Сказание о Петре и Февронии... Поэма

Ольга Николаевна Шарко
При копировании рисунка - просьба
сохранять целостность изображения.




                Дорогой Читатель!

        На первый взгляд может показаться, что история любви Петра, князя Муромского, и Февронии, простой крестьянской девушки - всего лишь волшебная сказка. Однако не только в сказках, но и в реальной жизни нам, простым смертным, даётся Свыше настоящая большая Любовь, творящая чудеса.
        8 июля 2005 года исполнилось 777 лет  Дня памяти святых Муромских чудотворцев, покровителей супружеской любви, и поныне низводящих небесное благословение на вступающих в брак.
        В основу предлагаемого поэтического произведения положена “Повесть о Петре и Февронии Муромских”, написанная священником Ермолаем-Еразмом в конце сороковых годов XVI века в связи с проходившими соборами по официальной канонизации русских святых в 1547 и 1549 годах.



                Постскриптум от автора
       
        С 8 июля 2008 года под патронажем президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой в России широко отмечается День семьи, любви и верности. С каждым годом этот праздник набирает всё большую популярность. День семьи, любви и верности празднуют не только в России, но и в Болгарии, Белоруссии, Азербайджане, Украине, Германии... Начавшись с 18 регионов России, праздник охватывает сейчас большинство регионов РФ и около 40 стран (информация из интернета: Новости NEWSru.com).
       
        Настоящее "Сказание..." написано мною 24-28 февраля 2005 года, то есть
ровно за три года до первого празднования Дня памяти святых Благоверных Петра
и Февронии. Так, видимо, было угодно Высшим Силам: я ощущала свою обязанность сделать это и отнеслась к этой работе с благоговейным трепетом...

        В процессе работы не обошлось и без мистической помощи Высших Сил: во сне мне была дана одна очень существенная подсказка. Благодаря ей - я, будучи прикованной к постели переломом ноги, - нашла на своей собственной книжной полке "Повести временных лет", содержавшие и "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма: эту книгу я купила лет пятнадцать назад, поставила на полку и "благополучно" о ней забыла.

        В январе 2006 года у меня появилась скромная тонкая синенькая книжица в мягком переплёте. К тому времени я оставила адвокатскую практику в связи с достижением пенсионного возраста, - и на частых творческих встречах с читателями (наряду с другими своими поэтическими произведениями) обязательно говорила о том, что "наши дети должны расти не на "валентинках", что у нас есть свои - православные! - покровители любви и супружеской верности: святые Пётр и Феврония. При этом я обязательно читала одну из глав своего "Сказания...". И однажды после встречи в Санатории имени М.Ю. Лермонтова в Пятигорске ко мне подошли две милые женщины средних лет и сказали, что они - из города Мурома Владимирской области и что они мою книжку "повезут и покажут своим батюшкам"... На что я ответила: "В добрый час, так, видимо, и должно быть..."
       
        И уже в 2008 году, Россия праздновала 8 июля: День семьи, любви и верности. Моя тихая внутренняя радость - пределов не имела.
    
        Из средств массовой информации я узнала, что именно Владимирская область обратилась в Государственную Думу с ходатайством об учреждении такого праздника. Это предложение вызвало одобрение и горячий отклик супруги президента Д.А. Медведева: Светлана Владимировна приняла личное участие: в частности, цветок ромашки как символ праздника - это благодаря именно ей...


...Вопрос был решён положительно, поскольку, я думаю, он был, как говорится, ко времени: год 2008-й в Российской Федерации был объявлен "Годом Семьи".


Сейчас появилось многое-множество всяких стихотворных произведений, в том числе и "Сказаний..."  Что - радует. Другое дело - ЧЕГО они стОят...

И вот ещё что.

С каждым годом всё больше желающих провозгласить себя "инициаторами", эдакими "генераторами идеи" учреждения праздника Дня Петра и Февронии в России. Пусть такие люди боятся гнева Божия, ибо ложь - наказуема. Даже я, автор настоящего "Сказания о Петре и Февронии, чудотворцах Муромских", написанного к 777-летию Дня памяти святых муромских чудотворцев, - от которого и начался путь к празднованию, - не называю себя автором идеи, ибо МНЕ БЫЛО ВЕЛЕНО сделать это Высшими Силами, радеющими за возрождение и укрепление России: ЧЕРЕЗ меня и сына моего Дмитрия (ибо если бы не он... и книжки не было бы!): ЧЕРЕЗ меня - но НЕ я. ...Конечно же, я понимала сразу: ДЛЯ ЧЕГО необходимо рождение этой поэмы, сознавала свою миссию и понимала, какие усилия необходимо приложить, чтобы День Петра и Февронии стал всенародным праздником в России. И мы с сыном - видит Бог! - старались. 



27 ноября 2012 года.  С любовью к Читателю.  Автор.


*************************


И - снова: ДОРОГОЙ МОЙ ЧИТАТЕЛЬ!..

МЫ (Я и мой сын Дмитрий) - бесконечно!!!.. - счАстливы СЕГОДНЯШНИМ днём. ВОТ - НАКОНЕЦ-то!!! - СВЕРШИЛОСЬ!..- ЧИТАЙТЕ:

"В СМИ (ЯНДЕКС): «В целях сохранения традиционных ценностей»: Путин подписал указ об установлении 8 июля Дня семьи, любви и верности.

https://ru.rt.com/lutc
28 июня 2022, 17:54
Роман Шимаев, Дарья Ускова

В России 8 июля официально будут праздновать День семьи, любви и верности. Соответствующий указ подписал президент Владимир Путин. Новый праздник призван сохранить традиционные семейные ценности, а также способствовать духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи. В Госдуме подчеркнули, что Россия стала оплотом сохранения семейных традиционных ценностей, в отличие от Запада, где на смену понятиям «мать» и «отец» приходят «родитель один» и «родитель два».

