Экономические новеллы. Кризис

Шукевич Е.Ю.
10 апреля 1954 года во Франции впервые был введен Налог на Добавленную Стоимость (НДС). Именно это событие и можно считать началом зарождения экономического кризиса, поразившего мировую экономику в 2008 году. На 2009 год НДС взимают в 135 странах. Его наличие в экономике ни у кого не вызывает удивления.  К нему привыкли.
Введение этого налога оживило деловую активность.  Это признанный факт. Действительно, вводя НДС, государство фактически устанавливает требование к минимальной рентабельности производства, что просто-напросто заставляет предпринимателей активизировать свою деятельность под угрозой разорения. Но при этом происходит еще одно не маловажное обстоятельство. В отличие от другого оборотного налога - налога с продаж, НДС подразумевает увеличение на свою процентную ставку денежного оборота между предприятиями-поставщиками и производителями продукции. Если налог с продаж платится только при продаже товара или услуги конечному потребителю, и прямиком идет в бюджет государства, выполняя при этом свою фискальную функцию, то НДС прежде, чем осесть в карман государства, «гоняется туда-сюда» между предприятиями. А это требует постоянного привлечения оборотных средств. Возникает устойчивый спрос на кредитные ресурсы, причем спрос, который должен расти год от года.
Введение НДС в экономике даёт ошеломительный толчок к развитию банковского сектора и ускоренному накоплению капитала именно в банковской сфере, а не в производстве. При этом все предприниматели, по своей сути являющиеся «локомотивами» экономики любой страны, попадают под жесткий пресс со стороны не только государства, установившего минимальный порог рентабельности производства, но и со стороны банков, фактически лишаясь возможности иметь собственный капитал, им остается возможность иметь заемный. Конечно, если требование к минимальной рентабельности вполне разумно, то можно наблюдать и отдельное «экономическое чудо», например в экономике Японии, где НДС составляет 5%. Экономической системе Японии приходится сталкиваться с устойчивой дефляцией.
НДС в Европейских странах лежит в пределах 20%. Такая высокая ставка, как раз  годится для того, чтобы жесткие требования к рентабельности, сталкивало лбами в конкурентной борьбе производственные предприятия. Те, кто не выдержат этой «экономической гонки», или правильней сказать «гражданской войны»   - разоряются и уходят с рынка. Но ведь правительства практически всех стран борются с монополизацией производственного сектора, соответствующие законы были приняты в большинстве Европейских стран ещё задолго до введения НДС. Поэтому, в связи с постоянным разорением тех, кто не выдерживает подобную гонку и освобождает свою нишу, возникает острая необходимость в международной интеграции.  В конце концов, эти процессы вылились в объединение Европы и введение на её территории единой валюты.
Интересный факт: наименьшая ставка НДС на территории Европы – в Англии (она составляет  15%). И именно эта страна сумела обойтись без перехода на новую валюту объединенной Европы.
Наверно, эти экономические процессы были бы не так страшны, когда б не одно серьезное НО. Когда ставка НДС становится более 5-7%, неизбежно наличие инфляции. Поэтому любое правительство сталкивается с очень большой сложностью:  пополнение острого дефицита необходимой денежной массы для своей экономики проблематично решить «включением государственного печатного станка». Размеры денежной эмиссии и сам факт того, что она проводится правительством, не такой уж большой секрет. Потребительский рынок довольно быстро реагирует на увеличение денежной массы в экономике увеличением розничных цен, если это увеличение денежной массы идет со стороны государства. А вот если увеличение денежной массы идёт за счёт «притока  инвестиций из-за границы» - то это считается почему-то хорошим показателем.
Что же кроется за понятием «приток инвестиций из-за границы»? Для стран, которые используют в своих налоговых системах НДС со ставкой более 5-7%, это означает одно: в какой-то другой стране «печатаются» жизненно необходимые для экономических систем, «подсаженных на НДС», денежные средства, которые через посредников в сфере банковских услуг попадают в экономику. Наличие банковской тайны даёт иллюзию того, что деньги поставляемые на пресловутый «внешний рынок» - настоящие. Не трудно догадаться, что «какая-то другая» страна – это США. Печатный станок Федеральной  Резервной Системы (ФРС) работает без остановок, покрывая устойчивую, легко прогнозируемую (по ставке НДС), постоянно растущую потребность каждой этой страны. При этом как-то незаметно, почти вся мировая экономика становится зависимой от работы печатного станка ФРС США.
Хотя, когда страна не злоупотребляет этим налогом (все та же Япония), то она и не испытывает недостатка в собственных капиталах, а наоборот готова сама экспортировать капитал.
Величина «разумности» НДС легко рассчитывается довольно простым способом:
Из истории мировой экономики известно, что максимально возможный рост валового национального продукта практически для любой страны лежит в пределах 8-10% в год. Наиболее оптимистические прогнозы экономического роста составляют 7-8% в год. НДС можно рассматривать, как требование со стороны государства обеспечить минимальный  рост ВВП, который оно задаст процентной ставкой НДС. Иными словами Государство задает размер «шкуры ещё не убитого зверя» (прирост ВВП), и при этом заранее  предупреждает, что собирается изъять (при ставке НДС 18%),  180-200 % шкуры одного зверя (исторический факт максимально возможного роста ВВП в пределах 8-10% в год нельзя игнорировать). Это, мягко сказать,  не совсем логично.
Предприниматель должен заплатить государство этот налог, обеспечивая желаемый правительством государства рост ВВП, а то, что предприниматель получит сверх этого, он может оставить себе. Когда ставка НДС 3-5%, то это требование вполне разумно. Такое требование предприниматели теоретически могут выполнить. Если ставка более 7-8%, то это означает одно: правительство страны объявляет «экономическую гражданскую войну» между своими хозяйствующими субъектами. Ведь для того, чтобы кто-то смог выдать прирост продукта более 18%, кто-то должен будет обязательно разориться. Выживет сильнейший. Но такая война не может продолжаться долго. И главное: ЗАЧЕМ? Зачем своими руками уничтожать своих же производителей?

