Любовь-книга золотая. Материалы к пьесе Толстого

Миронова Елена-Архив
======= ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Княгиня. (Князю.) Руки опускаются с этим народом… нечего сказать, большая приятность жить у вас в захолустье… где поэзия, где забвение?


Как тонок за окошком свет —
Эвтерпа, отзовись!
Увы, тебе здесь места нет:
сплошной стеной — редис,
разбавленный то тут, то там
петрушкой невпопад,
не нимфы — девки по кустам
протяжно голосят.
Ни лавр, ни благородный мирт
здесь не сосать пчеле…
— Скажите, князь
— Княгиня, мы...
— Молчите, s'il vous plait!
—… не греки!
— Что пассаж мне сей:
не греки — стало быть,
средь праздных куриц и свиней
себя похоронить?!

Моей души печальный сад!.. —
деревья и кусты
там каждой веткой шелестят:
«Эвтерпа, где же ты?!»


======= ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Князь: Куда ж податься-то. Вышла замуж — терпи, княгинюшка.
Княгиня: Терпеть? Чтобы красота моя даром пропала? До сырой могилы терпеть ваши грубости — не хочу! Погибну и погибну здесь, как цветок осенней сыростью. В Санкт-Петербурге балы… иллюминации, любовные интриги… В монастырь уйду, чем в слезах увядать,
глядя на ваше лицо противное.


Князь:
— Лицо противное?! — с лица не пить воды.
Вам адской, ангел мой, сковороды
не избежать, коль дальше так пойдет.
(в сторону)
(Куда смотрел я, старый идиот,
когда женился?! Знать, и вправду бес
подсуетился и в нутро пролез —
так мне и надо, Господи, прости!
Спаси и сохрани на сём пути!)

Княгиня:
— Ни вдохновенья мне, ни радости — за что?!
А счастье — что вода сквозь решето…
Решето:
— Я здесь.
Княгиня:
— Не до тебя, уйди! уйди!
Лишь скука и ненастье впереди.
Среди невежества и суетных забот
и юность пролетит, и жизнь пройдет —
протащится, как кляча во плоти!
Ах, Боже, упаси сего пути!


======= ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Появляется князь. Размахивая руками, он спешит к трубе. Неожиданно увидев в беседке любовников, останавливается. С него слетает шляпа. Первое движение — броситься на них. Затем, овладев собой, он на цыпочках идет к трубе, смотрит в нее, причем труба то поднимается вверх, то круто опускается.


Князь:

Как я отравлен, как взбешен!
Столичный щеголь! Пустозвон!
Беспутный молодой повеса!
Ему такое не впервой:
разок — с одной, денек— с другой,
да с возу — вон, да с глаз— долой!
Однако сколько интереса
в её глазах. Их блеск пьянит.
О, этот дивный цвет ланит! —
не мне — ему! — подарен ею.
Фигляр! Напыщенный павлин!
Куда ж её девался сплин?
А я как честный дворянин
с ним должен драться…
Ахинею
несу! Какой я дуэлянт?!
Скорее уж — комедиант:
смешон! обманут! опозорен!
Имею блёклый жалкий вид:
то здесь кольнет, то там болит,
бессонница… радикулит… —
изъян в естественном отборе.
А впрочем, что же я — она
как ни крути, а мне — жена…
Война! Дуэль без промедленья!
Тверда ещё моя рука,
уж как я взгрею индюка —
так почешу ему бока,
что враз избавлю от зуденья,
от похотливого!
Ей-ей,
Готовься к «танцам», прохиндей!


Наконец, вне себя, он поворачивается, выхватывает шпагу.


======= ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Княгиня (пробуждаясь): Ах, Боже мой, Жанетта! Какой сон… Жанетта, какие чудесные сновидения!


* * *

В просторном сне, где только мы с тобой
и воздух удивленно-голубой
сгущается в неведомую птицу,
наверх взбежать по двум ее крылам
и там, за облаком добра и зла,
в две маленькие точки превратиться,
невидимые глазу и уму
(вогнавшему себя в такую тьму
примеркою холщовых постулатов)…
А мы, присев на золотой волне,
забудем ненадолго о войне
бескровной между правым и крылатым.
Сейчас есть только ты и этот сон.
В нем пенный воздух в синее влюблен
и нас двоих легко в себя вдыхает —
и кружится от света голова,
и музыка вливается в слова,
которых надышаться не хватает…

…Над головой качается звезда,
и больше нет ни страха, ни стыда —
мы сочиняем нежность по крупицам.
Мерцают люди. Просыпаясь среди них,
я помню только воздух на двоих
и свет, запутавшийся вдруг в твоих ресницах.