Во вторник, 28 июня, президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 8 июля Дня семьи, любви и верности. Об этом говорится в документе, размещённом на портале правовой информации.

«В целях сохранения традиционных семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи постановляю установить День семьи, любви и верности и отмечать его 8 июля», — говорится в указе.

Как отмечается в тексте документа, указ вступает в силу со дня его опубликования.

Владимир Путин неоднократно подчёркивал, что поддержка семей — приоритет российского государства. Так, в ходе большой пресс-конференции президент отмечал, что необходимо демонстрировать положительные стороны семейной жизни. По его словам, счастье, радость отцовства и материнства должно постепенно и без всякого навязывания извне внедряться в сознание россиян.

«Ничего нельзя навязывать, но нужно показывать все положительные стороны большой, дружной, хорошей, красивой семьи, показывать, какое это счастье — иметь детей, и убеждать людей в том, что большего счастья в мире и в жизни не существует. Но делать это надо талантливо, ярко, тонко, с помощью средств массовой информации, наших деятелей искусства, общественных организаций. И поддерживать людей, которые принимают решение о том, чтобы завести ребёнка, материально. Вот давайте будем все вместе двигаться по этим направлениям», — говорил президент России.

Ранее в пресс-службе столичного управления ЗАГС сообщали, что среди россиян стало популярным заключение браков 8 июля. Так, в 2022 году в этот день в Москве планируют пожениться около тысячи пар.

«В этом году многие красивые и праздничные даты выпадают на самые востребованные дни для свадеб — пятницы и субботы. Около тысячи пар в Москве планируют создать семью 8 июля — в День семьи, любви и верности… В этот день в столичные ЗАГСы и на выездные локации подано максимальное количество заявлений», — сообщили в столичном управлении ЗАГС агентству городских новостей «Москва».

Наибольшее число браков в Москве 8 июля будет зарегистрировано во Дворце бракосочетания №1, расположенном в историческом здании, бывшем особняке купца Августа Рериха: «Также максимальное количество пар планируют пожениться в Шипиловском, Кутузовском и Таганском отделах ЗАГС».

Как считает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Екатерина Стенякина, Россия осталась единственным оплотом сохранения семейных традиционных ценностей.

«Мы с вами прекрасно видим, что происходит в странах Европы, в Соединённых Штатах Америки, когда исчезают понятия «мать» и «отец», появляются «родитель один» и «родитель два». И только наша страна очень трепетно относится к институту семьи и очень трепетно сохраняет традиции, которые являются максимально естественными и на которых стоит всё мировое общество», — заявила Стенякина RT.

Парламентарий отметила, что 8 июля отмечается день Петра и Февронии.

«Очень здорово, что этот праздник теперь стал государственным и президент подписал этот указ. В нашей Конституции закреплены понятия семьи, сохранения семейных традиционных ценностей, поэтому это очень логичное продолжение тех поправок к Конституции, которые были одобрены ранее», — подчеркнула депутат.

Утверждение Дня семьи, любви и верности на законодательном уровне позитивно отразится на распространении традиционных ценностей в России, отметил в разговоре с RT первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Варфоломеев.

«Это также будет способствовать более ответственному подходу к воспитанию подрастающего поколения, уважительному отношению к родителям, а также к бабушкам и дедушкам. Ведь в тех семьях, где всё это присутствует, будет и достаток, и хорошее качество жизни. Я считаю, что это очень правильно сделано, потому что это в житейском и эмоциональном плане окрасит жизнь наших семей», — подчеркнул он.


                *******************

А как рассказывают наши СМИ об истории возникновения этого праздника? Даю цитату из интернета (сайт "Школа жизни"):

Возникновение праздника Мысли о том, что необходимо учредить праздник, посвященный семье, долгое время не покидали российских граждан. В 2006 году жители города Мурома собрали необходимое количество подписей и обратились к властям с просьбой создать праздник семьи, сделав его всероссийским. Только в январе 2008 года власти подписали указ об учреждении официального праздника под названием «Всероссийский день супружеской любви и семейного счастья». Так, 8 июля 2008 года День семьи, любви и верности впервые отпраздновали в России. Позднее праздник стали отмечать и в других странах мира.

Автор: Алина Мальцева
Источник: © Shkolazhizni.ru

Статья опубликована в выпуске 8.07.2019. Обновлено 22.07.2020



                ************************************


...И ЕЩЁ: вдобАвок к сказанному. Обратите, дорогой Читатель, Ваше бесценное внимание: это - МИСТИКА! Сплошная МИСТИКА!.. 

Дата написания произведения: 24 - 28.02.2005г.

А Вам не кажется странным вот именно ТАКОЕ совпадение: именно 24 февраля - в день начала Специальной Военной Операции - мы - РОССИЯ! - нАчали борьбу с ФАШИЗМОМ на УКРАИНЕ и - по ФАКТУ - с "толерантной" ЕВРОПОЙ, а также с их сатанинскими "ценностями", а именно: с насильственно насаждаемой во всём мире пропагандой ЛГБТ; с извращениями собственной гендерной принадлежности детьми, начиная с 4-5-6-летнего возраста; с "уроками сексологии" в детских садах и пр.?!.

