Мысль и дело

Андрей Осетров-Суздальский
МЫСЛЬ И ДЕЛО

Любое теоретизирование и обучение лишь подготавливает к тому, с чем может столкнуться обучаемый, и всего лишь предполагает твоё отношение к тому, что будет происходить. Тебя учат только тому, что на том  пути, по которому ты пойдёшь, ты можешь встретить то-то и то-то,  и твои чувства будут реагировать так-то и так-то. Но это не значит, что всё именно так и будет. 

При вхождении в любую сферу профессиональной деятельности ученик сразу понимает, что каждому его шагу и действию сопутствуют определенные формы, запахи, теплота и влажность, звуки и цвета и многие другие характеристики, свойственные именно данному роду деятельности и совершенно неважные в другом деле. Очень скоро ты начинаешь понимать, что истинные знатоки дела здесь не те, кто теоретизирует и учит, а те, кто, возможно, вопреки обучению, прошёл сам эту дорогу и знает, как обращаться с предметами, здесь находящимися, по опыту, а не понаслышке.
Отсюда все ошибки людей и разногласия. Один понимает так, другой этак. Но смысл в том, чтобы самому пройти дорогу. Ты можешь понимать смысл происходящего и, тем более, объяснить его – с точки зрения того, чему тебя обучили – но ты узнаёшь последовательность действий, которые ты в этом деле совершаешь, и то, что им сопутствует в – реальности. Это самое важное. Твой опыт. Твоя дорога. 
Отсюда происходят сталкеры – проводники в неизведанный и непонятный обычному человеку мир. Они не знают, почему надо идти именно по той дорожке, по которой они всегда ходят, но они знают, что по этой дорожке можно пройти. Они не пытаются объяснить, как происходят  те или иные события и явления и почему именно так, а не иначе, но они по опыту знают, что происходит именно так. Люди, ищущие в науке объяснения тайн мироздания, происхождения жизни и смысла человеческого бытия, на определенном этапе осознают всё, о чём сказано выше, и начинают отводить науке и теории лишь положенное ей место: в лучшем случае карты предполагаемого путешествия. А в обычном случае – лишь проекта, плана действий в заданном направлении.

При первой же попытке науки материально воплотить теоретическую часть своих достижений всегда происходит катастрофа, более или менее масштабная, смотря по тому, какое направление выбрано и каких сфер касается эксперимент. Это факт  и закономерность, потому что человек почти всегда не имеет физической возможности (а может и не хотеть) пройти обозначенным теорией путём и испытать на себе последствия того, что он задумал. Наука, в том виде, как мы её представляем и имеем сегодня, не способна сделать очень многое из того, в чём нас усердно убеждают её популяризаторы и пропагандисты,  часто те, которых сами учёные не только ни на что не уполномочивали, но терпеть не могут.
Пройти же путь и научиться дано единицам, и их опыт вряд ли может быть кому-либо передан в той полноте, которая позволяет им самим, почти не думая, делать то, что они способны делать.
                2008 г.