Кузня литературных кадров

Николай Купин
            1995-й  - год 65-летия литературной студии ХТЗ. Членом этого творческого коллектива я стал в 1969 году, когда работал резьбошлифовщиком инструментального цеха. Разновозрастные студийцы собирались в уютно кабинете библиотеки профкома по улице Мира, 20, читали свои и обсуждали произведения своих коллег по перу. На наш суд часто выносил собственную прозу кадровый слесарь завода Иван Иванович Орленко; из 30-летних активно работала поэтесса инженер ОГК Ольга Волович; из молодежи романтическими стихами выделялась контролёр ОТК Ирина Полякова и один из самых юных тракторостроителей одарённый поэт Николай Барбашин. Он нередко ввязывался в горячие споры с руководителем студии маститым поэтом Зельманом Кацом, который дипломатично перехваливал старших и не давал спуску начинающим.

            Однажды З.Кац вывез нас на встречу с тружениками совхоза имени Чапаева, где в местной школе мы дали литературный концерт В переполненном зале сельским детишкам не хватило мест, и они расположились прямо на полу перед сценой, внимая словам гостей. Специально для них я прочёл стихи о своём детстве, в которых мальчишки и девчонки, видимо, узнали себя. Иначе их лица вряд ли были бы такими радостными, и реакция   столь восторженной. Очень лестными для меня были и слова директора школы, сказанные после концерта за обеденным столом. После, в минуты разочарований в качестве своих литературных опытов я всегда вспоминал оценку школьного педагога, и она помогала мне находить в себе свежие силы для творческого самосовершенствования.

            В конце того же года я ушёл учиться в Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, где на филолигическом факультете тоже работала литературная студия. Школу литературного творчества в разные годы проходили в ней ставшие потом «темпистами» Иван Мироненко, Владимир Муровайко…, известные ныне поэты Анатолий Жикол, Леонид Тома, критик Валерий Дьяченко и другие. Прививали любовь к художественному слову, дали нам фундаментальную филологическую подготовку
руководителя студии поэт Александр Юрченко и литературовед Владимир Баянович, ведущие преподаватели факультета, знатоки русской, украинской и зарубежной литератур В. А. Мосенцев, З. С. Голубева, О. А. Миронов, В. Н. Кнейчер, А. М. Гуторов, Р. Н. Поддубная, К. С. Осипсва, П. А. Рева...

            На ХТЗ и в заводскую студию я возвратился в 1976 году, когда ею руководил уже критик Г. М. Гельфандбейн, знаток и энергичный популяризатор литературы. Он «варился» в многоцветной писательской среде в годы, когда Харьков был первой столицей Советской Украины. Во время Великой Отечественой войны с писателями, не ушедшми на фронт, эвакуировался в тыл страны, где можно было заниматься творчеством, учиться литературному мастерству у престарелых художников слова всего Советского Союза, много читать. Понятно, что Гельфандбейн знал не только произведения своих коллег, но и их подноготную.

            Делясь с литературной сменой воспоминаниями о деятелях художественного слова, он был пристрастным, тенденциозным мемуаристом, рассказчиком. Если бы знания о литературе я получал только от него, то, наверное, пришёл бы к выводу, что литературную погоду в Харькове делали, в основном, писатели неславянского происхождения, что «буревестник» рабоче-крестьянской революции большой русский писатель А. М. Горький был плохим человеком, так как не облегчил, мол, условия содержания заключённых в тюрьме Соловецкого монастыря, что самобытный русский поэт Виктор Боков, автор знаменитых песен "Оренбургский пуховый платок», «Колокольчик», «Непонятливый такой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок», «Я назову тебя зоренькой» и других   непорядочный человек и вовсе не поэт... Гельфандбейн на три года пережил великого старца Льва Толстого, но как писатель оставил нам рецензии и сравнительно небольшое количество литературных воспоминаний. Но, будучи заурядным литератором, он обладал сильным, волевым характером, большим влиянием в писательской организации города, организаторскими качествами, находил эффективные подходы к редакторам и издателям. В «его» студии занимались русские -заводчане Пётр Алёшкин и Владимир Глебов, украинцы Иван Мироненко и Григорий Половинко, большинство молодых и немолодых еврейских литераторов всего Харькова  - заводчанка Ольга Волович, Георгий Окон, Римма Катаева, Валерий Дашевский, Григорий Бенцель, братья Жёлтышевы и многие другие, большинству из которых Григорий Михайлович помог опубликовать произведения, облегчил вхождение в литературу.

           Незадолго до смерти бразды правления студией Г. М. Гельфандбейн передал поэтессе Ирине Поляковой. Тогда уже заканчивалась эпоха братского единства нашей великой Родины - Страны Советов.