Несколько слов о Москве и чудесах

Светлана Вишнякова 2
 Искать в Москве что-либо - дело неблагодарное.Тактика двадцатилетней давности - спрашивать у старушек и милиционеров, не срабатывает. Музей Рублева? Музей Древнерусского искусства? Андроников монастырь? На все круглые глаза. Две восточные красавицы, торгующие зеленью у метро "Площадь Ильича" показывают: вот по этой улице есть красивый собор. Вот вам и "понаехали". Кто,куда и когда? Может в 1147 году?
 Улица Рублева. Широкая, равнодушная, пугающая, как стеклянная река. Подивился бы великий молчальник. И вдруг - Андрониевская площадь. Сквер тихий, благостный. Рублев на постаменте. На Солоницына не похож. А жаль.Несколько поколений представляют его по фильму Тарковского.
 На воротах Андроникова монастыря радостное объявление: большая часть экспонатов на выездной выставке. Не думай о том,что потерял. Думай о том, что можешь обрести.
Двадцать пять лет я шла сюда. Сквозь собственную физическую и духовную немощь, суету сует, безденежье. Ну вот шла, шла и пришла. Пришла на свидание с умным и добрым мужчиной - Николаем Мирликийским, которого у нас в народе зовут Николаем Чудотворцем. Не с ним , конечно, но для меня - дамы экзальтированной- это одно и то же. Дожив до внуков,хочу спросить у него: бывают ли чудеса? Он точно знает. Ведь на западе его зовут Санта Клаусом. Именно от него ждут чудес на Рождество по всему белому свету.
 Здесь, в музее Древнерусского искусства имени  Андрея Рублева, хранится икона XIII века Новгородской школы с ликом Николы. Все иконы по Канону пишутся.Значит , все они должны быть одинаковыми. Нет. Новгородские, московские, сольвычегодские Николаи - разные. Безымянные иконописцы(не они пишут- Бог) по канону и собственному разумению, не меняя цвета и формы вкладывали в них собственную душу. И все иконы получались разными, со столь мощной энергетикой, что перепутать их невозможно. Кто видел, к примеру, фрески Феофана Грека в Новгороде,глаза его святых будут глядеть в душу всю жизнь. Так и с этой иконой у меня.
 Чудеса. И музей открыт, и я дошла, и  Никола Мирликийский не уехал в Нижний Новгород. Склоняюсь над старой лиственничной доской, упрятанной в стеклянную витрину. Я не знаю имени автора, как и положено. Знаю только, что жил он в Новгороде в XIII веке. Именно его рука аскета, наполняясь божественной силой,  мазок за мазком смогла донести до меня великую духовую силу, переданную Богом для возлюбленных чад своих, созданных Им по образу и подобию Своему.
 Смуглокожий, просоленный ветром, высоколобый,в благородных морщинах,с голубыми-голубыми глазами , вопросительно вскинув брови, нервно сжав тонкие пальцы, Николай Мирликийский шепнул мне великую тайну: нет чудес,кроме тех,что делают простые смертные, силою своего духа, превозмогая страдания бренного тела. На то они и возлюбленные чада Божьи. Это после смерти их записывают в святые угодники.
 За стенами монастыря двадцать первый век. Шумит Москва.Великий богомаз застыл в вечном оцепенении на Андрониевской площади. Силится понять , куда и зачем спешат москвичи по улице Рублева, к какому храму ведет его улица? Снуют, обдавая  смрадом, автомобили.
 Я спешу возвратиться домой.Теперь-то я не заплутаю. Дорогу я знаю сама. А сил и терпения мне не занимать.