На пару с совестью глазастой

Татьяна Кувшиновская
Фото - поэтический вечер в мае 2008 года - Политехнический институт

Татьяна АРКАДЬЕВА (псевдоним для "хвалебных" статей) 
(статья для газеты "Политехник")

Неожиданно для меня, скажу по чести, всплыла из пучины нынешнего бушующего моря издательского дела «АВРОРА» (журнал «АВРОРА», хорошо знакомый мне по молодости моей).  Взяв в руки и с пристрастием ознакомившись с полиграфически достойно оформленной книжкой, я с радостью обнаружила исконно ленинградскую, интеллигентную подборку литературного и иллюстративного материала.
За долгие годы разлуки мне на счастье попался номер (№1 за 2008 год), тематически посвященный Политехническому институту (теперь Санкт-Петербургскому Государственному Политехническому университету), его истории, знаменитым выпускникам, главным образом тем, кто сказал своё слово не только в специальности, указанной в дипломе, но и в словесности. Откровением для меня явилось, что Евгений Замятин, автор знаменитого романа-антиутопии «Мы», был выпускником Политеха, и Даниил Гранин тоже учился в этом высшем учебном заведении.
Под рубрикой «Непрофильная продукция Политехнического» помещены литературные труды причастных к жизни института (простите, университета) состоявшихся прозаиков и поэтов.  Поэт Игорь Кравченко, в Союзе писателей с 1969 года, в Политехническом – преподаватель кафедры «Отечестенной и зарубежной культуры». Игорь Георгиевич на страницах «Авроры» выступает с главами автобиографического романа «Не зову, не забуду». Очень корректно, без ложной скромности, но и не выпячивая собственное «Я», автор вспоминает эпизоды своей жизни: забавные случаи и значимые встречи. Встречи не только со старшими современниками – известными поэтами Павлом Антакольским, Александром Твардовским, Глебом Семёновым, но и возможно подлинным автографом Михаила Юрьевича Лермонтова. Подкупает доверительная манера рассказа о насыщенных событиями годах юности лейтенанта, только-только окончившего ленинградскую Военно-Медицинскую Академию. Ностальгическая нотка едва улавливается и не напрягает: нет ни «ахов», как было хорошо, ни «охов», как было плохо – была жизнь во всех её проявлениях, были годы молодые, которые навсегда останутся незабываемо чудесными.
Игорь Георгиевич Кравченко в Политехническом руководит ЛИТО – литературной студией «Меловая черта». В студии занимаются и студенты, и окончившие учёбу, и пенсионеры, чувствующие потребность в самовыражении и критическом разборе результатов литературных потуг.
    Вынесенная в заголовок цитата «На пару с совестью глазастой…» из стихотворения Ренара Взятышева, старшего из участников студии, которых Игорь Георгиевич представляет в рубрике «Как наше слово отзовётся», и послужит мне в объективно-субъективном обозрении этой рубрики. Я изнутри знакома с творческим процессом литстудии.
Доброжелательность и требовательность руководителя студии к культуре слова создаёт обстановку творческого единения студийцев, чуткого отношения к личности авторов при разборе произведений. Бескорыстное сотворчество царит на занятиях студии и общая искренняя радость при удачно найденном слове заставляют надолго прилепляться к этому островку взаимной приязни. Результат – публикации в различных изданиях, участие студийцев в Конференциях молодых писателей Северо-Запада и, что отрадно, принятие их в Союз Писателей.
Татьяна Томах и Полина Штурбина в 2008 году получили членские книжки в Санкт-Петербургском отделении Союза Писателей России.
