Любви великости малые. Вступление к книге. 2 эссе

Наталья Малинина
РАССКАЗЫВАЙ СЕБЯ, ЖИВИ СТИХАМИ -ВСЛУХ!

 
Как бы ни улыбались сейчас многочисленные скептики и
маловеры, а факт остается фактом – ярославский поэт Наталья
Малинина написала воистину драгоценную книгу.
Читатель, умеющий видеть, слышать и чувствовать поймет.
Всё дело в том, что перед нами не просто собрание стихов за-
мечательного поэта, перед нами книга, действительно расска-
зывающая человека. И далеко не случайно она открывается та-
кими пронзительными строчками:
Рассказывай себя, живи стихами – вслух!
Взорви мою глухонемую осень.
Пусть музыка, что ветер в небе носит,
Рассыплется на звуки музык – двух.
И это не рассказ о датах, событиях, именах, мелькающих в
дежурном и превратном течении времени, это проникновен-
ная и правдивая история человеческих чувств, изложенная
самобытным, уникальным в своей искренности поэтическим
языком.
Да, дорогой читатель, перед тобой не сладкоголосая песня
птицы Сирин, а доверительная, зачастую исповедальная речь
человека, глубоко и пристрастно чувствующего жизнь, прожи-
вающего в слове всё то, что довелось прожить в жизни – мгно-
венья радости и боли, надежды и разочарования, неизбывного
взыскания гармонии и любви.
Мы будем обживать
Возвышенный скворечник,
И пестовать скворчат,
От нежности скворча.
Иллюзия любви –
Опаловый сердечник
В механике судьбы .
Ты это умолчал.
Вот и пестует автор своих неуёмных скворчат искрен-
ности. Вот и отражается в волшебном зеркале метафор и
созвучий вся гамма настроений и интонаций беспокойного
сердца – от тонкой иронии и лукавства до философского по-
стижения природы и сути вещей, воистину трагического озно-
ба, застающего врасплох в минуты понимания неумолимости
времени и хрупкости бытия, неизбывности одиночества.
Ознобом наболевших строчек
Тебя застану среди ночи,
Когда дождя глумливый росчерк
Твоё итожит одиночье;
Застигну приступом сиротства,
Сожму удушливой тоскою,
И в горле, словно костью острой,-
Застряну лучшею строкою...
И ещё одно, с моей точки зрения, немаловажное наблюде-
ние. Стихи Натальи Малининой – это очень человеческие, если
так можно сказать, стихи. В них нет холодного созерцания дей-
ствительности, а есть неровно пульсирующая мелодия сопри-
частности удивительной, разноголосой, ошеломляющей жизни.
В них есть самое ценное для любого рода искусства – сопере-
живание, потребность разделить любую печаль и радость, же-
лание довериться человеку и оправдать его доверие.
Не осветить ничью бездомность
твоей свечой:
В углах укромных злобы тёмной
засел расчёт.
За искренность сгорает тело
бенгальских свеч.
Вот и ещё одна сгорела.
...И не зажечь...
  Не оттого ли так ощутимо в стихах Натальи Малининой
взыскание этой непрекословной искренности и правды, взы-
скание Бога, Творца, неумолимого колокольного голоса, песту-
ющего человеческую душу.

И Набережной плавная скоба,
В подкову сжавшись, снова разгибалась,
Когда – с разлёта, медленно опав,
Молитва колокольная читалась.
И длился с небом гулкий разговор,
И мы с тобой – под звуковым покровом -
Богов своих отчаянный раздор
Забыли под крещендо тайны новой…
Всеградский колокольный звон
Прощал и обвинял.
Брал на поруки.
И – сонмом алчных птиц – со всех сторон -
В мои стихи врывались эти звуки.

