О лицеприятии

Галина Сибирская
Русь Святая, храни Веру Православную!

«Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», хорошо делаете; но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и пред законом оказываетесь преступниками »( Иак.2,8-9)

«Быть лицеприятным нехорошо; такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» (Притч. 28,21)

«Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1Кор.7,23) 

О  ЛИЦЕПРИЯТИИ
 
Монахиня стояла в истине
И защищала ее искренне,
Но тем, кто правду говорит,
Всегда неправда отомстит.

Ее назвали индикатором,
Но так, как будто провокатором,
Но так, как будто непристойно
Быть честной, смелой и достойной.

Притворство, ложь и лицемерие
За ширмой из обрядоверия
Лукаво путают понятия,
Изгнав Христа лицеприятием.

И называют правду – прелестью,
И прямоту, и честность – дерзостью,
А раболепство – послушанием,
Лесть – просто дружбой и вниманием.

Уж если ты такой внимательный,
То что же к лицам все влиятельным?
К тем, кто имеет положение,
А не к тому, кто без движения?

Быть может, рядом он находится,
Ты помолись, тебе откроется,
И дай ему свое внимание
И, Христа ради, подаяние.

И дай ему свое участие,
И подготовь его к Причастию,
Склонись над ним не раз, не два,
Ради любви, ради Христа.

Угодливость не есть любовь,
Угодливостью вновь и вновь,
Как много лет тому назад,
Иисус Христос на крест распят.


Где честный правду говорит,
Угодливый там промолчит,
Её не будет защищать –
Боится место потерять.

Ему не истина важна,
А что дает ему она.
Ему и дорог не Иисус,
А только хлеба с маслом кус.

Или с икрою бутерброд,
Или спокойствие, комфорт.
Свой личный маленький вопрос
Ему важнее, чем Христос.

И пусть творится рядом зло,
Так ведь «попущено оно»,
«Господь управит все и Сам»,
А он в сторонке где-то там.

Где нет тяжелого креста,
Где жизнь спокойна и сытна,
Где надо только лишь молчать,
Чтоб самому не пострадать.

Пускай творится рядом зло,
Лишь не коснулось бы его;
Тут надо все предусмотреть,
Чтоб даже и не посмотреть

На тех, кто в чем-то виноват,
А вдруг поставят с ними в ряд?
А вдруг начнут подозревать
И неугодных изгонять?

Он перепуган, весь дрожит,
И от Христа бегом бежит,
Хотя казалось бы ему,
Что очень близок он к Нему.


Себе берет он в оправдание
Всегда, конечно, послушание,
Сказали: «Дважды два есть пять»,
Так и о чем здесь рассуждать?

Хоть говорит: «Четыре»,– совесть,
Но он боится: «Это гордость»,
И привыкает к лицемерию
И, вместо веры, к двоеверию.

И «дважды два» ему то «пять»,
А то «четыре» вдруг опять,
А то и все одновременно
В нем уживается отменно.

Ну, не дано нашему времени
Того монашеского бремени,
Когда капусту корнем вверх
Садить считалось не за грех.

Здесь высота непостижимая,
Для многих и недостижимая,
И старцев тех почти уж нет,
Чтоб дать нам старческий совет.

Чтоб мы могли без рассуждения
Принять его для исполнения.
Теперь другие времена,
Прельщает многих сатана.

Совет дается и от гордости
И вызывает муки совести,
И вызывает раздвоение,
И совесть просит рассуждения.

Что наше в Церкви послушание –
Не просто дел согласование,
А надо Богу стать послушными,
Правдивыми и прямодушными.

Но не лукавыми и льстивыми,
Не малодушными, трусливыми,
А воинами быть Христовыми,
За правду встать всегда готовыми.

И будем помнить: унижение –
Совсем не есть души смирение,
Смирение есть Богу честь,
Не пресмыкательство, не лесть.

Пусть даже кем-то это ценится
И с удовольствием приемлется,
И неприметно поощряется,
И все сильнее разрастается.

И процветает доносительство,
Несправедливость, попустительство,
Корысть, лукавство и ласкательство
И тщетной славы лишь искательство.

Когда порок не истребляется,
За норму жизни принимается,
Уходит дух Христа и истины
И простота, открытость, искренность.

Уходит чуткость, милосердие
И к делу Божьему усердие,
И искажаются понятия
О Боге и лицеприятии.
 

декабрь 2004 г.

«…Не суди о человеке по наружности: горд он или смирен. «От плод их познаете их» (Мф.7,16). Слепые судьи часто признают смиренным и низкого человекоугодника, а он – бездна тщеславия … Им представляется гордым не ищущий похвал и наград  от человеков, а потому не пресмыкающийся пред человеками. А  он – истинный слуга Божий. Смирение надеется на Бога – не на себя, не на человеков. И потому оно в поведении своем просто, прямо, твердо… Слепотствующие сыны мира называют это гордостию. Смирение не дает никакой цены земным благам. В очах его велик – Бог, велико Евангелие». (Свт.Игнатий Брянчанинов)

Храни Вас Бог!