весна на берегах Сены

Арташес Петросян
   
Вот, наконец, зацвела весна на берегах Сены. Запахи и цвета, смешанные с тёплыми солнечными лучами, напоминают мне детство, и я мысленно перемещаюсь туда. И вот она - весна! Как же она неописуемо прекрасна на моей родине, в Армении.
   Есть характерные сходства  для всех южных стран - приход весны, но в наших краях она особенно красива. После долгой зимней спячки леса, сбросив свои зелёные наряды, кажутся какими-то голыми и исхудалыми. Складывается такое ощущение, что деревья все засохли и никогда вновь не оживут. Цепь лесных гор, уходя куда-то вверх, как-будто растворяется в бледно-сиреневом зареве. Смотришь в даль и не видно линии горизонта, она заслонена какой-то палитрой гамм бледных красок, переходя от белого до сиреневого. Горные вершины, прозрачные как хрусталь, как-будто растворяются в белом зареве в парящим над ними бледно-зелённом небе. А где-то пониже склоны и ущелья гор темнеют и утопают в низкой тёмно-синей рассеянной дымке.   
      
   Смотришь на всё это как на декорацию, автор которой - удивительная природа моего края. И вот в начале марта, как-будто подчиняясь чьей-то команде, в течение двух-трёх дней, эта декорация быстро меняется. Теперь, даже кое-где виден шквал полураскрытых листьев. А набухшие на деревьях почки создают впечатления зачатья, беременности и появление новой жизни. За несколько дней цвет гор от светло-сиреневого плавно переходит в светло-зелёный. И как-будто само небо меняет свой цвет. На смену серо-белому  приходит светло-голубое и местами прозрачно-лазурное небо. Эта игра красок не только плод красоты гор, но и чистота насыщенного кислородом воздуха, который как оптическая призма, пропуская через себя свет солнца, интерферирует «преобразует» его на цвета радуги.
            
   Воздух настолько чист и насыщен кислородом и азотом, что при вдыхании чувствуется приятное покалывание в лёгких. Он какой-то звенящий как-будто материальный на ощупь. Прогуливаясь по склонам гор, ты даже слегка пьянеешь, настолько воздух питателен и полезен. Смотришь - местами сквозь сиреневую завесу начинают пробиваться краски цветущих плодовых деревьев. Кое-где розовыми пятнами выступают кучерявые головки диких яблонь на фоне красующихся в белоснежных нарядах диких лесных слив. И вот, по какому-то вечному инстинкту, каким-то тихим гулом, всё просыпается вокруг и вливается в общую симфонию звуков и запахов. Взрывообразно меняется общая палитра зеленеющего леса. Здесь краски уже другие - от холодно-белого до тёпло-розового.
 
   Красиво пробуждается весна и здесь в парижском регионе, особенно на берегах красавицы Сены, но в горах Армении она уникальна.  Страна, где после великого потопа пристал Ноев Ковчег, страна, откуда разошлись все народы и народности, страна, которую обязательно надо увидеть воочию. Ученные говорят, что именно в Армении географически располагался райский сад, откуда за непослушание были изгнаны Адам и Ева. Проживая во Франции почти семь лет, я был приятно поражен, что природа её долин и гор очень схожи с Арменией. Особенно ярко видно это сходство весной, когда запахи и цвета наполняют меня трепетом, и я чувствую себя как дома.