Полтава. Палач Петра Великого. Фрагмент 4 части 2

Егор Парфёнов
САМОЕ ПЕРВОЕ стихотворение, размещённое мною на сайте. 29 июня 2009 года дело было, в дни празднования 300-летия Полтавской битвы. По моему сегодняшнему пониманию – дух этого стихотворения, победный дух Полтавы сейчас исключительно актуален. Как никогда за последние полвека с лишним. Перечитал сам, после большого перерыва, – кажется, краснеть не придётся.

29 февраля 2012 г.                Егор

P. S.  Прошло оно тогда, летом 2009 г., исключительно тихо. – Ни единой рецензии. )))
P. P. S.  Лично мне тут, среди другого прочего, на душу легло созвучие: «Ты перепахано мечами / Он перепахан омичами». ...Сам не похвалишься – никто не похвалит. ))


Ты перепахано мечами.
Не содрогаясь, не любя, –
Не описать тебя речами.
Здесь средоточье тяжких снов,
Теоретических основ
Кровопролития науки
Да вековой безлюдной скуки.
О поле, поле, кто тебя?..

Литва возвысить стяг решила,
Атаку бурную трубя,
Но дерзость орды не страшила;
Здесь преподал урок врагу
Жестокий воин Идигу,
Но Витовт, возродясь в молитве,
Готовил меч к Грюнвальдской битве.
О поле, поле, кто тебя?..

Здесь мыслил всяк не о медали,
Тревожно повод теребя;
Птенцы Петра здесь не отдали
Залитый кровию редут,
И им потомки воздадут
В веках раскатами молебна.
Как воздух, память нам потребна;
О поле, поле, кто тебя?..

Потребно испещрить свечами
Дол ближний, об отцах скорбя;
Он перепахан омичами;
Осенним беспросветным днём
Полтава помнила о нём,
Дав импульс доблести и силы
От братской дедовской могилы.
О поле, поле, кто тебя?..

Враги момент, как прежде, ловят;
Руси несуетной грубя,
Они мечи на нас готовят.
Но если грянет вновь беда –
Мы приведём её сюда!
Парализуем духом царским
Да грозным именем татарским.
О поле, поле, кто тебя?..


«О поле, поле, кто тебя?..» – эта пушкинская строка из «Руслана и Людмилы» повлекла за собой автора и привела, вослед за самим Александром Сергеевичем, на поле Полтавской битвы.

Берега реки Ворсклы близ современной Полтавы омыты кровью участников крупнейших сражений, определивших судьбы не только Восточной Европы, но и всей Европы в целом. За 310 лет до Полтавской битвы 1709 года глава золотоордынских сил Едигей (Идигу) вместе с ханом Темир-Кутлуком нанес здесь жесточайшее поражение объединенному войску под предводительством литовского князя Витовта и укрывавшегося в Литве низложенного хана Тохтамыша. После битвы 1399 г. и Едигей, и Витовт не выпускали меча из рук. Ордынский предводитель в 1408 г. напал на Русь и разрушил ряд городов. А литовского великого князя ждала слава главнокомандующего в Грюнвальдской битве 1410 г., завершившейся поражением Тевтонского ордена.

Века спустя над тихой украинской рекой опять раздался скрежет железа. Злая судьба занесла сюда армию шведского короля-воина Карла XII, которая прервала здесь свое победоносное шествие. Войска Петра I, помножив современную выучку на небывалую стойкость, одержали великую победу.

Дух Полтавы, стойкость ее солдат вдохновляли нашу армию и в Бородинском сражении, и в ходе обороны Москвы поздней осенью 1941 г., когда сибирские полки смогли удержать врага у последней черты – на линии, с которой в полевой бинокль уже были видны башни Кремля.