...Не удивлюсь, если  -  28-Е ФЕВРАЛЯ (день окончания написания произведения)  ...ТОЖЕ ОКАЖЕТСЯ каким-то очень ЗнАчимым ДНЁМ!!!... Как говорится, "поживём - увидим"...

И ещё один мистический акцент: ЦВЕТОК РОМАШКИ как СИМВОЛ ПРАЗДНИКА.

...Дело в том, что само "Сказание..." мною изложено на бумагу по месту жительства в городе Пятигорске: а именно - в микрорайоне с поэтическим названием "Белая РОМАШКА"!.. Во-как.


С Любовью - ко всем РУССКИМ, где бы они ни жили, и на каком бы языке ни изъяснялись - Ольга Николаевна ШАРКО.

28.06.2022.

   

               


               СКАЗАНИЕ о ПЕТРЕ и ФЕВРОНИИ, ЧУДОТВОРЦАХ МУРОМСКИХ





                «Желая вам на земле хвалу воздать,
                настоящей хвалы ещё и не коснулся».
                («Повесть о Петре и Февронии
                Муромских  Ермолая-Еразма»)



О святом Петре и о святой Февронии,  -
      о Любви большой, святой, священно-истинной, -
      помолясь под православными иконами,
      вам поведаю сердечно правду чистую.
Хоть и дивно вам покажется предание, -
      но не сказка это всё, не ражий* вымысел:
      все события в моём повествовании
      Провиденьем свершены да Божьим Промыслом.

………………………………………………………………..

* Значение слов, помеченных звёздочкой, см. в Словаре
в конце текста.





                Глава первая


Как во древнем славном русском граде Муроме
      правил Павел-князь: достойно, верой-правдою.
      Мирно жил в любви-согласии с супругою,
      называл жену князь Павел с лаской ладою.
Много лет жил князь с княгиней дружно, счастливо, -
      как заметил вдруг: творится-то… неладное!
      Словно тучи в небе скрыли солнце ясное:
      стали очи ненаглядной безотрадными*;
      спал румянец с белых щёк, лицо осунулось;
      не по дням, а по часам княгиня таяла;
      не спалось княгине: всё о чём-то думалось:
      всё со вздохами, со скрытными печалями…
…А с княгиней происходит что-то страшное:
      часто стал прельщать её злой дух коварнейший.
      Как уходит князь куда по делу важному, -
      так влетает сразу змей тот преотвратнейший.
      Принимает змей тот облик мужа милого,
      шепчет речи ей, как мёд, на ухо сладкие;
      ровно Павел-князь на ложе спит с княгинею, -
      и здоровье пьёт княгинино украдкою.
      Не велит княгине дух злой правду сказывать:
      правду-истину открыть супругу милому:
      и уста княгини крепко словом связывал,
      чтоб не вымолвила истины любимому…
Стал князь Павел у княгини сам выспрашивать:
      «Что за хворь-недуг в тебе, скажи мне, ладушка?
      Тяжело в себе печаль-то грузом нашивать.
      Раздели её со мной…  Садись вот рядышком…»
      А жена ему в ответ - слезой горючею!
      Задрожала вся она, как лист осиновый, -
      и открыла сердце мужу: «Злой дух мучает,
      да в случившемся нисколько не повинна я…»
С той поры и Павел-князь ходить задумчив стал:
      как избавиться от злыдня им незваного?
      Думал-думал Павел-князь и всю-то ночь не спал:
      «Вызнай, ладушка, у змея ты поганого:
      ч е м   и   к а к   убить нам злого гада мерзкого?
      Где кончина ждёт его? где гибель прячется?
      Ты спроси его, чтоб вызнать, полюбезнее:
      чтоб ответил он, да вдруг не заартачился*».
Вот ушёл князь Павел утром по делам опять.
      Змей же гадкий князем Павлом вновь прикинулся,
      стал в глаза глядеть княгине, речью обольщать,
      и на ложе к ней он с ласками придвинулся…
      И была княгиня к змею тоже ласкова,
      говорила всё слова ему приятные:
      не скупилась похвалами змею красными, -
      да и вызнала, где смерть его запрятана…
Хоть сказал княгине тайну змей про смерть свою, -
      да сказал-то непонятною загадкою:
      «Лишь плечу Петра возможно жизнь отнять мою.
      Лишь меч Агриков силён да сталь булатная».
Воротился Павел-князь в хоромы княжие, -
      с нетерпением супругу стал расспрашивать:
      переспрашивал княгини слово каждое…
      Призадумался загадкой: стал разгадывать.
И призвал князь для совета брата младшего.
      Был могуч князь Пётр рукою богатырскою.
      Брата выслушал князь Пётр, не переспрашивал:
      запылало сердце мужеством, решимостью!
      Ненавистен  змей - дух злой - любому-всякому!
      И услышал имя «Пётр» произнесённое, -
      и подумал Пётр-князь, что это - знак! ему:
      должен сам убить он змея злого-чёрного.
      Да не знал он только… что ж это за меч такой?
      Где найти меч-кладенец названьем Агриков?
      За рекою ль за широкой, аль за синь-горой?
      Знают вороны о нём, аль птахи-зяблики?..
И зашёл он помолиться в церковь вящую*.
      Называлась церковь - церковью ВоздвИженья
      Креста Честного - Креста Животворящего.
      Пред иконами князь Пётр и стал молитвенно…
      И явился князю Ангел* во сиянии.
      И пошёл князь потрясённый вслед за Ангелом, -
      и к стене алтарной шли они в молчании…
      И услышал Пётр-князь: «Вот меч твой: Агриков!»
      И нагнулся Пётр к нише, заглянув меж плит… -
      и увидел кладенец, на Зло заточенный.
      И взял Пётр в руки меч…  А он, как жар горит!
      И почувствовал Пётр силу в теле мощную:
      словно тёплая волна вошла искристая!
      Был и так силён-могуч князь Пётр Муромский,
      да теперь не силу - силищу! почувствовал:
      знал князь Пётр: победит он змея вскорости!

