобной литературы- на магазинных полках: толстая - больше 700 страниц, и дорогая- аж за 600- 650 рублей). Я прочёл, добросовестно прочёл эту кладезь премудрости. До этого, я ничего не читал у этого автора, но жена уговорила меня почитать( на неё произвела решающее влияние реклама книги и автора в Интернете). Друзья мои! Помните "Собачье сердце" Михаила Булгакова? Вспоминаете ли знаменитые слова профессора Преображенского:"... А советских газет я не читаю ни до обеда, ни после; не читаю и вам не советую". И я вам,  мои читатели, тоже не советую читать рекламу в Интернете, впрочем не только в Интернете( сам прирабатывал рекламой на радиостанции "Максимум" в те "лихие" девяностые,  знаю, что говорю, поверьте).
Так вот, дёрнуло же меня, после прочтения книги, обратиться к переписке этого поэта с сёстрами и другими лицами. А надо сказать, у меня на лоджии, в большой коробке пылятся непереплетённые материалы из журналов на разные темы. Большинство из них таки не прочитано (некогда было), да и вряд ли будут уже когда либо мною прочитаны (не до того - сам в Интернете сижу на сайтах чуть не круглые сутки: жена шутит, была бы помоложе, уже ушла б от тебя. Да, ну так вот, я что-то искал в коробке этой, не помню что. И вдруг обнаружил эту переписку поэта с...   . Стал вчитываться, книгу то я только прочёл. Вчитался и обнаружил: бог мой, книга то, как минимум на треть, а то и по боле  составлена по этой переписке. Но в титуле, соавтор (адресат писем), почему-то отсутствует. И с тех пор господин N. стал мне не интересен, впрочем, как и я ему.   
        Перечтите, мои читатели, то что я уже написал, и вы, я надеюсь, поймёте почему я не читаю переписку известных уже умерших поэтов или писателей с....   . Прежде читал (по молодости и глупости), теперь не читаю и не буду читать, и вам не советую (чище будете). Хочется закончить эти заметки( эссе, как на нашем сайте это звучит, эссе- красиво,
"шорт побэры"( вспоминаете ли вы, как  и я, часто, этот великий фильм Гайдая, вечная ему память- Гайдаю, конечно). Так вот, читатели мои. Никогда не читайте чужих переписок современных российских поэтов и писателей ( я, надеюсь, что вы их переживёте); осторожно вчитывайтесь, если вам так "уж замуж невтерпёж"         (припоминаете ли школьные уроки русского языка, по моему, 5-ый или 6-ой к в переписку поэтов и писателей царской России ; и уж совсем не советую читать        (учитывая всё вышесказанное, а также всю историю Советского Союза, с его репрессиями, борьбой с "космополитизмом", с его шутками по поводу овоща Пастернака, совсем не советую читать письма советских поэтов и писателей. Опять же: "богу - богово, кесарю - кесарево", а я бы добавил: литературоведу - переписку. На этом, позвольте закончить: мыслей уже нет, да и кушать хочется. Я не на чём не настаиваю. Эта статья дискуссионная, и я жду рецензий, откликов и тому подобное. С искренним уважением, ваш  сотоварищ по сайту, автор.

P.S. Слава богу кончил. Статья сочинялась с 13 по 16-ое марта 2009 г. и печаталась лично мной сегодня -16-ого марта. Немного ранее я написал, а с помощью моей жены отпечатал в  WORD(е) другую статью на литературоведческую тему "как сочиняются стихи, я... не знаю". Помогавшая мне тогда,  моя жена, прочтя ту статью, сказала, что думает статья, которая ей понравилась, не найдёт своего читателя, во-первых, на сайте Стихи.ру, а во-вторых, не больно то короткая. Мы поспорили на бутылку водки, если выиграю я, и на бутылку хорошего вина, если - она. Я пил водку. Пусть немного, но несколько читателей и неизвестных лиц - прочли,  и я был горд. Эта была моя первая более-менее серьёзная "литературоведческая" работа в жизни. И вот теперь, когда новая статья набрана и сейчас, минут через 5 – 10, уйдёт к вам: я извиняюсь за возможные грамматические и синтаксические ошибки (жена уехала отводить внучку на танцы, в ДК "Меридиан"), за некоторый возможный "сумбур вместо мысли", но я не извиняюсь за свой тезис: «Никогда, дамы и господа, граждане и гражданки, товарищи(см. мою"историю России..." -на этом сайте), никогда не читайте чужих писем. Этому меня учила в детстве моя мама (научила); этому я учил и свою дочь, и тоже научил!»

                16 МАРТА 2009Г