Светлана Иосифовна Аллилуева - дочь Иосифа Сталина

Журнал Мастерство и Вдохновение
Светлана Иосифовна Аллилуева - дочь Иосифа Сталина и Надежды Аллилуевой - родилась 28 февраля 1926 года. Училась в 25-й образцовой школе города Москвы, окончила её с отличием.Поступила в МГУ. Год училась на филологическом факультете. Потом заболела. По возвращении пришла на первый курс, но уже исторического факультета. Выбрала специализацию на кафедре новой и новейшей истории, занималась Германией.

Окончила исторический факультет МГУ и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Кандидат филологических наук. Работала переводчиком с английского языка  и литературным редактором, выполнила переводы нескольких книг, в том числе  произведений английского философа -марксиста Дж. Льюиса.

В 1944 году вышла замуж за одноклассника своего брата Василия Сталина Григория Морозова. Впоследствии брак был неофициально расторгнут по распоряжению Иосифа Сталина. В этом браке Светлана родила сына Иосифа (1945-2008).

В 1949 году вышла замуж за Юрия Жданова. Юрий переоформил первого сына Светланы на себя. От Жданова Аллилуева родила дочь Екатерину.

В мае 1962 года крестилась в Москве.

В 1967 году, уехав в Индию, чтобы принять участие в похоронах третьего мужа Синха, стала "невозвращенцем". Добро на выезд ей дал член ПОлитбюро ЦК КПСС Косыгин.

С. Аллилуева писала: "...моё невозвращение в 1967 году было основано не на политических, а на человеческих мотивах. Напомню здесь, что уезжала тогда в Индию, чтобы отвести туда прах близкого друга - индийца, я не собиралась стать "беглецом", я надеялась тогда через месяц вернуться домой..."

"Однако в те годы я отдала свою дань слепой идеализации так называемого свободного мира, того мира, с которым моё поколение было совершенно не знакомо"(Аллилуева С. И. Двадцать писем к другу. М., 1990).

Переезд на запад, а затем публикация "Двадцати писем другу" (1967), где Аллилуева вспоминала о своём отце и кремлёвской жизни, вызвали мировую сенсацию. На некоторое время она остановилась в Швейцарии, затем жила в США.

В 1970 году вышла замуж, родила дочь, в 1972 году развелась. Денежные дела С. Аллилуевой за рубежом сложились удачно.Журнальный вариант её воспоминаний "Двадцать писем другу" был продан гамбургскому еженедельнику "Шпигель" за 480 тысяч марок, что в переводе на доллары составило 122 тысячи  (в СССР, по словам её племянницы Надежды, Сталин оставил ей всего 30 тысяч рублей). Покинув родину, Аллилуева жила на деньги, заработанные писательским трудом, и на пожертвования, полученные от граждан и организаций.

В 1982 году Аллилуева переехала из США в Англию, в Кембридж, где отдала свою дочь Ольгу, родившуюся в Америке, в квакерскую школу-интернат. Сама же стала путешественницей. Оъехала почти весь мир.

Оказавшись в полном одиночестве, разочаровавшись вероятно в Западе, в ноябре 1984 года неожиданно (считают, по просьбе сына Иосифа) появилась в Москве с дочерью, которая не говорила по-русски ни слова. Вызвала новую сенсацию, дав пресс-конференцию, где заявила, что на Западе "ни одного дня не была свободной". С энтузиазмом была встречена советскими властями , ей незамедлительно восстановили советское гражданство. Но скоро наступило разочарование. Аллилуева не смогла найти общий язык ни с сыном, ни с дочерью, которых она бросила в 1967 году. Её отношения с советским правительством ухудшались день ото дня. Уехала в Грузию. Её встретили с пониманием. По указанию Москвы ей были созданы все условия; Аллилуева поселилась в двухкомнатной квартире улучшенного типа, ей было установлено денежное содержание, специальное обеспечение и право вызова автомобиля (в гараже Совмина Грузинской ССР постоянно дежурила машина "Волга" для её обслуживания). В Грузии Аллилуева встретила своё 60-летие, которое было отмечено в помещении музея Сталина в Гори. Её дочь ходила в школу, занималась конным спортом . Преподаватели на дому бесплатно обучали Ольгу русскому и грузинскому языкам. Но в Грузии Аллилуева имeла много столкновений с властями и с бывшими друзьями. Работники музея в Гори постоянно выслушивали её повелительные распоряжения и требования особого внимания к её персоне.

