Рассказы. Глава 4

Борис Кочетков
Глава 4. О том, как машинист с дружками дорожного вора поймали.


Филя далеко не зря опасался, что их пребывание на платформе может быть обнаружено дежурным по станции или кем-нибудь ещё из железнодорожников. Дежурный, что стоял на станции и наблюдал за порядком возле остановившегося поезда, не заметил, что кто-то едет на полупустой платформе. Прикуривая на ветру, он лишь увидел пробегавшего мимо него Тобика и оставил вначале это обстоятельство без внимания. Но, закурив, он вспомнил, что видел эту собаку у машиниста в кабине тепловоза, а по описанию в телеграмме она точно соответствовала собаке, объявленной в розыск по просьбе её хозяйки.  Он вспомнил, что в телеграмме говорилось не об одной собаке, а о трех и делалось предположение, что все они, возможно, украдены и вывезены  со станции Солнечная на проходящем поезде. Вспоминая всё это, дежурного удивило то обстоятельство, что машинист взял щенка с собой в столовую и говорил с ним, как с человеком, которому нужно знать время отправления поезда. Но ещё больше его удивило то, что этот щенок нёс на себе большую связку сарделек явно не для себя, а для кого-то ещё. «Так тащит охотничья собака пойманную дичь своему хозяину - охотнику. Видимо, настоящий хозяин этой собаки скрывается где-то в вагонах, и щенок тащит ему еду. Возможно, что тот, кому тащит сардельки этот щенок, держит при себе и двух других разыскиваемых собак. Надо бы проследить за ними",- решил дежурный. Но собака машиниста куда-то исчезла, словно сквозь землю провалилась. О своих наблюдениях и предположениях дежурный решил рассказать машинисту и с этой целью направился в столовую.


 Машинист внимательно его выслушал и сказал, что догадывается о том, что на поезде едет ещё кто-то, но только не хозяин Тобика. Конечно же, и не тот, кто мог бы украсть трёх щенков и везти их по железной дороге "зайцем". ,,Скорее всего Тобик понёс сардельки своим дружкам, о которых говорилось в телеграмме и которые просто сбежали от своих хозяев. Кстати о сардельках, - заметил машинист, - я их сам купил по просьбе Тобика. Интересно, что от одной сардельки он отказался, а когда я ему подал связку сарделек, он их схватил и тотчас исчез. Впрочем, я уверен, что к отправлению поезда, Тобик вернётся и приведет с собой своих друзей. Если  это случится, то этого щенка-умницу я возьму себе и не отдам прежней хозяйке ни за какое вознаграждение. Такой щенок - для меня и есть сама награда. Однако пора в путь отправляться, - сказал машинист и, взяв сумку с продуктами, направился к выходу. - Тете Глаше большой привет и огромное спасибо от моих изголодавшихся, теперь уже сытых друзей", - весело прокричал он и  закрыл за собой дверь.

Заняв привычное своё место в кабине тепловоза, он дал первый гудок к отправлению и с некоторым беспокойством стал ждать появления Тобика. Что так звать этого симпатичного пса, он определил по надписи на металлической пластинке, прикреплённой к ремешку, который, как браслет  руку,  облегал шею собаки. «Неужели не придет, неужели он всё понял из моих разговоров с ним и решил сбежать от меня, как сбежал от своей хозяйки, чтоб вкусить всю прелесть свободной собачьей воли? Вот, что значит свобода! Даже собака понимает и предпочитает сытой, но в ошейнике, жизни - собачью волю и свободу. А если придет? Тоже будет удивительно для собаки. Значит, она понимает наш человеческий язык и привязанностью отвечает на заботу о ней, поступает как истинный друг".

Он дал второй гудок, и в открытую дверь кабины впрыгнул Тобик, так легко и свободно, словно он это делал много раз. "Вот так прыгун?"- удивился машинист.

-Ну, что поедем дальше? - спросил он. - А где сардельки? Неужели ты их все съел или закопал где-нибудь в укромном местечке на черный день? А может ты поделился ими со своими собратьями, но их что-то не было видно на станции? - Машинист буквально засыпал Тобика своими вопросами, а тот молча стоял и казалось, что его глаза выражают не только понимание того, о чём спрашивает его машинист, но и отвечают ему на все вопросы.

