Могу и должна

Уменяимянету Этоправопоэта
«Могу схватить нож и убить»
«Женщина должна быть влюблённой»
Из ответов Веры Алентовой в разных интервью.


1

Задолго до меня было известно – жанр произведения сам по себе ничего не означает и во всех жанрах возможны шедевры.
И всё же ни за что бы не поверил, что могу «вляпаться» в сериал.
Сводная дивизия сериалов много лет безуспешно атаковала мой быт и не сумела пробить в нём малейшую брешь – так крепка оборона.
И вот полное и сокрушительное поражение.
Это ещё раз подтверждает мысль – дай талантливым людям в достаточном количестве времени и денег и они победят.
Но обо всём по порядку.

После фильма «Москва слезам не верит» Вера Алентова 25 лет держала меня на голодном пайке – вот женщина!
Думал, мы уже не увидимся, но не тут-то было. Оказывается, со стороны Алентовой это был не более чем манёвр. Что сказать!? По крупному работаете, Вера Валентиновна! Юлия Меньшова, конечно привлекательная женщина, но разве между нами это имеет какое-то значение, право слово!

Теперь по существу.
Авторам и актёрам 24-х серийного фильма «И все-таки я люблю…» продолжительностью 1100 (одна тысяча сто) минут по одноимённому роману Елены Харьковой удалось создать «антимыльную» оперу. Содержание фильма можно узнать в конце заметки и в Сети.
Скажу откровенно. Фильм я ещё не досмотрел и не уверен, что досмотрю. Но это моё личное дело. Считаю, что имею право писать о фильме, который не досмотрел. За это модераторы пока не преследуют нашего брата – им бы угнаться за пропагандистами и ниспровергателями.
Первые300 минут сериала оставляют чудесное ощущение.
Большинство отрывочно виденных мыльных опер вызывают стойкое пренебрежение – милые дураки сражаются с коварными идиотами за дешёвенькое счастье на фоне мировых проблем.
Оказывается, что и умные, честные, искренние в своей житейской правде люди тоже могут оказаться в подобной ситуации.
И тогда их борьба за счастье вызывает сочувствие и заставляет сопереживать.
Их «борьба за дешёвенькое счастье» выглядит просто жизнью.
А искусство обязано быть «про жизнь».
Искусство может быть любым, нравиться или не нравиться и никому искусство ничем не обязано, кроме того, что обязано быть про жизнь.

2

Образ Веры созданный Татьяной Арнтгольц в сериале «И все-таки я люблю…» заслуживает отдельного исследования.
Судьба Веры во многом повторяет подлинную человеческую судьбу Веры Алентовой, но по горькой иронии актёрской судьбы именно героине Алентовой в фильме уготована роль быть главной гонительницей и мучительницей Веры.
От сознания этого у меня лично мурашки по коже.
Героиня Татьяны Арнтгольц медленно и тяжело входит во взрослую жизнь.
Как-то всё несправедливо у нас здесь устроено.
Все главные проблемы приходится решать смолоду, оберегая честь.
А когда честь уже не жалко и решать особо нечего.
Кажется – да заберите вы уже эту честь, дайте только пожить спокойно!
Никто не хочет меняться.
Кому нужна старая поношенная честь!?
Вот новенькая – это да!