Потянулись день за днём, - да семь истаяли…
      Ждёт-пождёт князь Пётр случая удобного.
      Вот ещё раз ночь сменило утро раннее:
      вновь идёт брат к брату твёрдою походкою…
      И зашёл в покои Павла он просторные:
      не вполне проснулся Павел: полудрёмой спит;
      шиты простыни-подушечки узорами,
      да над ложем княжьим сонно балдахин* висит…
      Постоял князь Пётр тихо, -  и будить не стал:
      «Дай-ка, - думает, - сноху теперь проведаю…»
      Подошёл к покоям женским и... - как камень - встал:
      слышит он, что… брат с женой своей беседует!
      Заглянул князь Пётр, тихонько приоткрывши дверь:
      что ж он видит?  Павел-князь сидит с супругою!
      Хоть глазам своим, ушам своим… -  себе! -  не верь:
      да не спутать бы тут брата со змеюгою!
      Притворив неслышно дверь, пошёл Пётр-князь назад
      и, слугу в хоромах встретив, Пётр его спросил:
      «А скажи мне: возвратился ль в почивальню брат?» -
      «Нет, князь Пётр: Павел-князь совсем не выходил».
      И вернулся Пётр к брату: Павел-князь уж встал;
      кошку рыжую журя, рукой приглаживал…
      «Не тебя ль сейчас с княгиней я твоей видал?» -
      «Нет. Я к ладушке с утра ещё не хаживал». -
      «Значит, змея видел я!.. Сиди здесь, Павел-князь.
      За порог своих покоев - шага не ступай!
      Чтоб я в змее был уверен и не спутал вас…
      Ты ж - моли моей победы, «Отче наш» читай».
Вот с мечом булатным, Агриковым, князь вошёл, -
      не стучась вошёл, как вихрь! - в покои женские.
      Размахнулся богатырски правым он плечом
      и пронзил мечом он змея в сердце мерзкое!
      В тот же миг раздался гром, сверкнула молния!
      Словно облаком туманным стал окутан змей.
      И предстал злой дух уже в змеином облике:
      и шипел, и извивался чернотой своей!..
      Вдруг из раны кровоточащей и мерзостной
      кровь фонтаном ядовитым к телу брызнула!

      …И смывал её князь Пётр водою ревностно…
      Змей издох, - а Пётр весь покрылся язвами.




                Глава вторая


…Тяжко князь страдал, страшась сплошной коростою.
      И никто не мог Петру помочь да вылечить.
      Кожа вся покрылась коркой заскорузлою:
      только струпья отпадут, - так снова гной бежит…
      И узнал князь, что есть много врачевателей
      на земле Рязанской в сёлах да по выселкам.
      Но ослаб князь Пётр настолько окончательно,
      что велел своим он слугам - повезти себя…