Ставки НДС более 10 % можно смело считать не разумными и теоретически не обоснованными.

При ставках НДС более 10% государство само формирует устойчивый источник инфляции и устойчивый дефицит денежных средств. Причём само государство, установившее такой налог не в состоянии покрыть этот дефицит денежных средств, оно вынужденно дать возможность коммерческим банкам покрывать этот дефицит путём заимствования на внешних рынках.
На внешний рынок денежные средства могут почти в неограниченном количестве поступать от стран, которые не боятся включать печатный станок. Одна такая страна долгое время вполне успешно это делала. Она и сейчас не боится осуществлять эмиссию денежных средств. Экспансия валюты является для неё одним из краеугольных камней экономической мощи.
Однако надо помнить, что:
 
Экспансия валюты всегда сопровождается экспансией товаров, обеспечивающих эту валюту или экспансией военной мощи, убеждающей, что эта валюта тверда.

Экспансия «ведущего товара» к 2008 году фактически закончилась (экспансия продукции “Microsoft”, например), а военная экспансия (Южно-Осетинский конфликт) была довольно жестко приостановлена. 
Эти события и дали толчок к развитию кризиса. Использование военной мощи по прямому назначению прошло не удачно. Это означает, что деньги, потраченные на финансирование этого мероприятия, были «выброшены в трубу» и планируемая экспансия не удалась.
Так было всегда: неудачно проведенные военные операции, сопровождаются падением стоимости ценных бумаг проигравшей стороны. Некоторое  время с помощью СМИ можно убеждать весь мир, что это не поражение, а победа, но рано или поздно становится понятно, кто выиграл, а кто проиграл в этом сражении.
Печатный станок ФРС должен был некоторое время поработать на сами США, чтобы разрешить собственные финансовые проблемы. ФРС просто было не до потребностей Европы. Постоянные отлаженные кредитные потоки из-за океана прекратились и все страны, практикующие НДС со ставкой более 5 % столкнулись с острой нехваткой оборотных средств и кризисом неплатежей.

