Рецензия на стихотворение Артёма Шелеста Облака

Сергей Крюков -1
Рецензия на «стихотворение» Артёма Шелеста «Облака…».

Облака, облака, облака…
Облака, облака, небо синее.
Небо синее, вроде красивое.
Облака, облака надомной.

Надомной, над моею мечтой,
Облака, облака белым пламенем!
Тот огонь догорает слегка,
Потушите меня, облака.

Итак, перед нами, как заявлено, – бессмертное творение (Цитата авторского комментария – «потомки рассудят».).

Сначала идёт пятикратно повторенное слово "Облака".
Ну, что же, для того, чтобы задать вальсовый ритм, этот приём вполне допустим. Для чего ещё автор решил повторить пятикратно одно слово, догадаться сложно. Котюков говорит (надо полагать – со слов Наровчатова, который вёл его семинары в Литинституте), что гвоздь, забитый не с одого удара, а с двух, держится прочнее. Но – не с пяти же!
Только зачем же во второй строке этот ритм так жестоко ломается! Сохраняя его, мы сразу получим две сдвигологии, то бишь два звуковых слияния слов.
Если не сделать специальной паузы перед словом «небо»,  напечатанное можно прочитать не иначе, как:
"Облака, ОБЛАКАНЕ БОСИНЕЕ..." Или – чище того – "Облака, ОБЛАКАНЕБО синее..." –
а всё из-за того, что слово НЕБО в заданной автором ритмике осталось безударным!
А ритмика и выбирается как раз, исходя из ударений слов в строке.
Но этот грешок на фоне общей бессмертности творения можно было бы оставить и без внимания. Не классик же писал!
Перед нами рисунок: облака на небе, клочок неба… Но если бы просто – неба!
Тут автора осеняет НАХОДКА. Небо СИНЕЕ. Да, небо, конечно же, как правило,  голубых тонов или синих, бывает чёрным, хотя в живой природе абсолютно чёрного цвета не найти, бывает белым, как я его видел над Иерусалимом, розовым, красным, лиловым… Но в стихотворении, претендующем на бессмертие, такая находка, как СИНЕЕ НЕБО, сравнима разве что с находкой топора в собственных сенях под лавкой.
Но и это – для начинающего дилетанта – не смертельный грех. Это – из области излечимого. Тому, что в стихах нельзя безоглядно, как основной инструментарий, особенно в зарисовках, использовать (разве что специально) завязшие в зубах штампы, а также слова из ряда – красивый, прекрасный, отличный… – научить можно.
Если автор сам этого не понимает, он может принять опыт профессиональных лингвистов. Хотя, конечно, при этом шансы его стать в литературном ремесле заметным – значительно ниже.
Научить можно и тому, что предлоги пишутся в русском языке отдельно от слов.
А в представленном клиническом случае автор вообще принял предлог НАДО… – за приставку, хотя приставки к местоимению может лепить только вопиющий "отличник", которого никогда не научишь чувствовать чуждый ему язык.
Но в нечувствительности к языку автор опуса далеко не одинок.
Тугие на ухо – сидящий во множестве ушей Вознесенский
("Край пронзительно любимый,
Ты всегда меня поймешь,
Гениальная равнина
В белых клавишах берез...")
или какой-нибудь Воденников
("Так пусть же будет жизнь благословенна:
как свежемытая рубашка — на ветру,
как эта девочка — которая нетленна,
как эти мальчики, которые — в цвету...")
никогда, сколько бы их ни раскручивали, в России большими поэтами стать не смогут. Они просто фальшивы, из-за чего их талант (а они безусловно талантливы) остался нереализованным.
А вот, например, у Пастернака, в противовес имярекам, порой срабатывало тончайшее чувство языка ("...И реплики леса окрепли..."). Правда, и оно непостижимым образом обрушивалось в его гениальных промахах ("...А ты прекрасна без извилин...").
Но это – уже вопрос литературного слуха, а не слуха языкового.
Версия опечатки Артёма, к сожалению, отпадает, поскольку нонсенс повторен дважды. Как бы – с претензией на новые правила языка. Но! – чтобы устанавливать новые правила, нужно, ну, хотя бы, знать существующие.
Можно научить и тому, что в стихах основная несущая энергетика заключается в глаголах, а здесь на два катрена автор, натужась, сумел выдавить только два глагола. Блоковское: «Ночь, улица, фонарь, аптека…» - здесь не работает, поскольку мастер в дальнейшем настолько насытил действием своё произведение, что его безглагольное перечисление в начале стихотворения сравнимо разве что с низким затянутым стартом тяжёлого бегуна на короткие дистанции. В середине стихотворения даже существительные (исход…) несут в себе движение, хотя и отрицаемое фабулой.  А гармония произведения достигается закольцовыванием не только словесным, но и динамическим.
В безглагольности, кстати, кроется одна из основных причин чужеродности поэзии Бродского русскому языку. В совокупности с цинизмом и чернушничеством.

