Сергей Есенин в Харьковском университете

Николай Купин
            
           - Я никогда не думала, что такой голос у Есенина,  - шепчет девушка своей подруге.
Весь зал наполняет полный надрывной экспрессии голос поэта. Есенин читает Монолог Хлопуши:
  - Проведите, проведите меня к нему,
  Я хочу видеть этого человека!

            В актовом зале университета проходит встреча с поэзией великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. В правом углу авансцены развёрнута книжная выставка «Сергей Есенин в воспоминаниях современников», старательно укомплектованная работниками ЦНБ, слева – большой портрет поэта.
            Вспыхивает экран, и мы отправляемся путешествовать в Страну берёзового ситца. Выразительно и напевно звучит виолончель, лёгкой грустью вторит ей скрипка. Выходят чтецы:
 - Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком…

            Чистые, задумчивые стихи, задушевная музыка, лимонный свет прожекторов создают иллюзию русской осени, и в переполненном тишиной и людьми зале родниковым блеском искрятся глаза.
            А потом чарует слушателей романс «Не жалею, не зову, не плачу»… Это поёт Ася Новикова, и кажется, что вместе с нами заслушался и сам Поэт.
            Вновь на экране кадры, снова разносятся стихи, и мы уже ясно представляем, как много пришлось потрудиться организаторам вечера над сценарием. Стихами поэта прослеживается нелёгкий жизненный путь лирического героя, его элегическое расставание с родным сельским уютом, его болезненные искания «в разворочённом бурей быте», его любовь к голубой сказочной стране, «где жила и пела Шахразада», и, наконец, обретённая Родина  - «страна в бушующем разливе», куда герой хочет «плыть жёлтым парусом».

           Звучат романсы, стихи, воспоминания Горького и Маяковского. А потом – возвращение к ранней лирике поэта: «Еду тихо, слышны звоны»…
           И это оправданно. От поиска места в обществе сценарист переносит героя в детство. Тут же и другая, параллельная концепция – лирический герой отправляется к матери, которую он по-сыновьи пламенно любит и с кем искренно советуется. Образ становится более ярким и рельефным. Решение найдено верное. Небольшой самодеятельный ансамбль задушевно поёт: «Ты жива ль ещё, моя старушка?»

           Очень интересно прошёл этот вечер, выступления самодеятельных артистов щедро награждались аплодисментами. Отличное чтение Линой Левицкой, Юрием Кузьменко, Натальей Галкиной, романсы, выполненные Асей Новиковой, Юрием Фесенко и Владимиром Семиноженко, всем очень понравились. Остаётся надеяться, что подобные литературные вечера станут в университете традицией.

             
        (Моя публикация в газете «Харківський університет» от 1 декабря 1970 г.)