С началом третьего гудка тепловоз медленно тронулся и с каждым метром всё более ускорял свой могучий и раскатистый, как гром, бег по рельсам. Тобик устроился у левого окна. Он с интересом наблюдал, как мимо него проносятся и лес, и речка, и мост через нее, и озеро, и деревня вдали, и одинокие дома и деревья, и станционная сторожка с вышедшем с флажком железнодорожником, и  необозримые поля, и многое другое, что он не однажды видел, и что не видел ни разу, но всё увиденное представлялось ему в новом свете и потому радовало его так, как радуется ребенок, взявший в руки новую игрушку. Он радовался и, радуясь, пел весело-шутливую собачью песню:,,Это поезд для собак, он стучит по рельсам так ..." Внезапно Тобик  зарычал, чем очень удивил машиниста.

-Что-нибудь случилось? - спросил он его, и тот всем своим видом  показал, что  заметил опасность. - Интересно, что он там увидел, - подумал машинист и выглянул в левое окно.

В это время поезд шел, делая небольшой поворот влево, и машинист отчётливо увидел, как по крышам вагонов пробирался человек к середине состава, к вагону, в котором находился самый ценный груз.

"Это ещё что за штучки такие", - подумал машинист и включил рацию.

Но то ли связь прервалась, то ли на станции в это время никого не было, но, сколько не повторял свой позывной машинист - войти в связь с дежурным по станции ему не удавалось.

,,Что делать? - непрерывно думал машинист. - Сейчас начнется длинный подъем, в конце которого перекрёсток железной и шоссейной дорог. Вор непременно им воспользуется, чтобы покинуть поезд  до того, как он прибудет на станцию. По всему видно, вор понял, что обнаружен, и,  совершив кражу, а помешать ему никто не может, скроется, спрыгнув с поезда в конце подъёма".

Машинист был не только добрым, но и храбрым, и честным малым. Переведя ручное  управление на автоматическое, он выбрался из кабины и, прыгая с платформы на платформу, стал быстро приближаться к вагону, в котором скрылся вор. Тот, видимо,  почувствовал опасность и выглянул из вагона. Прямо перед ним на соседней платформе стоял машинист и пытался шестом закрыть подвижную дверь товарного вагона, а в нем вора. Увидев его, машинист крикнул: ,,Стой! Стрелять буду!" Никакого оружия у него, конечно, не было. И крикнул он для того, чтобы напугать вора и заставить его сдаться. Но тот, увидев, что в руках машиниста ничего нет, выбросил мешок с одеждой и выпрыгнул сам. Скатившись по склону, он вскочил на ноги и стал махать руками машинисту, смеясь и крича ругательные слова.

Вдруг машинист увидел, как поведение вора резко изменилось. Он закрутился  точно ужаленный, стал отбиваться от наскочивших, и неведомо откуда появившихся, на него  собак. Но никак не мог от них избавиться, так как две из них крепко вцепились в него зубами, а третья так ловко и быстро крутилась у него под ногами, что, сделав несколько шагов, он свалился на землю, не в силах им оказать какое-либо сопротивление.

Машинист в этой своре разглядел Тобика и понял, что тот вместе со своими дружками задержали вора. Так поступают специально обученные собаки пограничников с нарушителями границы. Машинист мгновенно принял решение. Он нажал на стоп-кран и, остановив поезд, бросился на помощь Тобику и его друзьям. Он успел вовремя, так как вор уже лежал, охватив голову руками, и громко звал кого-нибудь на помощь. Весь его вид говорил о том, что он и сам не рад тому, что позволил себе поглумиться над машинистом. Рядом с ним валялся мешок с краденой одеждой, а вокруг него кружили, как в хороводе, Филя, Тяпка и  Тобик и не позволяли вору подняться.  Как только машинист подбежал к ним, собаки отскочили в сторону, уселись и стали весело переглядываться, довольные своей работой.

