Картинки с выставки - поэтическая сюита

Александр Гаканов
Иллюстрация: Михаил Потапенко. Картинки с выставки (по мотивам сюиты М. Мусоргского)
(Яндекс-картинки)


В феврале - марте 1874 года в Императорской академии художеств по инициативе Стасова и при содействии Петербургского общества архитекторов была проведена посмертная выставка известного архитектора Гартмана, созданных им за 15 лет – всего около 400 рисунков. Выставленные работы продавались, поэтому на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» (фортепианной сюиты) по воображаемой выставочной галерее. Получилась серия музыкальных картин, которые лишь отчасти напоминают увиденные произведения. В основном же пьесы стали результатом свободного полёта пробуждённой фантазии композитора.
Сюжеты пьес разнообразны и характерны: «Баба-Яга», «Гном», «Избушка на курьих ножках», - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические. Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской жизни.
Цикл «Картинки с выставки» - новое оригинальное явление в мировой фортепианной литературе, новый тип программной сюиты. Существует несколько оркестровых переложений этого произведения. Наиболее известно переложение Равеля.
Попытаюсь и я осуществить некое переложение, некую интертрепацию – переложение музыкой рифмы…
       Потом продолжу описывать другие картинки и большие полотна... Думаю, получится забавный цикл!
               

УВЕРТЮРА

Палитра готова – в ней тридцать два цвета,
Кисть – рифма, воображение – холст…
Какие картины напишут поэты?
Какими увидят!  – Ответ очень прост.
У Гартмана было всего лишь семь красок,
Лишь семь у Модеста Петровича нот…
А тут тридцать две!!! И ложатся прекрасно,
Когда рифму-кисть в руки Мастер берёт!
Я бойкою рифмой закроюсь от критиков,
Избавлюсь от редакционных оков,
Оставлю за дверью войну и политику…
Я Вас приглашаю на выставку строф!


Вариации на тему «БАБА-ЯГА»
 (Детская фантазия взрослого россиянина)

В дивном месте за «Кольцом», на лесной опушке…
Поселилась без прописки странная старушка.
Дом с камином, огород и забор поставила,
Всех зверюшек прикормила – охранять заставила!
Озаботилась проблемой леса загрязнения,
Всех «нечистых» позвала для его спасения.
И лес `ожил на глазах – заросли тропинки,
Свежепахнущей листвой взмыли вверх осинки.
Среди ландышей, ромашек – ни бутылок, ни бумажек,
Ни окурков, ни кульков, ни углей, ни шашлыков.
Но одна беда – в окрест люди озабочены:
Не пускает Бабка в лес на пикник и прочее…
Для бездельников и пьяниц – спутаны дороги,
Кто с ружьём на перевес – те ломают ноги…
До Царя дошли рассказы о такой бабусе,
Он за ней послал гонцов, пригласил Ягусю…
(ПАУЗА)
В Думе бабушка теперь - пишет всем инструкции:
Как борьбу вести чинам с долбанной коррупцией!


Вариации на тему «ГНОМ»
(Детская притча для взрослых)

Дети! Все бросайте игры,
Слушайте рассказ!
Жили-были где-то гномы
Далеко от нас...
Эти гномы были крошки,
Жили все в лесах.
Ростом хоть не больше кошки,
Но внушали страх.
С жидкой мерзенькой бородкой,
В грязных колпаках,
В дрызг заштопанных колготках,
На кривых  ногах…
Среди них был ГНОМ-вредитель,
Там, где он, хоть волком вой…
Настроенья отравитель
Крутит головой.
Грозно свои брови сдвинул
Заскрипел зубами,
Закричал на деток милых,
 Засверкал глазами!
«Берегись! Я сверхсуров!
Покоритель трёх дворов,
Двадцать пятого детсада!
На меня молиться надо!»
Только маленькие детки
Сашенька и Лена
Не услышали его:
Гном им – по колено!
Топнул Сашенька ногой,
Подтянул штаны…
Смерил гнома твёрдым взглядом
С ног до головы,
Засмеялся: «Вот потеха,
Уходи от нас!
А то лопну я от смеха
Не потом – сейчас!»

Всё! Начнём игру сначала -
Кончился рассказ.
Не пугайтесь люди гномов:
Они меньше вас!


Вариации на тему «ДВА ЕВРЕЯ»

В. Стасов писал об этой пьесе: «Два еврея зарисованы с натуры Гартманом в 1868 году во время его путешествия: первый — богатый, толстый еврей, самодовольный и весёлый, другой —бедный, тощий и жалующийся, почти плачущий. Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок, и Гартман сейчас же подарил их своему другу Мусоргскому».


Абрам Соломоныч – известный богатством
И бедный портняжка Арон,
Друг другу сочувствуют не без злорадства.
Два старых еврея – жиды всех времён.

Абрам Соломонович:
«Изначально во всём Моисей виноват:
Сорок лет по пустыне! И что же?
Он вывел народ, как всегда, наугад -
На что эти земли похожи?»

Арон:
«Скитались по свету и ныне гонимы,
Все земли евреями пройдены…
Поём в синагогах, церквях и мечетях
Еврейские песни о родинах!»

Абрам Соломонович:
"Зови – не услышишь, смотри – не увидишь:
Пропало еврейское слово,
Звучит в Самостийной - украинский идиш
Родяньской еврейскою мовой!"

Арон:
 «Случайно ль во множестве прошлых столетий
При зареве грозных костров,
Еврей – был виновником всех бед на свете
И уж, конечно же, всех катастроф!»

Абрам Соломонович:
 «Что толку нам здесь за беду говорить,
Ещё меньше проку об как её слушать?»
Арон:
 «А это как в среду домашних диетой морить,
Чтоб в пятницу было вкуснее покушать…"

В далёком Местечке, в огромной столице,
Дороже других  искушений,
Как в знойный июль из колодца напиться –
Похаять что-либо себе в утешенье!

А мне мысль одна день и ночь душу точит,
Я вижу её неизменность везде:
Что тот, кто живет не там, где он хочет,
Всегда будет вреден чистой среде!