Страшный сон Бетховена

Алексей Смирновъ
В 1981 году на фестивале "Золотой интеграл" в КПИ Юмостудия сварочного факультет КПИ поставила рок-оперу на мое либретто "Белый призрак или Страшный сон Бетховена".

Сюжет спектакля был незамысловатым: Бетховен засыпает над роялем, и во сне ему являетя Белый призрак, которому очень хочется убедить гения, что его труд напрасен и в любом случае будет растоптан попсой. При этом он демонстрирует ошеломленному композитору сцену в бане под музыку группы "Чингисхан", канкан под бетховенскую "К Элизе" и сцену кровавых инквизиторских пыток под один из тягучих и надрывных блюзов "Лед Цеппелин".

Именно эта сцена и стала источником ужаса, охватившего зал на третьем по счету представлении, которое в силу бешеного успеха спектакля было вытребовано у нас студентами политеха.

Мы тогда ввели в обиход на сцене массу технических эффектов, которые в те годы не снились и профессиональной сцене. Так, изобретением установок сценического дыма из жидкого азота еще несколько лет пользовалась телепередача УТ "Пять минут на размышление". Тогда же впервые в Киеве была скоструирована машина для мыльных пузырей, даже лазер умудрились использовать для рисования парабол на заднике, натянув презерватив с зеркальцем на подключенный к усилителям динамик.

Но отдельно готовились к сцене пыток. Чего только не перепробовали... Пытались огромными клещами сдирать кожу с пальцев (наполненный гуашью резиновый напальчник), но это хорошо смотрелось вблизи, но никак - даже с третьего ряда зала. Пробовали срывать огромный лоскут кожис живота (пластырь), было неплохо, но не ужасало. А вот перерезание горла (на горло крепится широкая металлическая пластина, к ней крепится презерватив с красной гуашью, и все это густо замазывается театральным гримом) огромным кухонным ножом... Это смотрелось настолько правдоподобно в белом свете прожекторов и рампы, что неподготовленного зрителя бросало в холодные мурашки.

К третьему выступлению секрет этого трюка уже не был тайной, поэтому когда беднягу, которого предстояло зарезать, грубо швырнули на стул подручные палача, зал тихо ойкнул. Все увидели, как пластина с презервативом упала на пол...

По залу сразу же покатился шум: как же ребята на сцене выкрутятся из ситуации. И практически у всех в зале волосы встали дыбом, когда палач, как ни в чем не бывало начал резать горло бедняге!!!

Насколько мне известно, в зале было два обморока, а одна из преподавательниц, приведшая на спектакль дочку-младшекласницу, закрыла руками той глаза и страшно завизжала...

А ведь никто и не заметил, что один из подручных палача почти сразу же после утери фальшивого горла незаметно поднял со сцены злополучную пластинку и в нужный момент приложил ее к горлу...

Вот так-то бывает в театре...