На земле Рязанской в поисках целителя, -
      так как сам в седло уже никак не мог он сесть
      и найти себе от хвори избавителя, -
      разослал князь Пётр слуг по деревням окрест.
      И один из всех гонцов заехал в Ласково.
      На окраине села - изба с окошками.
      И зашёл гонец испить в избу крестьянскую,
      заодно и расспросить про хворь про кожную.
      И увидел он в избе картину чудную:
      у окна сидит на лавке красна девица,
      полотно ткёт и поёт про долю трудную;
      заяц прыгает пред нею, в ноги стелется.
      Поклонился, дверь прикрыв, гонец приметливый
      и спросил: «Скажи мне, девица, в чьём доме я?»
      Отвечала красна девица приветливо:
      «Люди добрые зовут меня Феврония*».
      И сказала дальше странное-мудрёное:
      «Плохо, коли не имеет дом своих ушей;
      коли горница слепа, очей лишённая». -
      «Непонятны мне си речи, - отвечал он ей. -
      Ты скажи мне: где хозяин?» - «Разминулись вы, -
      гостю девица речёт слова ответные. -
      Мать с отцом ушли к соседям слёзы лить взаймы.
      Брат пошёл глядеть сквозь ноги в очи смертные».
      Ничего опять не понял юноша-гонец,
      хоть слова понятны: каждое в отдельности.
      Засмущался он; и молвил деве, наконец:
      «Не возьму никак я в толк твои мудрёности».
      Отвечала дева: «Что же не понятно здесь?
      Вот пришёл ты в дом, а я сижу неприбрана.
      Кабы был-то в доме пёс, - залаял: подал весть.
      А ребёнок был бы, - всё б им было видано:
      он, увидев, что идёшь ты - рассказал бы мне.
      Чуткий пёс - есть уши дома; а ребёнок - взор.
      А про мать с отцом сказала вот что я тебе:
      что покойника хоронят, плачут до сих пор.
      А когда наступит время, и помрут  они,
      и закроются их очи, и взлетит душа, -
      то по ним придут другие слёзы лить взаймы.
      И про брата тоже ясно рассказала я.
      Брат с отцом - меды сбирают: пчельники они.
      И пошёл сегодня борти* брат с утра глядеть.
      Можно с дерева сорваться наземь с высоты:
      коль сквозь ноги недосмотрит, - может умереть». -
      «Вижу я, что ты мудра. Скажи, Феврония:
      где сыскать нам князю нашему целителя?
      Как убил мечом князь змея злого-чёрного, -
      так коростою покрылся отвратительной». -
      «Знаю я, о чём хлопочешь, чем заботишься.
      Передай же князю то, что я скажу тебе:
      коли князю твоему здоровья хочется,
      привези, - коль пожелает он, - в избу ко мне».
Сел гонец верхом на лошадь и помчал, как вихрь.
      А когда вернулся к князю, всё сказал ему
      и добавил, улыбнувшись: «Есть у ней жених». -
      «А с чего ты так решил-то?» - «Видно по всему.
      Я приметил: заяц скачет прямо перед ней!
      Коль пред девой заяц скачет - значит, свадьбе быть.
      То - народная примета: нет её верней!» -
       «Поезжай-ка… ты к ней снова… да изволь спросить:
      А лечить кто будет князя? Как зовут врача?
      Много ль он возьмёт богатства, коли вылечит?..»
      …Отвечала же девица, не смущаясь: «Я.
      Но богатства не возьму: с  условьем  вылечу.
      А условие такое. Будет князь здоров:
      я очищу - коль женою он возьмёт меня.
      Если ж нет, - болезнь вернётся: как в родимый кров.
      И не будет князю проку от лечения».
Князь послал слугу с ответом, что «пусть лечит,.. мол.
      Если вылечит - женою за себя возьму».
      Про себя же князь подумал: «Буду я смешон…
      Чтобы   к н я з ь   да на   крестьянке?!.  Не бывать тому».

Передал слуга девице княжие слова.
      И взяла она старинный глиняный сосуд.
      Зачерпнув закваски хлебной, сразу не дала:
      а сперва в неё подула от девичьих губ:
      «Пусть князь выпарится в бане, семь потов сольёт.
      А потом вот этим смажет кожу всю свою.
      Но один струп - пусть оставит!.. Хворь с него сойдёт,
      если сделает всё точно, как я говорю».


И доставили мазь князю. Пётр велел тотчас
      приготовить баню с жаром, с ледяной водой…
      А пока топилась баня, повелел Пётр-князь
      отвезти премудрой девице пучок льняной.
      И сказал при этом так князь Пётр Муромский:
      «Коль от мудрости большой в княгини просится,
      пусть докажет, что и впрямь сильна премудростью.
      Пусть Феврония, - пока я буду париться, -
      вот из этого пучка сорочку сделает,
      и одежду, и платок: уж больно лён хорош!»
      Передал слуга льняной пучок Февронии, -
      а она ему: «Я б сделала: мой стан не гож.
      Не сочти за труд: на печку за поленом влезь…
      С грядки* выбери поленце… Взял?.. -  теперь слезай».
      И, отмерив пядь* свою, речёт: «Руби вот здесь!..
      А обрубочек поленца князю передай.
      От меня скажи: за время, как я лён чешу,
      смастерит пусть князь стан ткацкий из обрубочка
      и всю снасть, какую надо, смастерит к нему:
      а без снасти полотно ткать не получится».
      И слуга вернулся к князю… Пётр плечом пожал:
      «Передай, что просит сделать невозможное:
      никому не смастерить за это время стан,
      да ещё и снасть из чурки, как положено…»
      И промолвила Феврония: «А коль  нельзя
      смастерить станок мне ткацкий, как мной прошено, -
      для чего тогда прислал князь мне пучок сей льна?
      Что: последняя рубаха им уж сношена?!.
      Для забавы чудеса творить не стану я…»
      И, услышав от слуги слова премудрые,
      подивился  Пётр-князь: «Она и впрямь мудра! -
      и вполне достойна стать княгиней Мурома».

Ванька-банщик уж с поклоном: «Всё готово, князь!
      Баня ждёт: с парком и с жаром, с ледяной водой!..»
      Вот Пётр выпарился в бане, вымазал всю мазь, -
      и… как заново родился: крепкий, молодой!
      Тело стало очищаться, - и болезнь сошла.
      Только струп один остался, - да и тот, как мёртв.
      Но не стал держать князь слова: не посватался.
      А прислал дары-подарки: мол, слова - не в счёт.

Отказалась от подарков тех Феврония.
      На расспросы слуг усердных не ответила.
      И ответом князю был - ответ безмолвия:
      а во взоре - ни обид, ни удивления…

На любимом скакуне вернулся в Муром князь:
      и здоров и весел! Снова всё по-прежнему.
      И забыл он вскоре вовсе про болезнь-напасть, -
      как однажды вдруг увидел… язву свежую!
      …Разошлись по телу язвы, - и вернулась хворь.
      Снова страшная болезнь Петра измучила.
      Снова в сердце поселились грусть-тоска да боль:
      и куда девалась жизнь его кипучая!..