Стихи Полины Штурбиной лирико-психологичны, трогательно-эмоциональны. Наблюдая, переживая обычную, казалось бы жизненную, ситуацию, Полина при описании её выходит на обобщение, поражающее своей глубиной и неординарностью. Пять стихотворений в подборке объединены темой хрупкости отношений и межличностных, и человека с живыми существами и даже рукотворными, в которых раскрывается глубинная суть характера персонажа.
«Люди мечутся в поисках счастья
И не видят, что топчут его».
Этот же лейтмотив прослеживается в рассказах Татьяны Томах «Время вспоминать» и Андрея Демьяненко «Обычный человек». По сути, к этому «обычному человеку» тоже пришло время вспоминать, анализировать и принимать решение касательно своей дальнейшей жизни, как и в рассказе Татьяны Томах, где катализатором переосмысливания становится наделённый недетской мудростью десятилетний мальчик, (а может быть, мы в своём эгоизме предпочитаем не замечать тонкости и чуткости юного сердца, которое в таком, увы, не редком обстоятельстве жизни, как разобщённость когда-то близких людей, противостоит данности и делает отчаянные попытки гармонизировать нашу жизнь).
Социальный мотив прослеживается в стихах умудрённых жизнью поэтов Виктора Соколова и Ренара Взятышева.
Аллегоричность, присущая Виктору Соколову,  предоставляет читателю сопоставить мироощущение поэта со своими ассоциациям, и, что интересно, автор, подытоживая поэтическую речь, всегда находит, казалось бы, простую, но глубокомысленную фразу, плавно возвращающую нас к земному бытию:
«Лети возвышенная птица –
…………………………….
А жизнь заставит приземлиться –
И не взлетишь!»
В журнале Виктор Соколов представлен также очеркомрассказом «Послезавтра в «Глаголе»» о театре «Глагол», который 37 лет живёт в стенах Политеха. Являясь художественным руководителем Студенческого Клуба, Виктор Алексеевич и сам участвовал как актёр в спектакле «Вишнёвый сад» в роли Фирса. Любопытен его очерк тем, с какой любовью ведётся повествование о театре, о неотъемлемой составляющей интеллектуальной и духовной жизни Университета, о его стержне – людях, посвятивших себя творчеству и заражающих своим энтузиазмом студенчество.
Но вернёмся к стихам литературной студии «Меловая черта».
Стихи Ренара Взятышева – раздумья о человеческой индивидуальности, о коллизиях жизни, о судьбе страны; о совести и совестливости; оценка жизненного пути:
«Я не вещами ценными богат.
Хоть в жизни были финиши и старты.
Мой коллективный, в меру скромный вклад,
во многих точках обновлённой карты».
А вот тридцатилетний Константин Гусев выступает с рефлексирующими стихами, возможно, это результат ностальгии человека, оторванного на многие месяцы от родной страны.
«Оставшись вдруг наедине –
Среди людей, но в стороне»,
приходится
«И дальше жить, а не мечтать».
Сильная половина человечества хотя и сильна, но есть у неё свои «ахиллесовы пяты».
Юная же часть прекрасной половины, как и положено ей – в палитре чувств и эмоций. Тут и «одинокая прогулка» Анны Сушанской:
«Тёплый день не виноват
В том, что мёрзну я в разлуке»,
и «запах солнца у любви» Марины Носачёвой, и весёлый смех, прогоняющий тоску, Виктории Логашкиной...
Достигшие в своём творчестве определённого уровня мастерства, поэтессы – завсегдатаи студии: Анна Дубинская, Елена Качаровская, Тамара Второва и Татьяна Кувшиновская представили более широкий тематический спектр.
Подкупает виртуозная ироничность стихов Елены Качаровской. Стихи Анны Дубинской – отражение интровертности её натуры, ищущей, сомневающейся:
 «Наверно рухнет на меня
Моя же хрупкая броня
Из моего терпенья».
Противоположность Анны – экстраверт Татьяна Кувшиновская. В её стихах открытость, приятие мира таким, каков он есть:
«Жизни листаю страницы,
Счастья страницы листаю».
Вот и я стала счастливей, прочитав майский номер журнала «АВРОРА» за 2008 год.

Татьяна Аркадьевна Кувшиновская