Джон

Гринченко Александр
Детство и отрочество мои пришлись на те времена,когда писАть сочинения по литературе школьникам было так же привычно,как сегодня пить пиво на спортплощадке.И темы этих сочинений не менялись десятилетиями: "Как я провёл лето","Мой любимый литературный герой","Образ Ктерины в романе ...","На кого я хотел бы быть похожим?".О крайней теме разговор особый.Абы на кого похожим быть не разрешалось.Вот и писАли пацаны про Павла Корчагина,Олега Кошевого и Александра Матросова.А кто посмелее да побойчее,те про Юрия Гагарина.Убей - не помню,на кого положено было быть похожими девчонкам.Валентина Терешкова?Как бы то ни было,а быть похожим в те времена мне хотелось на Джона,только на Джона и ни на кого кроме него(Джона то есть).О Джоне и речь.                Во все времена,а не только в начале 80х,во всех городах,а не только в Липецке практиковались драки район на район.Кто не слышал в свой адрес фразу "Пацан,ты с какого района?",тот и не жил,я думаю.А если и жил,то,либо не в той стране,либо не в то время.А либо и то и другое вместе взятое.   Сам я в то время жил НА РАЙОНЕ,именуемом Слобода.Почти центр города.Магазины,школы,библиотеки,пяти-  и девятиэтажки,военный городок авиаторов.А через дорогу от Слободы был Комсомольский парк с аттракционами,асфальтироваными дорожками,укромными лавочками и круглой клеткой танцплощадки.Сразу за танцплощадкой начиналась лесополоса и одноэтажные дома частного сектора.А за ними песчаный карьер.И цивилизация на этом заканчивалась.А район этот так и назывался - Карьер.И граничил Карьер со Слободой,и дрались карьеровские со слободскими сколько я себя помню,и мира между ними не было.Да и быть не могло как между краснокожими индейцами и армией бледнолицых.
     Как и у каждой армии,у враждующих районов были свои предводители,свои генералы,свои старики.Было им лет по 18-20 и водили они нас в походы на врага.А дальше нас ожидал выпуск из школы,а их - служба в армии,женитьба или посадка и заслуженный отдых от ратных дел.Генеральский век не долог.В любые времена не каждому бойцу удавалось увидеть своего главнокомандующего.Все знали,что он существует,а вот как выглядит,тут полная свобода для фантазии.А уж как выглядит предводитель вражеского войска и говорить нечего.Эта информация обрастала мифами почище,чем дно тихоходной баржи ракушками.И было лето,и был месяц август,и был конец летних каникул между девятым и десятым(выпускным тогда) классом.
   Я со своим закадычным другом околачивался возле деревянной клетки танцплощадки в ожидании как всегда опаздывающих одноклассников и одноклассниц.Было около десяти часов вечера.Оффициально дискотека начиналась в двадцать ноль-ноль,но раньше десяти ни один уважающий себя человек на танцплощадке не появлялся.Держали паузу. Мы с другом,достав по сигарете,решили покурить в небезопасной(но такой заманчивой!)тени аллей(Кстати,в те времена одной пачки сигарет СТЮАРДЕССА нам(всем одноклассникам) хватало на неделю.Такие вот были курильщики)))И вот только мы прикурили и даже по одному разу выпустили дым из ноздрей,как пред нашими глазами в конусовидном свете фонаря предстала картина,запавшая в мою память на всю оставшуюся жизнь. 