Какие бы меры по борьбе с кризисом не принимали правительства стран-участников НДС-сообщества, пока налог на добавленную стоимость не будет уменьшен до разумной величины, над мировой экономикой будет висеть «дамоклов меч» - очередной кризис. И угроза нового кризиса будет формироваться только одним фактором – жадностью правительства государства устанавливающего ставку НДС, которая выходит за пределы здравого смысла.

Спрос рождает предложение. Устанавливая  ставку НДС более 10%, правительство страны кричит на весь мир: «Мне нужны деньги!!! Гораздо больше, чем я могу собрать в качестве налогов!!! Дайте мне их, пусть они будут необеспеченные (что фактически равносильно тому, что они – фальшивые), но дайте мне их, во что бы то ни стало!!!» Раз есть спрос на фальшивую валюту, то найдётся и предложение. 


Формула развития.

Идет собеседование при приеме на работу главного бухгалтера. Вопрос кандидату:
- Сколько будет дважды два?
- Примерно 7-8.
- Извините, Вы нам не подходите.

Второй кандидат:
- Сколько будет дважды два?
- 4.
- Извините, Вы нам не подходите.

Третий кандидат:
- Сколько будет дважды два?
- Сколько надо, столько и будет.
- Вы нам подходите. Пишите заявление о приеме на работу.
    Хочет правительство слышать о своих успехах в деле управления государством – главные бухгалтера ему и докладывают: «Кризис остановлен. Удвоение ВВП идет намеченными темпами». А на реальность в экономике смотреть-то страшновато…

    Инфляция должна быть остановлена. Она не дает производственным предприятиям накапливать собственный капитал для необходимого обновления основных средств. Без снижения НДС остановить инфляцию не получится, это просто не возможно. Мешает закон экономического роста:

    НАЛОГ  С  ОБОРОТА  НЕ  МОЖЕТ  ПРЕВЫШАТЬ  ТЕОРЕТИЧЕСКИ-ДОСТИЖИМЫЙ  ПРИРОСТ ВАЛОВОГО ВНУТРЕННЕГО  ПРОДУКТА.

    С этим  законом можно спорить и не соглашаться, но он работал, работает и будет работать. Исключений не бывает.



Коррупция.


Разговоры о коррупции могут продолжаться до бесконечности. Чтобы разговоры переросли в реальную борьбу с этой самой коррупцией, необходимо найти первоисточник и первопричину этого негативного явления. В России уже на протяжении веков в ходу поговорка: «не подмажешь – не поедешь». Когда идёт речь только об ускорении какой-либо бюрократической волокиты, это еще не беда. Такими случаями пока можно пренебречь. А чем же тогда пренебрегать не следует Государству (именно Государству с большой буквы)?
       Наверно, когда в результате подкупа должностного лица наносится урон интересам самого Государства, в интересах которого и должен работать данный «взяточник». Пренебрегать таким случаем, где налицо подкуп – смерти подобно. А если подкупается не одно должностное лицо, а весь государственный аппарат в целом, причем не только правительство, но и законодательная и судебная власть??? Тогда коррупция становиться национальным бедствием.
       «Хочешь изменить мир – измени самого себя». Мудрое выражение. Поэтому начинать борьбу надо с проверки на коррупционность основы основ любого государства – налоговой политики. Нет поступлений от налогов – нет государства. Но собирать эти налоги можно по-разному.
       Есть страны, в которых Государство четко осознало, что собрать налоги, больше чем могут заплатить предприниматели, можно, но не нужно. Причем не просто «не нужно», а категорически вредно для экономики. Наиболее известные из этих стран: США, Австралия, Япония.
       Почему именно они? Все просто: налоговая система этих стран позволяет существовать практически любому предприятию или целой отрасли экономики, которое готово жить и работать с годовой рентабельностью 5% и выше. А это в первую очередь – наукоемкие и высокотехнологические предприятия и отрасли, которые работают на перспективу. Повышение налоговой ставки с оборотного налога выше теоретически-возможного прироста ВВП страны приводит к довольно быстрой ликвидации всех предприятий, которые не могут преодолеть эту планку высокой рентабельности. В Европе она в среднем 20 %.
       В предыдущих новеллах говорилось о том, что экономика стран, с таким чудовищно высоким налогом неизбежно пришла бы к полному краху, если бы не постоянный приток инвестиций из-за границы. Т.е. государство (такие государства назвать с большой буквы не поворачивается язык), требуя от предпринимателей «или умереть, или заплатить» этот налог, не просто допускает на рынок инвесторов, которые накачивают экономику деньгами, в обмен на передачу им контроля над наиболее «лакомыми кусочками» экономики. Такое государство становиться участником самой чудовищной коррупционной схемы, по предательству государственных интересов своей собственной страны, своего собственного народа, и собственного будущего. А что боятся подкупленным чиновникам, и банкирам??? Зачем им думать о будущем??? Они всегда на баснословные откаты, могут приобрести гражданство в другой стране.