Не решался Пётр ехать вновь к Февронии:
      не пускала князя гордость пред собой самим.
      Только вдруг в глазах сверкнуло, как от молнии, -
      и явился тот же Ангел Божий перед ним.
      Молвил Ангел: «Не кручинься. Гордость усмири.
      Шли посыльного к девице снова в Ласково.
      А когда тебе девица язвы исцелит,
      ты женись на ней: вам Бог велит жить счастливо».

Вновь к Февронии отправил князь своих послов
      и просил   его  очистить,  давши снадобья…
      
...А когда он исцелился, стал опять здоров, -
      то посватался  к Февронии, как надобно…

Стала пчельникова дочь - супругой княжеской,
      стала девица Феврония княгинею.
      Стали жить они по заповедям Божеским, -
      и любовь была их - верной и взаимною…




                Глава третья


И пришёл в град Муром тысча двести третий год.
      В этот год князь Павел умер, в мир сойдя иной.
      Княжить после смерти брата стал теперь князь Пётр.
      Но бояре…  не довольны княжеской женой!
      Им не хочется крестьянку ровнею считать:
      за одним столом есть яства, почести вершить;
      перед нею с уваженьем головы склонять;
      а боярыни, их жёны - дружбу с ней водить.
      Все бобынями* раздулись, спеси - хоть куда!
      Всё лукавства учиняют, козни* всё плетут!
      Мол, в княгини не пригодна; родом, мол, низка.
      За глаза над ней смеются, «пчельницей» зовут.

Раз к владетельному князю Благоверному*
      подошёл слуга и стал ему донос чинить:
      мол, -  позорит! -  князь-Петра привычкой скверною,
      мол, княгине непристало крох в руке копить!
      Разве княжескою трапезой не сытно ей?!.
      Разве князь свою супругу держит впроголодь?..
      «Запрети ей, Пётр-князь! Скажи, что стыдно ей…» -
      «Хорошо. Я прослежу за ней», - ответил Пётр.
Вот закончился обед в хоромах княжеских.
      Собрала княгиня крошки все и крошечки:
      со всего стола… «Я сплю?.. иль мне всё кажется?
      Покажи мне,  лада,  что…  в твоей ладошечке?» -
      и князь Пётр разжал - сам! - кулачок Февронии…
      Ах! какое это чудо: хлебных крошек… нет!
      Превратился хлебный мякиш в благовония!
      И лежит в ладони ладан: удивляй весь свет!..
C той  поры стал доверять князь Пётр Февронии
      ещё более, - хоть  более  уж некуда.
      А любовь к ней беспредельно стала  горнею*:
      высочайшею, небесною и вечною.

…Незаметно канет время: властны ль мы над ним?
      И пришли бояре к князю. Стали говорить:
      «Госпожой - твою Февронию - мы не хотим.
      Не крестьянке над боярынями главной быть!
      Дай ей, князь, богатства много: сколько вывезет.
      Пусть уходит из княгинь твоя Феврония!
      Неразборчивость твоя - ох! - боком вылезет.
      А женись, князь, на другой: правь нами - с ровнею.
      Вот тогда тебе послужим верой-правдою!..»
      Князь бояр своих без гнева, молча выслушал.
      Не смутился духом князь: пристукнул чаркою
      и спокойно медовины* сладкой выкушал:
      «А скажите это сами всё Февронии!..» -
      отвечал князь Пётр боярам со смирением...
      И на княжеском пиру - кричат крамольное*:
      заговорщицки, мятежно, с возмущением:
      «Ты, Феврония, отдай нам, что попросим мы!» -
      «Так возьмите», - им Феврония речёт в ответ.
      «Мы хотим, чтоб княжил Пётр. Тебя же просим мы
      подобру-поздраву съехать: вон из наших мест!» -
      «Что ж, - ответила княгиня, - я вам это дам.
      Но и вы, бояре, дайте, что глаголите*.
      Злато-серебро, богатства - оставляю вам.
      Вы отдайте мне супруга.   …Ай оспорите?» -
      «Не оспорим, коли сам того захочет он;
      коль тебя желает больше, чем княжения…»
      (Втайне каждому уж виделось воссесть на трон.
      Втайне каждому хотелось возвышения!)

Не желал князь Пётр расстаться со своей женой:
      князь любил свою княгиню ясноокую.
      …Дали им корабль бояре с радости такой!
      И отплыли князь с княгиней в даль-далёкую…