  Это было похоже на подиум,на сцену, освещенную софитами,и в свете этих софитов предстали нашим глазам четыре фигуры.В центре стоял худой и высокий 20летний(пацан,парень,мужик,юноша????Ну нет в русском языке подходящего слова!)Был он одет в джинсы узкие и расклешенные и рубашка на нем была белая-белоснежная с широкими рукавами и узкими манжетами,плотно застёгнутыми на запястьях.Так Зорро в старых фильмах выглядел.Руки его были небрежно засунуты в карманы джинсов и торчали этакими калачиками по бокам от стройного жилистого тела.Весь этот шикарный хулиганский образ довершало его лицо.Да что там довершало.Оно,это лицо,делало этот образ неповторимо притягательным и страшным одновременно.Первым,что бросалось в глаза,был марлевый тампон,перекрещенный пластырем и закрывающий левый глаз и почти половину смуглого костистого лица.Оставшийся глаз смотрел на нас нагло и весело.Он чувствовал наш страх и своё превосходство.Волосы его были необыкновенны.Они были длинные(до плеч),густые,рыжие и жесткие на вид.В своё время такую прическу носила Мирей Матье(если кто помнит).
  Дальше восстанавливаю картину с режиссёрской точностью.По левую и по правую руку от рыжеволосого,прижавшись к нему и подхватив его под руки-калачики,стояли девчёнки-красавицы нашего возраста.А позади него,довершая эту картину-скульптуру,стояла ещё одна прелестница,одной рукой обвив его тело в районе ремня.Другая рука лежала на плече этого красавца.Девушка то-ли целовала его в ухо,то-ли шептала ему что-то страстное и непристойное.А улыбчивый глаз продолжал рассматривать нас.
   Вдруг этот Зорро сделал какое-то едва уловимо нетерпеливое движение,каким сбрасывают держащуюся только на плечах бурку.Обвивавшие его красотки как по условному сигналу освободили его руки(так освобождают космическую ракету перед стартом сдерживающие её до поры-до времени мощные вертикальные фермы). Тут же в чьей-то руке возникла сигарета и была водружена прямо в кривую ухмылку,в самую ее середину.Тем временем Зорро повел плечами и стал доставать (вынимать,вытягивать,высвобождать?) ладони из карманов узких джинсов.
   Ладони как-то уж слишком быстро закончились.Зрение нас не обманывало:пальцев на них не было.Не было совсем,если не считать большого пальца,одного на обе руки.Глаз смотрел на нас,мы смотрели на него,ухмылка тонких губ не сходила с лица,из ухмылки торчала неприкуренная сигарета.Представление начинается.Третий звонок прозвенел.Артисты на сцене.
   Из-за ремня рукой,которая имела пальцев на один больше,чем другая,Зорро извлёк коробку спичек.Не больше пары секунд он проводил с ней какие-то сложные манипуляции,по окончании которых в изуродованной ладони у него оказалась горящая спичка.Он неспешно прикурил,перегнал языком сигарету в угол рта,затянулся и выпустил дым,слегка приподняв губу в противоположной от сигареты стороне.Спичечный коробок споро вернулся на свое прежнее место.Глаз Зорро как-то сразу погас,явно потеряв к нам всякий интерес. Он снова повёл плечами,запихал(засунул,заправил,вдел?)руки в карманы и через мгновение вновь был обвит тремя парами рук. Представление было окончено.Артист,доведший нас игрой до мурашек,удалился в темноту в сопровождении свиты.
    Не знаю,как правильно и достоверно описать свое впечатление от увиденного.Восторг и ужас.Что-то подобное я испытал,впервые увидев ночное штормящее море в осенней Анапе.Сейчас бы сказали проще:я в шоке.
    -Это Джон.С Карьера,сказал мне друг.Состояние его не сильно отличалось от моего.
   Дальнейшую нашу двухчасовую беседу я опущу.Хотя,из нее я узнал,что Джону 19 лет,что два года назад он разбился на мотоцикле,переломался,обгорел и много чего лишился и внутри и снаружи.Впрочем,глаз его покалеченный был небезнадёжен.Намечалась операция.Но нужны были деньги.Да и очередь была приличная.
   Джона я видел потом еще два раза.О них я расскажу вкратце.Второй раз приключился буквально через неделю.Мы стояли внутри танцплощадки двумя большущими кругами - слободским и карьеровским и переминались с ноги на ногу в такт музыке.(Кажется,Жанна Агузарова пела свой "Белый день" в изумительном стиле регги).Это было похоже на воинственный танец индейцев.   Вот только на тропу войны мы не ступали,так как находились на ней постоянно.
