Как Иванушка спас Ферементьево царство

Николай Купин
Часть 1. Ферементьево государство
В некотором царстве, в некотором государстве на берегу тихого океяна жил-был царь Ферементий. И было у него три дочери, распрекрасные царевнушки. Одна другой краше. Старшая, Марфутка, такая весёлая, озорная и подвижная. Средняя, Анюта, удалась мудрая: весь день что-то считает, очень умно рассуждает. А младшая, Настенька, красавица писаная, словно красная утренняя зорька. Да ещё и работящая – вся в покойницу мать царицу Алёну Фёдоровну. Настюшка больше всех царю полюбилась.

Жили они на пригорке в роскошном дворце, сверху украшенном алмазами, которые на солнце ослепительно сияли. Вокруг дворца росли большие зелёные сады и клумбы с розами. Всё это было обнесено золотым забором. А за забором на равнине расположились маленькие домики крестья с маленькими двориками. А вон вдали от всех стоит избёнка. На подворье колет дрова дед Елисей. Вот он вошёл в светлицу. Всё в ней прибрано. Вот кадки с ключевой водой стоят. На столе парное молоко дымится да горячие пироги румянятся. В печке – свежие щи и каша. По всему видно: Евдокия постаралась. Ну и молодец! Знает, что скоро придут сыновья. А вон и Матвей идёт – еле ноги волочит. Сразу на печке и развалился. А за ним Ерофей. И в тот миг – за большой ложкой и за стол. Где же Иван? А он, оказывается, уже сменил отца – дрова колет, а потом на речку бежит к матери за вёдрами. Вот какой Иван – Крестьянский сын.


Часть 2. Трёхглавый змей
Все жили здесь – не тужили на земле вольной под небом ясным.
Как вдруг горе на царство – Ферементьево государство навалилось. Из-за океяна повадился летать сюда Змей Горыныч трёхглавый, слуга верный Кощеев. Каждый раз по красавице-молодке забирает. Дошла очередь и до царских дочек. Бегает царь по дворцу – места себе не находит. Уж спрятал и Марфутку, и Анютку, и Настеньку. А за младшенькую больше всех боится.

Вот собрал он слуг верных на совет… И встаёт Елисей Елисеич, говорит спокойно, рассудительно:
 - Собирай, царь-батюшка Ферементьюшка, люд крестьянский и дворянский на борьбу с Чудовищем. Отдай зброю твою булатную заострённую. Пусть идут смельчаки-добровольцы сражаться за руку любой из дочерей твоих и мешок злата.
Делать нечего. Пришлось королю согласиться…

Вдруг почернел океан, завыл страшный ветер, нашла мгла чёрная на небо ясное. Опустился Змей на землю русскую. Много люду вышло на битву, и все стали пленниками Кощея проклятого. Да и царевнушек не уберёг царь.

Стали кузнецы-молодцы меч-кладенец готовить для погибели Горыныча.
Выехал Иванушка – Крестьянский сын на верном своём коне Сивушке с мечём булатным на поединок. Змей и увёртывался, и огнём дышал, но отрубил Ванька две головы Горынычу. И всё-таки изловчился Змей и сбил хвостом молодца с коня. Но не тут-то было: верный Сивушка не дал в обиду хозяина. Вскочил Ванечка на коня и срубил Горынычу проклятому последнюю голову. И хоть Змей испустил дух, недолго радовались все победе Ивановой. Вспомнили о Кощее лютом, о несчастных его пленниках. А добрый молодец отдохнул маленько и стал собираться в далёкий путь за океян.

                Часть 3. В океане

Узнал Кощеюшка о гибели Змея, испугался Ивана и стал брата Водяного просить, чтоб он потопил богатыря. Согласился с этим океанский владыка.
А Крестьянский сын сел на ладью и поплыл в чужую сторону, в царство Кощея беспощадного да ненавистного. Но только отплыл от родной сторонушки, как вдруг буря налетела на воды спокойные. Разбушевались волны могучие, разнесли ладью в маленькие щепочки, потащили Ванечку на дно, затопили несчастного. Упал молодец перед троном королевским.

- Так это ты, Иван – Крестьянский сын? – вопрошает гневно владыка царства подводного. – Я подарю тебе жизнь, если ты женишься на одной из моих дочек. Но сразу не отвечай. Даю подумать до завтра. Сейчас ты увидишь десятерых моих дочек-красавиц и выбирай себе любую. Это я делаю потому, что ни одна из них не хочет выйти за водяного жителя. Ох, сколько уже их сваталось! И первый советник Рак, и судья Краб, и дворянин Осьминог, и ещё много-много других важных особ. Плохо ли тебе, Иван, жить будет у нас? Будешь щеголять жемчугами бесценными, спать на самых лучших раковинах океана, есть самые вкусные водоросли…

Как только Иван открыл рот и хотел что-то сказать, сразу из-за огромной раковины стали выплывать по одной красавицы-русалочки. Залюбовался ими Иван, а как последняя выплыла, так и остолбенел. Понравилась ему десятая больше всех. Посадили слуги молодца на раковину, и черепашник Кальмар повёз его в преддворцовый домик. А за ним и дочь Водяного поехала.

Очнулся на следующий день Ванюша и вспомнил, что ехал покончить с Кощеем и освободить пленных и что сам попал в неволю к Водяному. Глянул, а рядом с ним русалочка сидит и плачет.
- О чём ты, красна девица, плачешь, о чём горюешь? – спросил её Иван. А она ему отвечает:
- Знаю, куда ты, Ванечка, едешь. А я полюбила тебя, миленький, но не могу жить с тобой, ведая, что горе в вашем царстве-государстве поселилось. И ради моей любви я тебе помогу. Только возьми на память обо мне перстенёк мой. Эй вы, кони удалые – красавцы морские, довезите Ивана до самого берега, да не сказывайте об этом никому.
- А как хоть звать тебя, девица?
- Милолика, Иванушка, Милолика.
- Спасибо, тебе, красавица. Я тебя никогда не забуду.
- Прощай, миленький.
- Прощай, Милолика.