-Ну, молодцы! - похвалил их он, - а ты, - сказал он, обратившись к вору, - быстро поднимайся, забирай мешок, пойдешь с нами и чтоб без всяких попыток к бегству, а то сам понимаешь, чем это для тебя может кончиться. Я им больше мешать не буду. Ясно, о чём говорю? На станции сдам тебя милиции. Всё. Все вперёд! - И они споро направились к тепловозу.

Первым в кабину прыгнул Тобик, за ним так же легко прыгнул Тяпка.

-Теперь твоя очередь, - сказал вору машинист, и, подтолкнув его, поднялся вслед за ним сам.

Филя не стал торопиться занимать место в кабине. Он внимательным и быстрым взглядом оглядел тепловоз, словно подыскивая себе более удобное место и, только когда машинист поторопил его с посадкой, прыгнул на площадку и улегся на ней. «Ладно, сиди там", - подумал машинист, догадываясь, что он среди них самый главный пес, и тронул железную махину-тепловоз с места.

Через два часа они остановились на станции, где их поджидала команда железнодорожников и охранников с палками и ошейниками в руках. Все они приготовились искать в вагонах состава сбежавших щенков, о которых передал по телефону бдительный дежурный с предпоследней станции. И были крайне удивлены, когда все три собаки одна за другой стали выпрыгивать из кабины под веселый смех и прибаутки машиниста, весело глядевшего на оторопевших от этой сцены ловцов ''собачьих душ''.
 
-Принимайте героев с музыкой. Они поймали вора, того самого, о котором писали все местные газеты, как о неуловимом охотнике за перевозимым по  железной дороге дефицитным товаром.

Машинист подтолкнул к выходу вора, и тот нехотя и неловко спрыгнул на платформу. Он быстро оглянулся вокруг, собираясь скрыться от изумленных охранников, буквально опешивших от такой с ним встречи. Но, увидев рядом с собой строгого Филю, цепкого Тяпку и ловкого Тобика, отказался от намерения бежать и лишь, заложив руки за спину, спросил: «Бить будете?"

Торопясь и захлебываясь словами, он стал просить, чтоб его поскорее куда-нибудь отправили подальше от этих собак, от которых он натерпелся страху больше, чем от лютого волка в лесу однажды зимой.

Старший команды повёл его в сопровождении собак в дежурную комнату, а навстречу им спешил милиционер, который всю эту  картину наблюдал из окна дежурки и теперь заряжал свой пистолет "ПМ",  понимая какого опасного преступника, задержал тот улыбающийся машинист со своими четвероногими друзьями.

Дежурный по станции тем временем дотошно расспрашивал машиниста о происшествии в пути, а стоящий рядом с ним журналист из местной газеты записывал тот рассказ в свой журналистский блокнот, радуясь выпавшей на его долю удаче в подготовке сенсации-сообщения о поимке вора в супернеобычной обстановке. Эту историю он и поведал читающей публике небольшой железнодорожной станции и поселка в газете, которая на следующий день вышла двумя тиражами: утром и во второй половине дня, но уже по просьбе продавцов газет и делегаций от жильцов поселка. То был небывалый случай в её истории, а может быть вообще в истории печати: таков был спрос на газету и в поселке,  и на соседних станциях.

В суматохе, связанной с ведением следствия, расспросами и рассказами  о происшедшем, все члены станционной команды как-то забыли, зачем они собрались в этот час на станции и с какой целью. Зато хвалебных слов в адрес собак машиниста сказано было предостаточно и сделано много фотоснимков всех четверых участников поимки вора. Так впервые фото наших друзей появилось в печати, а мир узнал о необыкновенной тройке щенков, чьи последующие поступки становились всё более сенсационными, а сообщения о них стали появляться в центральных газетах даже раньше, чем в местных.
Наконец машинист получил команду на отправление поезда, и наш состав вновь загремел по железной дороге, но теперь друзья ехали все вместе и развлекались тем, что пересказывали и пересказывали со всеми подробностями происшедшее с ними приключение. А машинист, время от времени, поглядывая на них, пытался угадать, на что они способны еще, и еще, и ещё.