   Сигналом к бою могло стать всё что угодно:неуклюжий толчек в бок,случайно наступивший на ногу противник или просто косой взгляд из соседнего неприятельского круга.И грянул бой!
   Вот тогда я и увидел в растянувшемся ,загустевшем и замедлившемся времени,как от прямого удара в лицо Джон(а он конечно же был здесь во всей своей красе)едва устоял на ногах.Ему даже пришлось руками(его ужасными руками),раскинутыми в стороны,опереться о толпу,а его длинные рыжие волосы сначала как-то необычно поднялись вверх,а затем отделились от головы и ,пролетев пару метров,упали на пол танцплощадки.Обнажилась голова Джона,лысая,темнокоричневая от ожегов и шрамов.Секунду он приходил в себя,а в следующее мгновение, подхватив с земли своими беспалыми руками рыжий парик(а это был парик конечно же),водрузил его как боевой шлем на голову и кинулся в гущу дерущихся.Руки его,которые он пытался машинально,по памяти,сжать в кулаки,двигались как-то очень скупо и выверенно.Как-то уж очень точно и отрепетированно они двигались в пространстве.И во времени.Попадания его кулаков(да каких,нах..,кулаков?Ужасных костяшек)сопровождались странными звуками.Так озвучивают удары в индийском кино.Судьба дала Джону жесткий драчливый характер и в обе ладони вложила по кастету.Впрочем,за эти кастеты его вряд ли могли осудить.
   В следующий раз я увидел его лет через 10-12.Меня долго не было в родном городе.Вернулся я ,когда Союз уже развалился и вовсю неслись мимо нас бурные девяностые.
   В парке ,о котором шла речь выше, стоял большой четырехвинтовой списанный пассажирский самолет.Вначале в нем устроили кинотеатр,затем музей чего-то там,не помню уже.А при зарождающемся капитализме там открылся магазинчик.Даже не магазинчик,а ларек на колесах и с крыльями,стеклянной кабиной,штурвалами и трапом.Торговали в нем сникерсами,сигаретами и презервативами.
    В продавце я узнал Джона.Прожитые годы еще никого не делали моложе.Изменился и он.Пропал ухоженный вид и  нарочитый галантерейный шик.Парика тоже не было.Была вязанная шапка.Глаз был так же заклеен марлевой повязкой,только не такой белоснежной,как много лет назад.Но когда он посмотрел на меня вопросительно и ухмыльнулся, чуть склонив голову набок,я получил тот же набор ощущений,что и далёким августовским вечером,когда мы встретились взглядами впервые.Мне показалось,что он узнал меня.Вспомнил.Сдачу и пачку сигарет он вложил в мою ладонь почти с нежностью.Он снова спустя 10 лет смотрел в мои глаза одним своим весёлым оком.И поддерживал мою ладонь снизу своей жесткой коричневой шершавой беспалой культяпкой(именно культяпкой),а другой культяпкой,той,которая с пальцем,поочередно нежно загибал поверх покупки пальцы( П-А-А-А-Л-Ь-Ц-Ы!!!!!!!!) моей ладони.(Мне тогда вспомнился момент из мультфильма "Вовка в тридевятом царстве".Кто знает,тому объяснять не надо.А кто не знает,тому и не втолкуешь ).
  Думаю,я ошибся.Джон не узнал меня.Это был очередной спектакль в театре одного актёра.И разыгрывал его Джон для КАЖДОГО покупателя.
   Я потом еще долго думал об этих случайных встречах.Для чего-то же они происходили?Что-то же я должен был вынести из всего этого?Или не должен.А еще я думал,почему у него вместо спичек не было тогда в августе зажигалки?Или почему девченки не дали ему прикурить?И почему у него на глазу была марля,а не кожанная черная повязка?И почему,подавая мне сигареты и сдачу,он так посмотрел на меня?..........