Некритические заметки критика-2 Эмиль Мамедов

Кубок Стихиры
Доброго времени суток всем - и участникам, и редактору и арбитрам конкурса! После обзора Алексея Баскакова, мне, по-большому счету, и добавить-то нечего. Тем более редактор конкурса тоже выразил свое отношение к происходящему. Однако слово данное есть обязательство и я должен его сдержать.
Условия конкурса, с одной стороны, были очень просты. Написать стихотворение (чем  мы денно-нощно при наличии вдохновения и даже при его отсутствии занимаемся), в котором логично были бы использованы предложенные слова. Они просто были взяты из ниоткуда, но если проследить, некая связь между ними все же была.
По опыту знаю, стихи пишутся не так уж и долго. Есть, конечно, исключения, но двух дней было вполне достаточно создать творение и (я почему-то люблю это слово, даже если оно не относится к пиву после водки) "отшлифовать" его. Кому удалось, кому не удалось - не суть важно уже.
С другой стороны, вся сложность заключалась в том, что это были "чужие" слова, то есть навязанные участникам конкурса. И приходилось под них подстраиваться.
Как никудышний критик не собираюсь никого учить писать, но, с вашего позволения, постараюсь проанализировать все стихи-участники. В этом списке будут и те, авторы которых не участвовали в голосовании.
Я в голосовании тоже участия не принимал, в числе арбитров замечен не был, а мое скудное творение вокруг этих же самых слов, скорее всего осталось незамеченным. Увы!

№1 Светлана Селиверстова

Оценивать стихи Светы мне проще всего, потому что мы прекрасно знаем друг друга и наше общение непрерывно.
Она пишет на эмоциях. Ее стихи лиричны и, скорее всего, музыкальны. Но у нее есть этакая нелюбовь к "шлифовке". Написав стих, она считает его законченным творением. А отсюда и некоторые нестыковки рифм.
Возможно, думается, что стихи о любви писать несложно. Всем на ум приходит "любовь-морковь" и т.д. На самом деле, по моему глубочайшему убеждению, любовная лирика - самая сложная часть поэзии. Выставить на потребу обществу свои чувства, эмоции, моральное состояние, да еще так, чтобы тебя поняли как надо, крайне непросто. Гражданская тема, мистика, эзотерика и прочая-прочая, лично для меня, лучше звучат в прозе.

№2 Мяхкий ежик

Тепленький стишочек, его хорошо читать шестилеткам. Мяхкий Ежик насильно все же запихал пять слов в свое творение. Легко читается, но если вдуматься в смысл, все очень просто - смысла нет. Просто читайте и веселитесь. Намеренное искажение русских слов, возможно, и к месту. Но зачем? А хотя такие прекрасные строчки есть у Ежика:

Где видны разные пространства
Где тени времени и мысли от живых
Живут ешё в своём очарованье...

Это из другого стиха. Я подметил факт того, что автор пренебрежительно относится к чистописанию. А возможно, это кредо.

№3 Татьяна Смирнов

Ритмика, рифма, грамматика оказались чужды Татьяне в этом стихотворении. И все, наверное, потому, что она поспешила разместить его на конкурсе. Была возможность немножко подчистить, подогнать текст. Но, судя по другим ее стихам, потенциал Татьяны немалый.

№4 Анатолий Минаров

Хорошо читалось, поначалу казалось оригинальным. Четкая рифма, ритм, слог. "Иллюзия" - "Грузия", вполне возможно, и читаются, но прибили стих начисто (это мои собственые ощущения). Иронического стихотворения, как такового, не получилось. И лирическим оно не стало.

"Когда твоя душа оттает,
Меня, надеюсь, ты поймёшь..."

(Надеюсь, это ничего, если я цитирую наиболее понравившиеся мне строчки из других стихотворений этих же авторов?)