И да простит меня взыскательный читатель, если я завершу
это небольшую преамбулу к книге своими стихами, посвящен-
ными автору:

Потерянный апрель

Наташе Малининой
Апрель теряется из виду
бесследно, бегло, в промельк дня…
Всё выхожу и всё не выйду
на зов его, всё слышу кривду
дворов, где звуки – западня,
где осень днесь и неизбывно
шуршит у мусорных бачков…
апрель по слухам – что же, viva,
но, сколько осени в наивной,
сиротской пропасти зрачков,
пейзаж размыт и гутапперчев,
но мы по собственным следам
вчерашний день с тобой весь вечер
всё ищем, захлебнувшись речью
борея, всё бредём к прудам –
там в незапамятном апреле
всходил прозрачный день для нас,
но звезды тлеют еле-еле,
не отражаясь в зябкой мели
моих смеркающихся глаз.
И ты теряешься из виду
апрелем призрачных кровей,
ты там, где первоснеги идут,
а я иду – никак не выйду
из вязкой осени своей...

Олег Горшков

ВЕЛИКИЕ МАЛОСТИ

Несколько лет назад на одном из поэтических сайтов раз-
горелись бурные споры вокруг стихотворения «Первоснег».
Страсти тогда кипели в сети не детские.
Сразу около сотни человек вступили в ожесточенную пики-
ровку. Одни рецензенты сочли стих прекрасным и не поску-
пились на эпитеты: «Это замечательное воплощение нашей
извечной парадигмы о волшебстве, о чистейшем чуде, в суще-
ствование которого надо просто поверить со всей детской не-
посредственностьюдуши!.. Другие считали, что «...если зачер-
кнуть строки банальные и не несущие никакой полезной для
читателя информации, то от стиха ничего не останется!..» »
Третьи оценивали не сам стих, но многочисленные отклики на
него: «Порадовала меня бурная реакция общественности. Хочу
заметить, некоторые рецензии, напоминают суждение патоло-
гоанатомов о конкурсе красоты...»
Словом, даже для Интернета, обитатели которого редко
стесняются в выражениях, разборки происходили не рядовые.
И, памятуя о том, что «хороша та поэзия, которая не оставляет
читателя равнодушным», я, конечно же, не смог пройти мимо и
заглянул на страничку автора. Так мне впервые стало известно
имя – Наташа Малинина.
С той поры прошло пять лет. Наташа, накопив достаточный
поэтический багаж, стала известным сетевым автором.
В стихах Наташи Малининой меня подкупает ее искрен-
ность. Она не «выделывается», не описывает выдуманные стра-
дания, не жонглирует словами, а предельно честно, в лучших
традициях классической русской поэзии рассказывает о мире в
котором живет и который живет в ней.
Первое стихотворение этого сборника так и начинается «
Рассказывай себя, живи стихами – вслух!..»
О чем же хочет рассказать нам автор?
Не помню точно, кто из великих сказал однажды:
«О чем бы ни говорила женщина, она говорит о люб-
ви». К Наташе Малининой это относится в полной мере. Она не
скрывает от читателя, что живет любовью. Книга, собственно, и
называется – «Любви великости малые».
Это и любовь не только к мужчине. Это и любовь к родным,
близким людям:

«Кисельны берега парного детства...
Где сад глядит в окно –
морозно-белый...
Где жар над утюгом…
Где мама пела...»
Это любовь и тревога за свой город:

«И мой тысячелетний Ярославль
Лишается знакомых очертаний:
И храм не отличить от прочих зданий…»

Это и поэтические заметки о своем личном:

«И в миг парения листа,
Лишённого корней и воли,
Один из ста, один из ста
Подставил тёплые ладони…»

Поэтические «малые великости», составившие книгу, рит-
мичны и музыкальны, как весенняя капель. И так же прозрач-
ны. От дыхания строк веет живым теплом. Стихи согревают,
хотя не всегда в них говорится только о светлой стороне жиз-
ни. Есть в них и извечное противостояние добра и зла, белого
и черного, света и тьмы:

«…где белая зима в вороньем оперенье,
где чёрная тоска заигранных фигур,
где сколько ни кричи – тебя никто не слышит:
все звуки заглушил ворон горластых грай,
в котором нелюбовь к любви проклятьем дышит,
взывая в серость дня: «Кар-р-рай её, кар-р-рай!»

 Вошло в сборник и стихотворение «Первоснег»,
вызвавшее когда-то в Интернете нешуточные споры.
Да, предисловие – как бутылка шампанского разбиваемо-
го о борт корабля.
Так пусть этой книге повезет!
Долгого ей и счастливого плавания!
И много-много хороших читателей!

Игорь Царев, член СП РФ.