Прожив неполных два года на родине, Аллилуева направила письмо в ЦК КПСС с просьбой разрешить ей выезд из СССР. После личного вмешательства М. С. Горбачева в ноябре 1986 года ей было разрешено вернуться в США. Уезжая из Тбилиси, она заявила, что "ей надоело жить среди дикарей". Аллилуева второй раз покинула родину , сохранив за собой двойное гражданство СССР и США. После её отъезда многие считали, что она приезжала в СССР для сбора материалов для своей новой книги. В США Аллилуева поселилась в штате Висконсин. Однако в сентябре 1992 года корреспонденты нашли её в доме для престарелых в Англии. Затем она некоторое время жила в монастыре св. Иоанна в Швейцарии. В декабре 1992 года её видели в ЛОндоне в районе Кенсингтон-Челси. Аллилуева оформляла бумаги на право о помощи, чтобы, уйдя из дома престарелых, оплачивать комнату. Её дочь Ольга Питерс ведёт самостоятельную жизнь в США. В 2005-ом году дала интерью телеканалу "Россия" для фильма "Светлана Аллилуева и её мужчины".

В 2008-ом году, Светлана, столь долго отказывающаяся от общения с журналистами, снялась в 45-минутном документальном фильме "Светлана о Светлане".

Живёт в окресностях города Мэдисон (штат Висконсин). Дочь, Ольга Питерс, живёт в Портленде (штат Орегон).

Часть вторая. Цитаты из фильма

Светлана Аллилуева:

"Я ненавидела Россию, советскую Россию. Никогда туда не вернусь. И не являюсь этнической русской."

"В России не было такого понятия, как "добрачный секс". Мы были просто друзьями. Ходили в кино, в театр, в Третьяковскую галерею. Он был на двадцать лет старше меня..." ( о своей первой любви - Алексее Каплере).

"Он ужасно боялся отца. Настолько боялся, что терял дар речи в его присутствии..." (о брате Василии Сталине)

"Сын был к тому времени уже женат, дочь поступила на физмат. Они были не в пеленках, но взрослые люди. В Америке люди в этом возрасте уже начинают жить самостоятельно" (о детях, оставленных в СССР после её побега в Штаты).

"Как только вернулась, у нас сразу же отобрали американские паспорта и стали говорить, что нам делать и чего не делать. Нас окружали абсолютные идиоты. Из тех, кто указывал нам, что делать,  я не встретила ни одного нормального человека" (о кратковременном возвращении домой в начале 80-х).

"Они думали, что я, как дочь Сталина, обязана быть верноподданной советской гражданкой. Но я не была таковой. Как и моя мама. Как и моя немецкая бабушка. Я никогда не была "одной из них". И они не могут понять этого до сего дня".

"За сорок лет жизни Америка мне не дала ничего. Я даже вести свою чековую книжку научилась. Но уже поздно переезжать... Здесь, в Америке, и помру".

Часть третья

Иосиф Аллилуев о матери:

"Катю она больше любила. В отношении меня это был сплошной мордобой. Как-то, когда я уже учился в школе, онс разгневалась из-за сломанного дверного замка и запустила мне в голову молоток. И если бы я не пригнулся, мы бы сейчас не разговаривали...

...Теперь она обвиняет меня в том, что я якобы выманил её, будучи агентом КГБ. Но дело по-другому было...Пришла открытка от неё, где она писала что-то вроде того - погибаю, умираю, позвоните...И был телефон. Мне стало жалко её, я и позвонил..."

Любопытная деталь содержится в дневнике известного дипломата В. Семёнова. Со слов Шолохова он записал,что в узком кругу Сталин как-то заметил, что не хочет строить дачу для дочери Светланы, так как "дачу конфискуют на второй день после его смерти". Когда обиженные соратники "замахали руками", Сталин якобы сказал: "Вы первые и выступите против меня".
*
Материалы: Чикагская Теленеделя. А также авторская книга Светланы Аллилуевой "Двадцать писем другу" и документальный фильм "Светлана о Светлане".