№5 Митрофаныч

Люблю сложные стихи, с неким подконтекстом, с вычурными и выразительными образами. Правда, не совсем понял сочетание "когтила пыль" (наверное, "коптила". Но при чем тогда пыль?).
Читал-читал, запутался. Понял, что вроде еще один монолог Гамлета. Смутила черепаха, из панциря которой сделали пепельницу. Подумал, что есть пепельницы и из миниатюрных черепов. Человеческих. Так я смог связать черепаху и Йорика. Возможно, оригинально. Но на мой взгляд, да простит меня Виталий Митрофаныч, на призовое место не тянет. Мое субъективное, возможно, не совсем правильное, однако, все же МОЕ мнение.

№6 Валерий Алешков

Рифма, рифма, еще раз рифма. Шука-тихо, атака-обратно, и т.д. Метрика: 11-11, 10-11, 13 - 13, 10 - 12. Наугад взятые 3-ий и последний катрены.
Автор вообще склонен к написанию гражданских стихов. Прочел несколько на его странице. Но таким стихам должна быть присуще четкая ритмика, словно взял и отрезал. Четкое количество ударных и безударных слогов. Иначе не читается, читатель сбивается с темпа на темп.

№7 Лев Хвоя

Сложно комментировать. Жуткий эгоцентризм - трижды упомянуть в четверостишии местоимение "я". Когда идешь обратно, горизонта не видно. Он остался за спиной. И зонт не стоит того, чтобы топиться. Про стихотворные параметры умолчу - они лишь иллюзорно проглядываются.

Я ухожу -
Мы здесь с тобой похожи -
В груди свинец, и в здравом смысле - нож.
Я прохожу.
Я для тебя - прохожий.
Не думай. Скоро все и так поймешь.

Все естество трещит по швам и тает.
Тоскливо пляшут бесы у огня
И как помехи - черно-белой стаей
Летят в страну, где больше нет меня.

Я как Луна. Изъеденный морями,
Я примеряю черную вуаль.
Я не смотрю. Вы разберетесь сами.
Я ухожу. Я улетаю вдаль.

Скажите, не правда ли замечательно?! Читая этот стих автора, стихи других авторов-участников конкурса прихожу к четкому мнению: многие написали стихи на конкурс лишь бы для того, чтобы участвовать, номинально бросить что-то на конкурсную страницу. То есть, несерьезно, с иронией. А ведь стихи - это дети. Они тоже рожаются, и их не так легко родить.
А на конкурсе получился выкидыш.
Извините за излишнюю эмоциональность, но мое мнение именно такое.

№8 Александр Сермакшев

Знаю, что Саша старался. Мы с ним постоянно общаемся и его стремление к четким образам, выстраданному стихотворению отнюдь не чуждо мне. Пока не получается. Здесь дело не столько в технических деталях стихосложения. Не состоялась пока еще сама Линия стихотворения. Не только этого. Автор пытается совместить в одном коротком тексте несколько тем - любовь, философия, мистика, при этом не взаимосвязав их. Хотя у Саши немало других хороших стихов. Надо почаще участвовать в таких конкурсах, набивать руку.

№9 Андрей Чистяков

Все, что сказано о Льве Хвоя (№7) слово в слово повторю и о Чистякове

Сегодня дождь... амуры не летают.
Нелетная погода... Что-б её!
И куча мрачных туч свинцовой стаей
Нависла грузом над моим плечом...

...сегодня дождь.

Конкурсный стих и в подметки не годится этому стиху и прочим стихам Андрея. Все от несерьезного отношения к конкурсу. Написал, выплюнул строки, бросил их на всеобщее обозрение, не рассчитывая не то, чтобы на успех, а даже на читательское внимание.
"Зачем нужны задуманные битвы без веры в неизбежности победы?" (я в смущении цитирую самого себя).

№10 Виктор Стрельцов

И Виктор туда же. Ничего писать не буду о конкурсном стихотворении. Хотя из вредности просто добавлю, что оно не получилось. Но Виктор на меня не обидится, уверен. Это все из хороших побуждений и моего прекрасного отношения к автору.

