Оазис образного слова

Николай Купин
            Студент-радиофизик Геннадий Сотник, экспериментируя над собственными стихами, сравнивает своего лирического героя с дождём, огнём, цветком, с фруктовыми деревьями... Я думаю, что в каждом из разновозрастных авторов, кто занимается в литературной студии «Нива» ХТЗ, есть что-то детское и, как дождь, чистое. В их сердцах горит огонь неравнодушия к окружающему и происходящему. Стремление к образованности и усвоению культурных ценностей выделяет их из обывательской среды так же, как неповторимый чабрец или душица возносятся своими ароматами над прочими травами. Наконец, работа над словом приносит студийцам не яблоки и не анонасы, а не менее ценные плоды — литературные, которыми они щедро делятся с читателями не только местной периодики.

           Стихи и проза около двадцати хатэзэвских авторов в течение двух с половиной лет работы возрождённой на общественных началах студии регулярно публикуются, прежде всего, в заводском «Темпе». Они появлялись в газете санкт-петербургских писателей «Алло!», в харьковских литературно-художественной «Зеркальной струе», «Событии», «Вечернем Харькове», «Мастере», «Шалом», «Харківському університеті», звучали по обласному радио и на литературных вечерах. Но главное, конечно, не то, кто и где из начинающих и мало известных авторов опубликовал свои работы, а в том, что во времена повсеместной культурной деградации в городе возник и разросся настоящий литературный оазис.

           Без такого творческого очага отдельные проявления юных дарований в атмосфере насаждаемой сверху эгокомерциализации жизни вообще, как правило, вряд ли способны окрепнуть и расцвести. А вот тот, кто в лучшее время себя уже хоть как-то успел проявить, без творческого общения, дружественной оценки, конструктивной критики и поддержки, варясь в собственном соку, неизбежно рискует остановиться и заглохнуть в творческом росте.

           Ольге Беде в восьмидесятые годы одна поэтесса рекомендовала не марать бумагу и бросить писать стихи. Однако Ольге не захотелось верить в личную литературную неперспективность. Более того, она приняла самое активное участие в возрождении на новых началах развалившейся в «перестроечное» время студии. Обзванивала, собирая на занятия, своих коллег; печатала и печатает, готовя к обсуждению и публикациям их произведения; сама немало пишет. Её ясные, чистые, метафористические стихи, которым раньше, как будто бы не хватало тематической разноплановости и смысловой глубины, сегодня приблизились к уровню профессиональной зрелости.

            Почувствовали уверенность в творческих силах и всерьёз задумались о публикации собственных сборников и другие фундаторы «Нивы» Валерий Добровольский и Вячеслав Бабешко; ищет спонсора для издания повестей и романа Владимир Иванович Дороднов, называемый нами Владимиром Мономахом. Потому что есть ещё у нас и Владимир — Красное Солнышко, то есть Владимир Иванович Шубин, который под псевдонимом Иван Стриж, оказавшись более везучим в поиске мецената, издал свой первый сборник стихов «За серпневими зорями».

            Я рассказал об организующем ядре, которое в 1991 году, притягивая к себе новые живые «электроны», превратилось в стабильно работающую творческую лабораторию. В неё влились зрелые люди и интересные авторы Ольга Болоховец, Элеонора Булгакова, Анатолий Партола, Ольга Курилова, и что особенно отрадно — пришли молодые и совсем юные Игорь Никифоров, Виталий Самборский, Елена Савченко, Андрей Таранченко, Виталий Селюков, Елена Светличная и другие, живущие не только на ХТЗ, но и в таких отдалённых районах, как Залютино, Алексеевка, Холодная Гора, проспект Ленина, Салтовка, Рогань...

            Руководитель литературной студии отыскал ещё несколько одарённых рябят среди школьников и студентов, которые, к сожалению, собственному литературному творчеству не придают серьёзного значения и думают о поиске других сфер приложения способностей. Считаю, что со временем они возвратятся к своему юношескому увлечению, да вот литературное развитие их из-за этого может сильно замедлиться. Ну а пока работу с ними приходиться вести индивидуально — с каждым в отдельности — за пределами студии.

           Кстати, вне студии действует и городская литературная ассоциация «Сиверко», которую прошлым летом мы создали с Клубом песенной поэзии Дома учёных. В таком составе, а также совместно с Пушкинским клубом, мы не раз выступали перед харьковчанами и жителями области на различных литературно-музыкальных вечерах. И «Нива» и «Сиверко», к счастью, не стали, как это теперь часто случается, группировками чисто националистического толка, а посему и русские, и украинцы, и евреи чувствуют себя в наших литературных организациях вполне комфортно. Ведь главная наша цель — не выяснение того, кто из нас древнее и культурнее, а служение образному слову, корнями уходящему в народную почву, музам, которые, как сказал поэт, не терпят суеты. На том и будем стоять.

       (Моя публикация в харьковских газетах «Темп»   28 января 1994 г. и «Панацея» №9 – сентябрь 1994 г.)