Системные игры

Виктор Шмаков
http://viktor-ch.livejournal.com/profile

Апокалипсис от Артёма. Гл.7. Системные игры
"Апокалипсис от Артёма" - это вторая повесть дилогии "1/3 против 70%".
В ней рассказывается о том, как Артём, один из героев первой повести "Евангелие от Антона", им же и написанной, пытается найти возможности и пути её издания.
Полностью книга "1/3 против 70%" опубликована на Проза.ру.
На Стихи.ру публикуются отдельные главы.
Краткое содержание дилогии "1/3 против 70%" см. на:
http://www.stihi.ru/2009/04/07/6366
---------------------------------------------------

На одном из сайтов прочитал как-то статью Сергея Локтева, которая помогла Артёму сформулировать и упорядочить некоторые свои соображения на эту тему. Сергей Локтев пишет:

"...системной игрой, по определению, можно считать любую разновидность коллективной "неодноактной" человеческой деятельности, осуществляющейся в той или иной степени по правилам, принятым среди участников этой деятельности. Таким образом, и шайка лохотронщиков и кружок "умелые руки", и движение в защиту животных, и партия любителей пива, и секта "Белое братство", и "союз меча и орала", как и вообще любые клуб, общество, союз, партия, конфессия и т. д. и т. п. – всё это примеры бесчисленного количества существующих среди людей системных игр. ...В какую же игру нам играть, если не играть, практически, невозможно? Стоит ли в той или иной системной игре быть активным игроком или можно удовлетвориться выполнением пассивной функции? Эти вопросы являются одними из главнейших в определении характера того или иного индивидуального бытия. Выведем за рамки рассмотрения, ввиду их немногочисленности, те случаи, когда человек остаётся лишь пассивным игроком экономической системы, а смысл своего бытия видит в индивидуальном творчестве. Во всех остальных случаях, если не вдаваться в анализ понятия смысла, то, очень приближённо, можно сказать, что найти свою игру – это почти всё равно, что найти смысл своего бытия. Предполагается, что любому человеку, не обременённому психическими отклонениями, подобные поиски свойственны, ибо чего, как не душевной комфортности, жаждет каждый в своей жизни, и что, как не возможность жить и действовать "в своей стихии", доставляет эту комфортность человеку в максимальной степени? ...Итак, если человеку хоть в какой-то степени небезразличен вопрос оправдания им своего собственного бытия, он должен (за исключением оговоренного варианта с индивидуальным творчеством) пытаться за время своего прохождения по жизни делать две вещи: искать для себя основную игру (основные игры) и, участвуя в ней (в них), стараться действовать максимально активно и эффективно. ...В любой системной игре есть как чисто созидательные, так и чисто реализационные моменты. Чем процент первых меньше, тем менее интересной и содержательной представляется игра. Системные игры вообще можно разделить на те, в которых творчество приложимо непосредственно к объекту игры, и на те, в которых творчество лишь обслуживает такой объект, то есть – является сопутствующим игре, что, само по себе, также уменьшает её ценность".

"Найти свою игру – это почти всё равно, что найти смысл своего бытия" – точнее, пожалуй, не скажешь. "Что наша жизнь? Игра!" – Александр Пушкин, "Пиковая дама". Ведь если присмотреться к самим себе и ко всем прочим, то действительно, в нашем поведении, в наших поступках, в мотивах к их совершению преобладает то, чему можно дать самое простое определение – игра. Игра, как норма и порядок поведения. Игра, как постановка цели и пути достижения её. Игра, как способ представления себя окружающим.

"Мнение о нас других людей – вот то зеркало, перед которым позируют почти все без исключения. Человек делает себя таким, каким хочет, чтобы его видели. Настоящий же, каков он есть на самом деле, неизвестен никому, включая часто и его самого, а живет и действует некая выдуманная и приукрашенная фигура", Митрополит Антоний Сурожский. Хорошо священник сказал, только следует добавить, что сказанное им, а также понятие игры, как образа жизни, к религии-то как раз и относятся в самой полной мере.

Человек по жизни выбирает себе какую-то роль, и следует ей. То, что мы можем полагать, что человек "выбирает" – это, конечно, во многом неверно. Выбор происходит, как правило, помимо его воли, процесс этот многофакторный, воля человека играет какую-либо относительно существенную роль только у сильных натур.

(Далее разговор об играх и ролях и все наши рассуждения об этом будут применяться в большей степени к таким из них, которые в своей идее как бы предполагают какие-либо изменения общества в целом, или какой-то его части. Для примера можно перечислить некоторые – коммунистическая идеология, гуманисты, правозащитники, либералы, движение монархистов. Или, например, уверовавшие в то, что религия – это духовность, и для общества благотворна.)

Игра – это ведь ещё и состязание, стремление быть впереди других, показать себя лучше, красивее, умнее, талантливее. Игра может предполагать достижение какого-то общественно значимого результата, но довольно часто поступки отдельных игроков могут вести не столько к достижению этого результата образовавшимся сообществом, сколько к получению игроком своих личных результатов или выгод. Причём может оказаться, что это в чём-то и в ущерб этой цели, общей для группы или для общества. Про "личные результаты" следует отметить, что это совершенно не обязательно какая-то корысть, тут более чем достаточно и одного лишь личного тщеславия, необходимости защиты его от кого бы то ни было. Например, в случае конкуренции с другими игроками, исполняющими схожую роль. Круг соратников образуется, чтобы обоюдно помогать друг другу в достижении своих личных результатов в какой-либо общей системной игре, их объединившей. Но каждый соратник – это ещё и конкурент. Внутренняя конкуренция, стремление к лидерству, не очень-то часто обоснованное и подкрёплённое, забывание в этой гонке и даже, по сути дела, предательство целей, изначально декларированных – всё это сплошь и рядом случается внутри этих сообществ. Это же игра...

Таково уж свойство человеческой натуры – стремление к игре. Она хороша для её участников тем, что вводит определённые правила и порядок в твой образ мышления, действий и поступков, что существенно упрощает затем процесс мышления и выбора. Достижение какого-либо конечного результата в игре не предполагается в обязательной и безусловной форме. Главное – это свою собственную жизнь игрой скрасить, превратить её в некую игру. Всё в природе стремится к минимизации своих усилий, и человек в том числе, и в том числе – и душевных усилий. Человек-то, как раз, в первую очередь, поскольку он со своим разумом умеет минимизировать все свои усилия ещё и за счёт других особей своего вида. Чем он всегда, во все времена и занимается. Игры, в которые он играет, бывают с очень высокими ставками. Взяв на вооружение коммунистические ли идеи, или национал-социалистические, идею о сверхчеловеке, или идеи религиозные, какие-нибудь "бесы" людей в этих играх проигрывают, и не отдельных, единицами, а тысячами, а то и миллионами...

То есть получается, что в борьбе против 70% своего животного начала, у человека есть лишь одна треть от Существа Разумного, на которую можно бы рассчитывать, но которая, выходит, и сама-то немногим лучше тех семидесяти процентов...