№11 Александр Цыганков 86

Арбитры выставиили Александру три балла. Насколько я понял, за выразительность. Я несколько раз перечел стих и для себя изменил порядок слов в нем. Исправил опечатки. И остановился. Потому, что третий катрен потянул в сторону. Заблудился.

№12 Оксана Хлебникова

На безрыбье, как говорится, и сам Раком (с большой буквы, уважаемые, с большой) станешь. Простите, и рак - рыба.
Хороший стих. И только лишь. Не призовой, "И опять начинало с начала мытарства". Не получился стих, несмотря на всю лиричность, на уместное использование конкурсных слов.

№13 Константин Соболев

Складно, если все с прописной буквы. Но условия конкурса требовали написание пяти слов заглавными. Однако же, неожиданно ловкий стих получился. Если перечесть его пару раз, вовсе даже ничего.

№14 Алексей Гришин-Бунтарез

Читал, читал. Долго читал. Потом подумал, что жизнь моя протекает понапрасну. Вот сейчас сижу и читаю, и теряю из жизни драгоценные минуты. А ведь мог бы пойти покурить. Это не стихотворение. Это даже не политическая листовка. Нечто в стиле Че. Вперед! Черт знает зачем! Но вперед и вперед! Потом кайф, наркотик, ностальгия! И выкрикиваемые фразы... Все негодяи! Все воры! Все убийцы! Общество - дрянь! Давайте бунтовать...

А я хочу жить.

№15 Сказки Про

Стих у Славы тянул на большее, чем Кубок читательского голосования. Маленько подправить шероховатости и все. Больше ничего не добавлю.

№16 Теффия

Лучшее, что я пока прочитал на конкурсе. Четко, правильно, ритмично, скользящая рифма. Образы, как на подбор.

№17 Greg

В Грузии бывал в детстве. Помню и Тифлис, и Боржом, и Кобулети. Красивая земля, добрые люди. Ну не сложилось у них с демократией, не сложилось. А у кого сложилось-то? Greg четко уложил в четверостишие не только все конкурсные слова, но и создал смысловой ряд. Я думаю, стихотворение незаслуженно неоцененное. С техникой все хорошо, смысловая нагрузка есть.

№18 Роман Ангелис

На странице Романа стихотворение называется "Океан времени". Здесь оно безымянное. Хотя название отвечает на многие вопросы.
Сразу же плавает рифма. "Минувшим" - "соприкоснуться". Учитывая, что дальше-то с рифмой все в порядке, невольно задаешься вопросом: Роман, а почему такая невнимательность? Ритимика достаточно серьезная. На протяжении всего стихотворения поддерживается четкий темп. И если бы не не первое двустишие, я с громадным удовольствием дал бы этому виршу высокую оценку.

Ложатся строчки монотонно
на гладь синеющих небес,
и каждым словом, тихим звоном
они напомнят о тебе,
но, как и прежде, дождь по стеклам,
и струны вновь рождают звук,
и снова станет одиноко
от мыслей и душевных мук.

Красиво, Роман. Но это из другого стихотворения. Видно, что прочувствовано, видно, что выстрадано. И вдруг такое пренебрежение к конкурсному заданию.

№19 Алия Куваева

Судить стихотворения Аллы мне всегда нелегко. Мы друзья, в постоянном общении. И я, как никто другой, знаю, сколько чувств и эмоций вкладывает она в каждую строчку. Она не пишет стихи просто так либо из-за вдохновения. каждый стих - это событие в ее жизни. Но тысячу раз говорил и буду говорить ей, что существуют принятые мировым сообществом поэтов из глубины веков правила. Стихотворение - это шаг. Каждый второй шаг должен быть похож на первый, третий - на второй. Если есть сбой, значит надо что-то менять, думать о том, что ты неправильно идешь.
Она получила достаточно хорошие отзывы от других участников. Но чувственность осталась в ее Мире. Никто другой в этот Мир окунуться не смог.


