Гражданскому браку

Александр Виноградов 2
Гражданский брак, мерило чести,
Ты на Руси позором слыл,
Но вот теперь, благие вести,
Без писанины, лживой лести
Ты нас на подвиг вдохновил.

Теперь, любя подругу нежно,
Легко по жизни нам шагать,
Коль слово данное небрежно,
Когда нам нужно, мы поспешно
Всегда обратно можем взять.

И нас сомнения не гложут.
Формальность, паспорт не указ.
И церковь помешать не сможет
Любовь проверить и, быть может,
Начать сначала в какой раз.

Теперь боюсь ходить я в связке.
Второй захочет ли страдать?
Без сожалений и опаски
Тебя повисшего в обвязке
Обрезать может и сбежать.

Зачем спасать тебя стараться?
Увы, уж слишком ты тяжел.
В гражданском браке отказаться
Всегда мы сможем  попытаться,
Сказав: «Он мне не подошел».

В жизни бывает всякое. Некий идеал, общественная мораль стали чем-то очень индивидуальным, личным, относительным. Но меня всегда бесило и бесит, когда собственная корыстность и каприз возводится не просто в жизненный принцип, а облекается в вид некой и притом еще гуманистической философии. Нет, чтобы сказать: я пекусь только о себе и о своей выгоде, чтобы получить побольше, дать поменьше и притом еще не отвечать, я хозяин своего слова: захотел – дал, захотел – взял обратно. Так нет же: мол, все для ближнего, мол, высокие чувства и ответственность. Вот так обстоит дело и с так называемым гражданским браком, а по-русски говоря сожительством. Казалось бы, вещь весьма скабрезная, и гордиться здесь нечем, но мне приходилось слышать следующие рассуждения.

Зачем сковывать себя какой-то формальностью: штампом в паспорте или церковным венчанием. Любовь это, де, высокие чувства, им такая «смазка официальностью» не нужна, а вот какая-то проверка  необходима. Нужно вместе пожить где-то годик, а там посмотрим продолжать отношения, жениться или разбегаться. Все, конечно, на честном слове. Я, де, горой за высокие чувства, ни детей, ни подругу не брошу. А всякие требования, формальности, перестраховки – это сплошной негатив, это меня, де, оскорбляет. Развод это тягостная процедура. А нужно жить легко, свободно и прочее, прочее, прочее. Лучше семь раз тихо разойтись, чем один раз развестись.

Любовь, любовь. Да без подтверждения это пустые слова, просто звук. О таких вещах вообще неприлично говорить. Это бахвальство. Раньше бахвалов пороли на площадях, а теперь они разгуливают посередь улицы и сыплют гремучими словесами.  Говорят, например: «Я люблю Родину». А ты докажи, пострадай, ляг грудью на амбразуру как Матросов, а потом уже говори о любви к Родине! И то только у твоей гробовой доски, оглянувшись на всю твою жизнь, смогут люди сказать: «Да, действительно любил». Так же только после твоей смерти можно действительно сказать, что ты любил жену и не предал и был честен. Вот это самое весомое доказательство. Есть ли возможность подтвердить хоть как-то свое слово, упорство, целеустремленность другим способом? Да, например, отправиться в ЗАГС. В случае развода женщина сможет хоть что-то теоретически получить, да, и сама процедура, как мы видели выше, уже пугает. Подумайте сперва прежде чем жениться и разводиться.

Сразу видно, что такие вот товарищи ни альпинизмом никогда не занимались, ни фильм «Вертикаль» с Высоцким ни разу не смотрели.  Вступившие в брак, каким бы он ни был, оказываются в одной связке и вроде бы должны жить и умирать вместе. И тот, кому удалось удержаться обязан вытащить второго или отправиться вслед за ним. Повисший отрезает себя сам. Не важно, что случиться: разобьется  ли от падения на скалы человеческое тело или его чувства, душа, мысли после предательства. Да именно предательства, потому что слова о любви всегда подкрепляются клятвами. Как же так? Сперва: люблю, не могу и прочие, а потом: прощай, не подошел. А слово? Его тоже можно обратно взять? Вам, де, изменили? Великолепно. Куда же вы смотрели в таком случае, когда делали свой выбор? А, может быть, вы сами виноваты, если пришли к такому пакостному финалу? Нет ответа. Но с другой стороны он и не нужен.  Любители гражданских браков и приготовленных на всякий случай стропорезов легко могут ответь, что, мол, мы люди взрослые, я, мол, отвечать не должен за чужого человека (уже чужого?), пусть летит на все четыре стороны. Не знаю как в отношении брака, но в горах этот свободный  полет пролегает по линии  склона или отвеса.