3

Сведения о фильме.
Мелодрама, 24 серии
Режиссер-постановщик: Сергей Гинзбург
Оператор-постановщик: Эмиль Киреев
Художник-постановщик: Вадим Улановский
Сценарий: Татьяна Арцеулова, Анна Суворова
Композитор: Дмитрий Маликов
Генеральный продюсер: Александр Черняев
Креативный продюсер: Юрий Ивашкевич
Продюсер: Дмитрий Глущенко
Исполнительные продюсеры: Давид Ткебучава, Наталья Шишкина, Маргарита Попова
В ролях: Татьяна Арнтгольц (Вера), Антон Хабаров (Вадим), Вера Алентова (Татьяна Брониславовна), Михаил Жигалов (Николай Ефремович), Раиса Рязанова (Глаша), Лев Прыгунов (Виктор Сергеевич), Анастасия Макеева (Катя) и другие
Начало истории - 70-е годы. Москва.
Вера и ее подружки – молоды и жизнерадостны. Они - приезжие. Лимита. В Москве девчонки работают на «шарике» - Шарикоподшипниковом заводе, потому что с образованием и происхождением не сложилось. Живут в заводском общежитии. Им кажется, что их дружба – «не разлей вода». Они мечтают, смеются, «не понимают» москвичей и ругают «буржуев». И поводов для этого предостаточно.
На первомайской демонстрации с ними знакомятся Вадим и Володя и приглашают подружек в кино. Там они становятся свидетелями неприятной сцены – Вадим застает свою девушку Катю в компании с другим молодым человеком. Катя растеряна, Вадим подавлен, он прямой и честный человек, терпеть не может ложь и тем более такое предательство. Праздник испорчен и девушки покидают кинотеатр, не обменявшись адресами с кавалерами.
Через некоторое Время Вадим и Вера случайно сталкиваются в магазине. Они почему-то страшно рады видеть друг друга и решают пойти погулять. Они начинают встречаться.
Незаметно для себя Вадим Легушов влюбляется в открытую, наивную, честную и добродушную Веру.А Вера уже давно без ума от Вадима. Подруги ужасно рады за Веру, ведь дело идет к свадьбе.Вот только родители Вадима – «генеральская семья» - конечно, не только не одобряют выбор сына, но и всеми способами пытаются помешать развитию отношений между молодыми людьми.
Они вместе с родителями Кати изо всех сил стараются примирить детей, приводят доводы, что Катя образована, умна, красива, она умеет вести себя в обществе,и составит прекрасную партию Вадиму – будущему дипломату. Вадим не может простить измены, но под нажимом родителей решает порвать с Верой – лимитой и сироткой, без родителей, без кола и двора, не знающей хороших манер и правил высшего общества.
Однако, в очередной раз, поругавшись с родителями, Вадим сгоряча звонит Вере в общежитие и предлагает руку и сердце. Родители в шоке, но не решаются перечить сыну. Вере устраивают смотрины, которые она с треском проваливает – «от нервов» и с непривычки напивается, ужасно ведет себя за столом, болтает ерунду. Вадиму неудобно за Веру. Но он по-настоящему любит и ее решает «перевоспитать».
Наконец-то свадьба. На ней нет места неотесанным подружкам Веры. Они считают ее предательницей, тем более, что после того, как она поселилась в пятикомнатной квартире в престижной «высотке», у родителей Вадима, с Верой увидится практически невозможно…
Катя – бывшая девушка Вадима - в ярости. Избалованная, с богатым приданным и блестящим будущим, она не может смириться с тем, что какая-то провинциалка перешла ей дорогу. Отец Кати обещает дочке вернуть Вадима, если та наберется терпения и благоразумия. Катя соглашается, и ее отец заключает с матерью Вадима соглашение – свекровь готова на любые методы лишь бы избавиться от «неуклюжего, никчемного» существа – жены Вадима.
У Веры и вправду талант попадать во всякие истории, как говорит отец Вадима. Он подтрунивает над невесткой, но в глубине души симпатизирует ей. Непосредственная Вера кажется лучиком солнца в размеренной, чопорной, «по всем правилам» жизни Легушовых. Мать Вадима боится, как бы нежданная «родственница» не навредила им – время не Сталинское, но «органы» работают во всю. И эта работа касается практически каждой семьи.
В семью Легушовых тоже пришла беда – внезапно, узнав о самоубийстве друга, от сердечного приступа погибает отец Вадима. И теперь у доверчивой и неопытной Верочки нет защитников – Катин отец, выполняя свои «обязательства» перед вдовой и Катей, устраивает Вадима на практику в Париж, в советское посольство.Туда же переводчицей отправляют Катю – выпускницу престижного иняза. Катя начинает действовать в Париже. А Анна Брониславовна – мать Вадима – в Москве. Она считает Веру повинной во всех ее несчастьях, в том числе и в смерти мужа. Она обвиняет ее в страшных грехах и, не смотря на то, что Вера уже беременна, выгоняет из дома. Вадима рядом нет и Вера не может доказать, что это его ребенок. Обстоятельства поворачиваются против Веры. Ее оклеветали, унизили и ей ничего не остается, как уйти в никуда – без вещей, без денег, без близких людей… Роман Кати и Вадима начинает развиваться, когда он, узнав о смерти отца, получает очередной удар – «предательство» Веры. А Вера рожает и, едва не отказавшись от ребенка, начинает новую жизнь.
Что делать, когда тебя бросили и предали, растоптали твою веру, отняли надежду на счастье, когда ты понимаешь, что его просто нет? Вадим подает на развод. А Вера пытается с этим жить.
Сможет ли она устоять совершенно одна с ребенком в большом и враждебном городе и все же доказать свою невинность и отстоять право на любовь? Что будет с Ритой – ребенком Веры и Вадима, который долгие годы не верил в то, что это его дочь? Как сложится судьба девочки после того, когда она останется совершенно одна?..
Взлеты на вершину мечты и падения на самое дно, неожиданные повороты, множество судеб и характеров, история нескольких поколений, история отдельных семей и история страны – все сплетается в причудливую мозаику, в которой сложно разобраться, кто прав, кто виноват. Да и стоит ли искать виноватых, когда часто на кону стоит не только любовь и счастье, но и сама жизнь…