№20 Ирина Блажевич

Автору все-таки стоит поработать над ритмом. Даже выбирая хорошие сочетания рифм, Ирина забывает про ритмичность. В этом ее промах. Есть цель - выразить свои чувства, есть обилие форм, есть самое необходимое - стремление написать сттихотворение. Пишет сердцем, забывая про земное, рутинное, будничное - технику.

Я о плохом стараюсь не писать,
Подумаешь, накатит грусть немножко,
От грустных мыслей можно убежать.
А от ЛЮБВИ?  Не выбросишь в окошко!

Мне нравится это. Значит, надо писать стихи. Еще больше, еще чувственне. Но внимательно.

№21 Сасин Алексей

Очень сложно мне, лирику, обсуждать это стихотворение. Оно усложняется с каждой строчкой, с каждым образом, с каждым сравнением. Пока дохожу до завершающей строчки, все думая, а не пропустил ли я вначале что-то интересное. Возвращаюсь и понимаю - нет.

Прислушайся...
Слышишь звук?
Сладкий древесный сок,
из вечнозелёных рук не извлекая нот,
о чем-то поёт, легко в зимний вторгаясь сон,
где - лунное молоко льётся из вскрытых сот.

Я зачарован этими строками. Но не увидел их в конкурсном творении.


№22 Людмила Филатова Владимировна

Автор все-таки не смог дать точную картинку своих возможностей. Использованы конкурсные слова, вроде бы и логично все. Прочитал несколько других стихов. Скорее всего, это не мое. Я не смог найти ту изюминку, которая всполошила бы меня. Возможно, это мои проблемы, мое чувство вкуса. Как показывает жизненная практика, я стократно больше ошибаюсь, чем вижу верный исход.

№23 Павел Судоплатов

Гимн телевизору "Горизонт" удался на славу. Не знаю, как насчет рекламных услуг одноименному заводу, но мне стих понравился. Можно сказать, даже очень. И третье место вполне заслуженно. Третье...

№24 Оля Ушакова

Мне кажется, Оля до последней минуты раздумывала, голосовать ей, либо нет. Она внимательно следила за ходом конкурса, а потом решила все же высказаться. Но это лично из моих ощущений. Так себе, от любопытства заглянул на Олину страничку и увидел, что 4-го числа она все же отвечала на рецензии. но проголосовать не успела. Конкурс эксперимаентальный, и мы, естественно пошли на уступку авторам. У всех в жизни бывают проблемы.
Боже мой, какой же я все-таки нудный. Ведь стих-то понравился. Кроме как "очень - девчонке", но на общем фоне ничего себе смотрится. С трудом в призовую тройку, и все же.

№25 Ольга Дивинская

Если бы не этот злополучный "мохноножец", я бы дал Ольге первое место. Но это невероятное существо с мохнатыми ногами (если не ошибаюсь), сбило меня с панталыку.

В общем-то вот и весь обзор. Не судите теперь вы меня строго, я старался быть объективным и немножечко добрым. Чтобы все меня любили (улыбаюсь). Засим, хочу сделать свой вывод обо всем конкурсе.
Скажу честно, он не удался. Впервые не вижу вины ведущих конкурса. За исключением двух-трех авторов, одни отнеслись к конкурсным заданиям невнимательно, другие - пренебрежительно. Вернее, задание поняли, выполнили. Но как-то не от души, так себе, на авось.
Я не увидел стихотворение - лидер. Первого места, а также и второго не присудил бы ни одному тексту.
Не подумайте, что я так свысока, как некое поэтическое чудо, пытаюсь учить кого-то выражать свои чувства. Уверяю вас, нет, все не так. Просто я люблю поэзию.

С глубочайшим уважением и теплом ко всем Вам

Эмиль Мамедов.