Михаилу Ходорковскому посвящается

Андрей Бертыш Карлсон
Часть 1. 1:1
В иудаизме есть красивая притча о том, как варвар пришёл к раввину и говорит:
"Если ты изложишь сущность иудаизма за время, которое я могу простоять на одной ноге, то я стану иудеем".
Раввин ответил: "Не делай другим того, чего себе не желаешь"
Такая вот сущность у Иудаизма.
К слову сказать, если бы раввин был предельно честен, то фраза должна бы была звучать несколько иначе:
"Не делай другим того, чего себе не желаешь, ибо око за око и зуб за зуб".
Вместе с завоеванием польской территории русские завоевали евреев. Были погромы с убийствами, насилием, отбором имущества, было принуждение отказываться от веры предков.
Если бы русские понимали, что евреи будут со временем делать то же самое с русскими, то, возможно, они бы вели себя иначе.
А так русские и евреи сыграли вничью со счетом 1:1.
Христос на смену утверждению "око за око и зуб за зуб" предложил "не суди и не судим будешь" или же "каким судом судите, таким и судимы будете". Начиная с Никоновской реформы православие как подменили, и на смену милосердию Христову "иди и не греши больше" и "кто сам без греха пусть первый бросит в неё камень" пришла простонародная формулировка "не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасешься".
Евреев и русских отличает особое отношение к божьему закону (десять заповедей и пр.).
Кто такие фарисеи?
Так в восемнадцатом веке еврей, которому запрещено путешествовать в субботу, кроме случаев путешествия по воде, при необходимости ехать в субботу на ярмарку ставил на телегу корыто с водой и садился в него, "путешествуя по воде". И букву закона соблюдал, и свой интерес удовлетворял. А если для евреев божий закон прозрачен, то любой другой закон и подавно. А вот отношение русских к божьему закону, описанное выше, приводит к тому, что русские любые законы традиционно не столько даже игнорируют, а сколько поступают вопреки этим законом. При этом и евреи, и русские слабо предсказуемы в отношении исполнения любых законов. В силу того, что любой личности важны стабильность и  прогресс в разных долях, русских на западе не понимают и боятся, что не способствует упрочнению деловой репутации. Евреев же понимают, но тоже боятся. Может быть, именно это побудило Гитлера поставить в один ряд евреев, цыган и славян как неполноценные расы. Хотя при чём тут цыгане?
Часть 2. Богоизбранность и Михаил Ходорковский
Никон не только выхолостил сущность старой веры, но и провозгласил богоизбранность русского народа. Миссия богоизбранности русского народа неизбежно должна была вступить в конфликт с миссией богоизбранности еврейского народа. В 20 веке так же богоизбранность (С нами бог) провозгласили немцы и в итоге получили и от русских и от американской еврейской диаспоры по полной программе. Германия, которую собирал Отто фон Бисмарк, была разъеденена и, как мне думается, не без причин. Это могла быть своего рода месть покойному Отто фон Бисмарку, но мы никогда не узнаем, так ли это и было ли за что Отто фон Бисмарку мстить. У русских богоизбранность с национальностью передается по отцу, а у евреев по матери. Поэтому ребенок, зачатый еврейкой от русского отца, имеет две национальности богоизбранности, а вот когда наоборот...
Бедный Михаил Ходорковский - он, сын Еврейского отца (еврей по национальности для русских) и сын русской матери (русский по национальности для евреев), не имел стабильной поддержки, являясь изгоем в двух народах сразу и мог рассчитывать только на себя. Он хорошо рассчитал, и в постсоветской, как и советской традиции редко продвигали людей, на которых не было компромата или за которыми не было потенциальной слабины в той или иной форме. Вот и был он продвинут вперед до определённого момента, а когда стал не нужен, его убрали.
Часть 3. Землячество
Есть распространенное заблуждение считать, что евреи всегда приходят на выручку друг другу, а русские друг друга топят. Тут есть феномен чужбины. На чужбине встретить земляка в радость и обратиться за помощью к земляку не стыд. Совсем другое дело встретить подвыпившего земляка на родине в темном переулке поздно ночью. Находясь за границей, русские всегда помогали друг другу не хуже, чем находясь на чужбине помогают друг другу евреи или прибалты (помнится у хиппи 80-ых была тема для попрошайничества "мы приехали из города Тарту"). С взаимовыручкой за границей было сложнее у советских людей: во-первых, риск что кто-то настучит на тебя, во-вторых, банальное отсутствие ресурсов у выезжающих за границу, достаточных для того, чтобы кому-нибудь помочь. С постсоветскими людьми всё не так просто. Кто-то вспомнил русские традиции, но за границей в числе первых в лихие 90-ые стали оказываться бандиты, в том числе, и с целью ведения теневого бизнеса, что в общем-то, не способствовало оказанию общепринятой взаимовыручки незнакомым людям. В Израиле евреи конкурируют не с чужим населением с сильной взаимовыручкой, а конкурируют друг с другом. Не даром же говорят, в Хайфе висит плакат: "Не думай что ты самый умный - здесь все евреи". Евреи Израиля совсем иные, чем евреи, пребывающие на чужбинах. Так, по слухам, когда детям показывают кадры холокоста, то они утверждают, что это фальсификация, что не может такого быть, чтобы евреи шли безропотно на смерть, что евреи бойцы.