Но мы пока далеки от самого бессмертного приёма автора, приёма, к которому я обращусь всё же несколько позже.

Во второй строфе автор не нашёл ничего лучшего, как ограничить высоту собственной мечты уровнем облачности: «Облака    над моею мечтой» Не об этом ли образе он так настойчиво твердит! Надеюсь, что нет.
 Но мы,  наконец, подходим к основному.
Итак, автор мог уйти от главной неудачи своего опуса, напиши он хотя бы:
«Небо синее, небо красивое»… Здесь СИНЕЕ – плохо, КРАСИВОЕ – ужасно, но не так ЧУДОВИЩНО, как в оригинале.
Клочок выбившегося из облачности неба – ВРОДЕ красивый. Понятно, что, употребляя сленгизмы из ряда ПО ТИПУ, ЧИСТО…, используемые как вызов уровню нашей национальной культуры или просто как плевок в окружающий мир, молодые люди теряют чувство языка. Но не настолько же! Употреби автор сочетание ЧИСТО КРАСИВОЕ или ТИПА КРАСИВОЕ, он показал бы, что пользуется специальным приёмом. Но, увы, здесь – совершенно иной случай.
Автор-то пытается как раз уйти от сленга, заменяя указанные примеры именно СООТВЕТСТВУЮЩИМ СЛЕНГУ АНАЛОГОМ.
ВРОДЕ здесь по смыслу и есть ЧИСТО или ТИПА.
И это – в высоких стихах о высоких мечтах!
Итак, клочок неба – не то красивый, не то – не очень, автор и сам этого понять не может, и нас, читателей, «грузит своей непоняткой». Наверное, эту образность читатель по указанию автора должен разглядеть в его бессмертном творении.
Едем дальше.
А вот "ОБЛАКА БЕЛЫМ ПЛАМЕНЕМ...", если закрыть глаза на всё те же слияния слов, мне бы понравились.
Это – просто хорошо. Достаточно зримый образ, неплохой звукоряд. Аллитерация работает.
Но как же катастрофически мало этого для представленной миниатюры!
Ну, и, наконец, две последние строчки, которым можно было бы доверить миссию вытянуть из руин за шиворот неудающееся произведение, окончательно губят его, добивают без права на выживание.

«Тот огонь догорает слегка». Как это можно ДОГОРАТЬ СЛЕГКА!
Догорать – это завершать процесс горения. СЛЕГКА ЗАКАНЧИВАТЬ ГОРЕТЬ.
СЛЕГКА УХОДИТЬ, СЛЕГКА БРОСАТЬ КУРИТЬ, ЧУТЬ-ЧУТЬ ЗАБЕРЕМЕНЕТЬ, НЕМНОЖКО УМЕРЕТЬ…
Ребята дорогие, ну как можно подобным хламом наполнять мировое информационное пространство!
Ведь такие, как вы, и ещё более молодые, читают и поневоле впитывают в себя подобную галиматью!
А в последнем стихе налицо – чистый алогизм. Горят белым пламенем ОБЛАКА, а тушить лирический герой просит СЕБЯ. Горящими облаками тушить НЕ горящего лирического героя!
Ну, начитался юноша стихов о горении в чувствах – и ляпнул. Авось, да у меня получится! Нет, браток, не получилось. Чтобы настоящий огонь пробился, гореть нужно по-настоящему. СЛЕГКА гореть – только порох тратить.
Вот, например, как у Тютчева: "Угрюмый, тусклый огнь желанья".
И не надо считать, что, если к тебе это, как в отклике на моё замечание было сказано, «ПРИШЛО», то это – гениально. Чтобы приходило гениальное, и канал должен научиться открываться (чувства должны быть не напыщенны, а глубоки, а значит, и личность, душа должна быть "глыбой"), и призма (инструментарий поэта, знание и чувство языка и философская концепция автора, ощущение себя в окружающем мире), должна быть чисто отшлифованной, со строго выверенными гранями. Тогда и заработают те самые резонансы, в результате которых после тебя может что-то, кроме тлена, при определённых условиях остаться.
А вместо того, чтобы попытаться понять сказанное, дерзить в ответ, бросаясь красивыми словами, – это, дорогой мой, – уровень личности. От этого уже не уйдёшь. Работу над своими стихами необходимо начинать с работы над собой.
С уважением, Ваш покорный слуга.


Высшие Литературные Курсы им. И.А Бунина объявляют набор слушателей
на Курс "Практической поэзии", который ведёт Сергей Константинович Крюков.
http://xn--h1aebwfdi0e.xn--p1ai/index.php/nabor/portfolio
По всем вопросам обращаться через почту^ skkryukov@mail.ru