...Вот плывут они на судне по Оке-реке.
      Живописны, словно в сказке, берега Оки!
      Вдруг княгиня ощутила - взгляды! - на себе
      и сказала человеку: «Вот: черпни воды!»
      И черпнул мужчина справа. «А теперь испей».
      И испил воды забортной тот, что вместе плыл.
      «А теперь с другого борта зачерпни… Испей…
      Что: вода теперь по вкусу слаще? солоней?..» -
      «Нет, вода по вкусу - та же… Хоть… - Оку! - испей». -
      «Вот и женщины: едино женщин естество.
      И откуда бы ни брал ты: хоть вливай, хоть лей, -
      как вода реки по вкусу, женщины  -  о д н о!
      Для чего, жену имея, что плывёт с тобой, -
      на меня глядишь и мыслишь с вожделением?
      Одинаковы мы с нею. Ну...  вода - водой… -
      ...и глаза он опустил вниз со смущением... -
      Уж коль если сам ты выбрал, - по любви, поди? -
      оставайся верным милой женщине своей.
      И Господь за то - здоровьем крепким наградит:
      будешь сердцем ты покоен - до скончанья дней...»
Как-то вечером пристали к берегу реки,
      да и вышли все на берег спать да отдыхать.
      Вот они расположились, разожгли костры.
      И печально стало князю: как им быть? что ждать?..
      А тем временем готовил повар им еду.
      Приглядевши два растущих рядом деревца,
      он нещадно обрубил их ветви, всю листву, -
      и, котлы на них повесив, стряпал у костра…
…Вот и солнышко уж село, - и зажглась звезда.
      И окутал синий вечер берега Оки…
      Вот закончен княжий ужин: пепел от костра…
      Князь же - весь в тревожных думах: об одном они:
      где искать теперь кров-пищу? Где найти приязнь*?..
      А Феврония супругу - слыша сердца вздох! -
      «Не скорби, супруг мой милый, ласковый мой князь.
      Верь: в беде нас не оставит милостивый Бог!..»
      И, взглянув в глаза,  сказала: «Ай не веришь, князь?
      Вот: взгляни на эти ветки: как они мертвы!
      Но спасается и живо  всё,  благословясь*!
      Пусть же завтра ранним утром   о ж и в у т   они!»
      И она благословила, покрестивши их…
      А наутро - что за чудо?..  Верить ли глазам:
      две обрубленных рогули… в листьях молодых!
      И никто бы не поверил, коль не видел сам.
      За ночь выросли деревца, крону нарастив:
      на их веточках на тонких развернулся лист:
      клейкий, радостно-зелёный… Сказочно горит
      солнца луч в росинке каждой, радужно-искрист!..
Понял князь, сколь превелика милость Божия;
      что напрасно беспокойство о грядущем дне:
      Бог даёт.  Имеет тот, кому положено.
      И всему свой час и время: лету и зиме.
Вот уж стали собираться, чтоб продолжить путь.
      Да увидели, что скачут Мурома послы:
      «Господин великий князь! Прости! Не обессудь!
      За престол дрались бояре, аки злобны псы.
      Многих уж в живых не стало: все мечи в крови!
      Без тебя осиротели: воротись на трон.
      Ныне вам от нас   о б о и м   слёзное  прости.
      Ныне молим  в а с   о б о и х!   До земли поклон!»

…Князь с княгинею вернулись в Муром на престол.
      Пребывая в Благодати* правили они.
      Насыщали нищих, сирых - усадив за стол.
      И за лаской, добрым словом странники к ним шли.
      Подданных своих любили, как отец и мать.
      И, в молитвах пребывая, кротость в мир несли.
      (Что душой и делом сеял - то и будешь жать!)
      Только в Правде чистой жили, в Боге и в Любви.




                Глава четвёртая


…Год за годом миновали в праведных трудах…
      Князь с княгинею к пределу жизни подошли.
      И теперь - одна! - молитва в старческих устах:
      чтоб в одном гробу их вместе на погост снесли.
      И просили слёзно Бога только об одном:
      чтоб отвёл им Бог для смерти день один и час;
      чтоб везде, не расставаясь, вечно быть вдвоём;
      чтоб они не разлучались и в загробный час…

Свой остаток дней супруги в кельях провели.
      Постриг приняли монашеский: Пётр стал Давид*;
      инокиню ж - Ефросиньей* в постриг нарекли.
      За всю жизнь они впервые розно стали жить.


…В монастырской келье трудится Феврония:
      вышивает плат* к потиру* с ликами Святых.
      Вышивает, сидя тихо под иконами;
      окружает Лики светом нитей золотых.
      В храм Пречистой Богородицы*  воздУх* сей в дар:
      где супруг её, князь Пётр, Давидом названный,
      доживает в тихой келье… Уж совсем он стар.
      Уж два раза присылал он к ней и сказывал:
      «Торопись-спеши, сестра моя Феврония.
      Чую, смерть идёт ко мне, уж приближается…» -
      «Не могу я не закончить рукоделия.
      Подожди, мой господин: уж труд кончается…»
      В двадцать пятый день июня* - вот уж в третий раз! -
      человек пришёл к Февронии и так сказал:
      «Не могу я ждать уж больше: близок смертный час.
      Для тебя лишь душу в теле долго так держал.
      Ноне ведаю: уж вскорости взлетит душа,
      уж сосчитаны минуты жизни на земле…»
      И, услышав от любимого «прости: пора»,
      преподобная промолвила: «Знать,  т о   и   м н е».
      И воткнулась в рукоделие тотчас игла.
      Лишь край ризы недовышит да подножие.
      «Передай Петру-супругу весть:  готова  я…»

      …И предали вместе души в руки Божие…

      И взлетели души разом в голубую даль:
      как голубка с голубочком улетают ввысь.
      Позади земная радость, позади печаль.
      Впереди сияет счастьем в Духе Светлом Жизнь…


Заготовлен был при жизни им двухместный гроб, -
      и поставлен был во храме Богородицы.
      Завещали вместе и Феврония, и Пётр
      положить во гроб их рядом, как им хочется.
      Но решили люди, что… негоже инокам
      в том гробу двухместном рядышком покоиться:
      с Ефросиньей гроб стоял в церкви ВоздвИженья*,
      гроб с Петром-Давидом - в храме Богородицы.
      Так, в гробы их положили по обычаю:
      тело каждого - в отдельный гроб положено.
      Только…  утром увидалось  н е о б ы ч н о е:
      во единый гроб тела их переложены!