Сел Иванушка в раковину-карету – и понеслись удалые кони. Быстро домчались они до берега. Сорвал Иванушка цветок и послал его с конями Милолике.

Часть 4. У Бабы Яги
Долго ли, коротко ли шёл Иван по дремучему лесу. День уже клонился к вечеру. Вдруг видит молодец: стоит избушка на курьих ножках. Вошёл он в неё, осмотрелся: в избушке старушка на печи лежит.
- Здравствуйте, бабушка, дай вам Бог здоровья,   сказал Иван.   Можно ли у Вас переночевать?
- Здравствуй, сынок. К Кощею идёшь? -  спросила она.   За хорошие слова спасибо. Проходи. Я тебя и накормлю, и напою, и переночевать дам.
- А откуда Вы знаете, бабушка, куда я иду?
- Я всё знаю, на то я и баба Яга. Ну а теперь ужинай и ложись спать.

Проснулся Иван утром, собрался уходить, а баба Яга остановила его и говорит:
- Хоть Кощеюшка мне и брат родной, обманул он меня, гад ползучий. Расскажу о нём всё, что ведаю, где погибель его – поведаю. Как придёшь ты в замок Кощеюшки Бессмертного, спустись, Ванечка, в подземелье, пройди в засушенный сад. Найди дерево с дуплом, вынь из дупла птицу бедную; отогрей, накорми и напои несчастную – и покажет она, где смерть Кощеева.
- Спасибо тебе, бабушка, -  низко поклонился ей молодец.

Часть 5. У Кощея в Чёрном замке
Долго шёл Иван – Крестьянский сын по зелёному лесу. Но вдруг этот чудесный лес стал сменяться зловещим непроходимым столпотворением уродливых деревьев-великанов, которые переплели свои ветки, как могучие узловатые руки. Стало трудно пробираться Ванечке: где по-пластунски ползёт, где мечом сечёт, где перепрыгивает через бурелом.
Спустя некоторое время стал проглядываться замок Кощея лютого. Засмотрелся Иванушка и попал в огромную сеть паука-губителя. Стал паук тащить к себе добра молодца. Собрал богатырь все силы и отрубил пауку лапы, но не тут-то было. Выросло их у злодея в два раза больше, и всё быстрее притягивало чудовище Ивана. И вдруг увидел молодец бабочку чудесную – единственное доброе существо в этом ужасном лесу. Пожалела она пришельца и дала вдохнуть богатырской пыльцы. Необъятную силу почувствовал в себе Иванушка, поднатужился и разорвал сеть зловещую. И вслед за тем неожиданно лопнуло само страшилище.

Пришёл богатырь к замку и стал ждать, когда Кощей уснёт. Долго, медленно тянулось время. Наконец дождался Иван желанного мига. Тогда он осторожно и незаметно спустился в сухой сад, нашёл дерево с большим дуплом и вынул оттуда птичку. Как и советывала баба Яга, отогрел он её, накормил и напоил. Полетела птичка, закружилась над огромным дубом и человеческим голосом тихо промолвила:
- Здесь, в этом сундуке погибель Кощеева.

Посмотрел Иван вверх и обомлел: сундук висел на ветках на головокружительной высоте, причём над самым обрывом. Не добраться до Кощеевой погибели – сундук на верхушке, а ниже ни единой ветки, ствол совсем голый. Призадумался Иван. Ничего не придумал и обратился к птичке:
- Слетай, милая, к сундуку, попытайся сама открыть его – я тебя очень прошу.
- Я слетала бы,   отвечает пичужка, -  да открывать нечем. Перстенёк-ключик у морского владыки хранится.
- Уж не об этом ли ты говоришь?
- Об том, Ваня, об этом.

Полетела малютка, открыла сундук и достала оттуда мышку. Опустила её на землю, а сама понеслась восвояси.
- Но где же иголка?
- Мышка знает, -  крикнула издалека птичка.
А мышка юрк в норку, и её как будто бы и вовсе не было. Заплакал тут Иванушка, сел на пенёк и горько причитает:
- Что ж мне теперь делать? Птица упорхнула, мышку упустил…
И вдруг услышал он какой-то шорох. Смотрит – мышка. Подбежала она и положила перед ним на листочек иголочку.
- Спасибо тебе, мышка-норушка.
- Это тебе, Ванюша, спасибо за то, что освободил меня.
Дал богатырь ей хлебушка краюшку – и убежала она в норку.

Вышел Кощей в сад, не успел ничего сказать, а Иван уже начал ломать иглу. Стал рушиться замок холодный и зловещий…. Сам же Кощей превратился в дым и растаял в воздухе. И встало солнышко, расцвели сады, запели птицы. Дремучий лес превратился в массу красавиц и рыцарей – бывших пленников Кощеюшкиных. Засветились у них улыбки; стали петь все и танцевать. Отыскал Иванушка в толпе Настеньку, и пошли они вместе к царю-батюшке.

В тот же день был по всему царству – Ферементьеву государству праздник, и славили Ваню-освободителя. И устроил царь пир горой. Обвенчались Ваня с Настенькой, а потом незаметно для всех куда-то ушли. Только остались на их месте голубь с голубкою/

А царский писарь так загулял, что потом еле всё описал.

                Конец 1995 г.

*Эта сказка восьмиклассницы харьковской средней школы-лаборатории №75 Купиной Наташи была опубликована в газете «Темп» ХТЗ 22 марта 1996 г.