4

Вера Валентиновна Алентова / Быкова/
Родилась 21 февраля 1942 года в городе Котласе Архангельской области.

Отец — Быков Валентин Михайлович, актер. Мать — Алентова Ирина Николаевна, актриса, работавшая во многих театрах СССР. Отец умер, когда девочке не было еще 4 лет, и Вера с мамой уехали на Украину, навсегда оставив родной Север.

Заслуженная артистка РСФСР (1982)
Народная артистка РФ (1992)
Лучшая актриса 1980 г. (по результатам опроса журнала "Советский экран")
Лауреат Государственной премии СССР (1981, за фильм "Москва слезам не верит")
Премия МКФ в Брюсселе "Сан-Мишель" за лучшую женскую роль (1981, за фильм "Москва слезам не верит")
Лауреат Государственной премии им. братьев Васильевых (1986, за фильм "Время желаний")
Кавалер ордена Дружбы (2001)

Актерские работы:
•  Дни летные [1966]
•  Звезды и солдаты [1967]
•  К вопросу о диалектике восприятия чувств, или Утраченные грезы [1970]
•  Такая короткая долгая жизнь [1975]
•  Время для размышлений [1982]
•  Приезд [1982]
•  Время желаний [1984]
•  Завтра была война [1987]
•  Человек свиты [1987]
•  Прости нас, сад... [1988]
•  Когда святые маршируют [1990]
•  Непредвиденные визиты [1992]
•  Жених из Майами [1993]
•  Ширли-Мырли [1995]
•  Сын за отца... [1995]
•  Зависть богов [2000]
•  Самара городок [2004]
•  И всё-таки я люблю [2007]

Вопрос интервью:

— КТО из сыгранных вами героинь наиболее близок вам по духу?

Ответ Алентовой:

— Я часто повторяю, что у актера нет скрипки, рояля, мольберта или какого-то другого профессионального инструмента. Есть руки, глаза, душа, собственное восприятие мира… Нас учили, что в человеческом существе заложены самые разные, подчас полярные качества. Если мне предстоит сыграть убийцу, я начинаю копаться в себе и понимаю, что и он живет во мне. Понимаю, что меня можно довести до такого состояния, что схвачу нож и убью вас к чертовой матери, а труп вышвырну с балкона! Всех героев актер лепит и вытаскивает из себя, а потому характеры актерские непросты и интересны.

Источники:
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/alentova/index1.html
http://www.skidki.com.ru/serial.htm

На некоторых из указанных ссылок всплывают порнографические окна.
Автор настоящей заметки не несёт за это ответственность и просит не отождествлять его с персонажами всплывающих окон.