— Что такое? Я в саду заснула? Ах, Жанетта-Жанетта…


======= ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Княгиня: Валерьян, значит, вы должны отказаться от меня.
Завалишин: Как? Ты столь легко уступаешь?
Княгиня (с нежным упреком): О нет. Лучше мне одной погибнуть в слезах, в чахотке, но ты будь здоров.

(поет княгиня)

* * *

Перезабудь, едва-едва начав, —
не угадать судьбы в кофейном блюдце.
Но если завтра больше не проснуться —
невелика последняя печаль.

Качнется утро в синей глубине —
и горизонт в плечо уткнется, сонный.
Ты, заглядевшись на кораблик клена,
в какой-то миг забудешь обо мне.

В ладони трав прольется тихий свет,
перелистнет задумчивую воду…
А я вдруг отличу свой силуэт
от бесконечно долгой непогоды…


Завалишин: В сколь плачевный час мы встретились…


======= ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Санька: Ваше сиятельство, нимфы без спросу добро растаскивают.
Княгиня: Пусть делают, что хотят… скрылось мое счастье…

* * *

Тонкою ниткою солнечной меди
небо тяжелое к веткам пришито.
Сад опустевший растерян и бледен —
горькой разлуки нечаянный зритель.

Едешь. И лето торопится следом —
не удержать ни пригоршни в ладонях.
Свет укрывает обшарпанным пледом
сны о тебе. Зарастают водою

наши следы. И вернуться к началу
больше немыслимо. Память намокла —
это не жалость о том, что так мало
жили твоим отражением стекла.

Глупые слезы — печальные птицы.
Я прогоню их и слушать не стану.
День дочитает последние лица…
— Светлой дороги тебе, мой нежданный!


======= ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Княгиня: Друг мой, нам нужно умереть.
Завалишин: Как умереть! Не видеть этого света? Не чувствовать твоих поцелуев?

(романс в исполнении Завалишина)

* * *

Когда непроходимые дожди
сойдутся в тишине твоих селений,
не уходи, мой друг, не уходи —
останься, хоть на краешке вселенной.

Пусть далеко — за тридевять земель,
пусть не добраться ни словам, ни письмам,
туда, где неба серая фланель
на спинке стула холодно повисла —

ты просто будь и дней остывший чай
рукой помешивая непослушной,
не исчезай, прошу, не исчезай —
держись покрепче за полоску суши.

А встанут тени в доме по углам,
и звезды слепо позовут в дорогу —
не верь, не верь, обманчивым дождям,
лишь зачерпни в ладонь воды немного —

и самой светлой из земных причуд
цветы расправят листья на рассвете
и не умрут, ты слышишь, не умрут,
когда борей погонит лодку лета

к чужим неразоренным берегам…
А спустится печаль до преисподней —
я не отдам тебя ей, не отдам!..
ни завтра, ни тем более сегодня.


======= (исполняется княгиней и Завалишиным в финале пьесы)

* * *

(она) Посмотри: высоко-высоко,
что и звезд не увидеть в тумане,
тихий ангел разлил молоко,
заблудившись в небесном бурьяне.

(он) На ходу… на бегу… на лету...,
в эту вечную тайну врастая,
раздвигаю плечом темноту,
чтоб суметь дотянуться до края —

до полоски сплошной синевы,
там, где небо тебя надышало
на зеленые пряди травы
и укрыло своим одеялом,

(она) и отпрянуло тихо, как тать,
по земле осторожно ступая, —
на ветру там осталась дрожать
паутинка пыльцы золотая.

(вместе) Распустив её нити во сне,
мы однажды очнулись от спячки —
надо мной… над тобой… в вышине
опрокинулся воздух прозрачный.

Это я… это ты… это мы —
два лучистых крыла махаона —
проступили (недлинно) из тьмы
и растаяли в сине-зеленом.


____________
** (исполнение / партии можно варьировать)

@ Материалы к пьесе А.Толстого "Любовь - книга золотая"