Выглядит это примерно так:

       1.У государства дефицит бюджета в размере более 10% от ВВП.

Найти в себе политическую волю на сокращение расходов, оно не в состоянии: (резать по собственному любимому и такому изнеженному телу, удаляя излишки жира – больно, очень больно). Становиться полным банкротом в течении 5-7 лет не хочется. Заимствовать у банков  в таких объемах напрямую – значит, в течение этих 5-7 лет полностью потерять суверенитет. Поэтому:

       2.«Временно» (только для преодоления кризиса) поднимается налог с оборота на эти самые 10-15% от ВВП.

Формально государство ни у кого не заимствует, доходы бюджета выше расходов. Всё выглядит  замечательно.  А про то, что Предприниматели (главная движущая сила экономики, и основа основ народного хозяйства) – поставлены  в чудовищные условия, и вынуждены или полностью перепрофилироваться на  сверхприбыльный бизнес, или разориться, или заимствовать у банков, чтобы хоть как-то покрыть дефицит (не своего, а государственного) бюджета, никто даже и не думает и уж тем более не рискует говорить. Но ведь существуют не просто предприятия, а целые отрасли экономики, которые просто не возможно перепрофилировать, а рентабельность этих отраслей теоретически не может быть выше 5-10% в год!!!

       3.В течение 4-5 лет происходит неизбежная смена кадров в правительстве, которые понимали, зачем и для чего вводилась так чудовищно завышенная ставка налога с оборота. И отыграть назад налоговую ставку становиться уже не возможно. К тому же государство быстро, очень быстро привыкает жить «на широкую ногу» ещё и во время еды приходит аппетит, причем очень такой себе неслабый аппетит на роскошные лимузины, дворцы, курорты, многочисленные презентации и форумы в шикарных отелях для "элиты" государственных чиновников.

       4.Формируется устойчивая система: государство за взятку от коммерческих банков (возможность увеличения дохода бюджета в размере 15-20%  от ВВП) предоставляет им право безраздельно хозяйничать в экономике страны, скупая наиболее ликвидные активы.

Если иностранные "инвесторы" не придут в экономику такой страны, то «народное хозяйство» загнется полностью в течение 5-7 лет. Но достаточно просто придержать кредитные потоки (кризис 2008 года), как все страны, которые фактически уже стали заложниками иностранных капитала из-за наличия чудовищно-высокой ставки налога с оборота, очень быстро становятся  послушными исполнителями воли своего хозяина – иностранного "инвестора". То что иностранный капитал при этом на самом деле фиктивный, т.е. просто "свеженапечатанный", разговор - отдельный.

       5.Государственный аппарат, превращается в надсмотрщика над рабами. Народ – в рабов. Рабовладельцем становиться – иностранный капитал.  Четвертый Рим – наследник Третьего Рейха – построен.


       С чего же тогда должна начаться борьба с коррупцией??? Только с одного – со снижения налога с оборота (для России это НДС) до ставки не более чем 10 % - в срочном порядке. И дальнейшее снижение до ставки не более 5%.  Только после этих мер, государство станет Государством и обретет свою независимость, получив моральное право бороться с коррупцией на других уровнях управления. Без этих действий государство останется главным коррупционером, предающим свой собственный народ в руки алчущих наживы иностранных «инвесторов».