      Разнесли тела их снова по отдельности.
      А наутро увидали вновь в гробу одном!

      И… дыханье прерывалось! от их верности,
      от Любви неугасимой в Духе во Святом.

      И уж больше - тел святых - в гробу не трогали.
      Погребли их возле храма Богородицы.
      И, припав к мощам, целились щедро многие.

      И сегодня Благодатью исцеляются.
 

…Весть о чуде разнеслась по граду Мурому, -
      и к могиле люди шли за исцелением.
      Шли к святым мощам и ясным днём, и хмурыми.
      И давалось душам их успокоение…


Воздадим по силе нашей восхваление
      Благоверному Петру, святой Февронии, -
      что даруют нам целенье и спасение.
      Благодатью их святой живём и ноне мы.


Все мы можем обратиться к ним за помощью:
      к Благоверному Петру, к святой Февронии:
      покровителям святой Любви супружеской, -
      помолясь под православными иконами…


                А   м   и   н   ь.

24 - 28.02.2005г.





СЛОВАРЬ, ПРИМЕЧАНИЯ

Заглавные буквы в тексте и словаре используются как знак ударения.


Ангел - вестник, посланник; существо духовное, одарённое разумом и волей.

БалдахИн - убранство над ложем в виде нарядной крыши или шатра.

БезотрАдные - не радующие (отрАда - утеха, услада, утешение).

БлаговЕрный - исповедующий истинную веру; православный.

БлагословЕние- наделение добром, одарение любовью.

БлагодАть - Дары Духа Святого; наитие свыше; помощь, ниспосланная
                свыше, к исполнению воли Божией; любовь, милость,
                благодеяние, благотворение.

БобЫня - надутый, чванный, гордый, спесивый человек.

БогорОдицы храм - находился в центре города Мурома, где, ставши иноком
                Давидом, князь Пётр пребывал после монашеского пострига
                и преставился.

Борть - улей в дупле дерева.


В 25 день июня - Святые Пётр и Феврония скончались 25 июня 1228 года по старому стилю. День Петра и Февронии стал символом верной, сильной и красивой любви;          отмечается 8 июля по новому стилю как День Муромских чудотворцев и Святой Любви.

«Блаженный Давид и Евфросиния, - говорит преосвященный Филарет, - в жизни своей были образцом христианскаго супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие опыты загробной жизни их». (из «Жития святых», стр. 564)

ВоздвИженья церковь - церковь Воздвиженья Креста Честного и Животворящего,
                находившаяся в окрестностях города Мурома.
                В женском монастыре при этой церкви и жила преподобная
                Феврония, ставшая после пострига инокинею Ефросиньей.
                В этой же церкви и был найден князем Петром меч Агриков.

ВоздУх- плат, или «покровец», которым покрывают потир.

ВЯщий - бОльший, высший по силе.

ГлагОлить - говорить, сказывать  (глагОл - слово, речь, выражение, разумный говор).

ГлагОлить - говорить, сказывать  (глагОл - слово,
                речь, выражение, разумный говор).

ГОрний - духовно возвышенный, высочайший, небесный, вечный.

ГрЯдка - две жерди над печью для сушки лучины.

ДавИд - возлюбленный (евр.)

ЕфросИнья- радость (греч.)

ЗаартАчился - т. е. воспротивился (от артАчиться - упрямиться, не соглашаться).

Козни - лукавство, пронырство, коварство, хитрые и злонамеренные проделки.

КрамОла - измена, лукавые замыслы.

МедовИна - варёный питейный мёд.

Пётр - камень (греч.)


Святой Пётр-Давид, князь Муромский, был вторым сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Муроме после старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в управление княжеством 18 декабря 1203 года. Родоначальник Муромских князей, князь Константин Святославич причислен к лику святых; память его празднуется 21 мая (по ст. ст.).


ПотИр - чаша для евхаристии. ЕвхарИстия - одно из важнейших таинств Церкви,
               Вечеря Господня, на которой освящаются хлеб и вино. Принимая их, верующие
               соединяются с Самим Христом, с Его Плотью и Кровью.

ПриЯзнь - (от приЯть, приимАть) доброжелательство, благодушие,
                любовь и милость, дружелюбие, дружба.
Плат - платок.

Пядь - протяженье между большим и указательным пальцами,
            растянутыми по плоскости.

РАжий - дюжий, матёрый, дородный, видный, красивый.
 
ФеврОния - значение имени не установлено; возможно, от римского февраль - очищающий.



Использованная литература:

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма». Перевод Л.А.Дмитриева. Опубликована в книге «Изборник. Повести древней Руси». Москва. Издательство «Художественная литература», 1987.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма» написана в конце сороковых годов XVI века писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который в
40-е годы был священником в Пскове, затем протопопом дворцового собора Спаса-на-Бору в Москве, а в 60-е годы постригся в монахи.
Произведение писалось Ермолаем-Еразмом в связи с проходившими в 1547 и 1549 гг. соборами по официальной канонизации русских святых.
Источником сюжета послужила местная легенда о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней (село Ласково в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря, откуда была родом Феврония).


2. «Память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии в иночестве Давида и Евфросинии, Муромских чудотворцев» из «Жития святых на русском языке изложенное по руководству Четьи-Миней святителя Димитрия Ростовского. Месяц июнь». Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. 1997.