Рождение Мессии

Дмитрий Кульпин
Писал стихи о Сыне Божьем,
Ни апостол , ни пророк,
Но всёж прошу я вас, внемлите
В премудрость, этих свежих строк

Исчезло солнце за горою
И не земной настал уют,
Лишь слышно было той порою,
Как в небе, ангелы поют

Не знал в ту ночь, народ еврейский,
Тогда томимый, римской мздой,
Что их свобода вифлиемской,
Была озарена звездой

Речённый день пророком сбылся,
Чтоб грех земли был поражён
В яслях, Спаситель наш родился,
Он был Иисусом наречён

О Боже, наконец свершилось
То что все ждали семь веков
Христа Господь послал на землю,
Как Агнца, между злых волков

            Одесса 1991г.

     Тайна воплощения, в родословии Иисуса Христа.

   Впервые открыв Новый Завет, я начал читать его, как любую другую книгу от начала и естественно сразу столкнулся с перечислением непонятных еврейских имён. Мне разумеется это быстро наскучило и я закрыл книгу. Позже конечно, я вновь вернулся, когда больше узнал о Христе, почитал Ветхий Завет, но признаюсь честно и до сих пор, когда при чтении натыкаюсь на родословные, стараюсь пропустить это место. Почему Матфей, так скучно начинает своё Евангелие? Вступление, самая важная часть в произведении и любой автор в прологе пытается привлечь, заинтриговать читателя. Вот то ли дело Иоанн: "В начале было Слово и Слово было у Бога...", во закрутил мужик, какая глубина и это естественно, весь фокус в том, что Иоанн писал для эллинов. Мы славяне - Эллины, по своему образу мысли, с крещением Руси, грамматикой, на Русь пришла Византийская культура, нас привлекает мудрость, мистика, любим слушать, что-нибудь новое. Матфей же писал евангелие, по просьбе иудеев, а их интересует совсем другое, кому ап. Павел писал: "не занимайтесь баснями и родословиями" (1 Тим 1;4), они очень любили их перечислять, этим самым подчёркивая свою особенность, святость - Мы дети Авраама. По сей день происхождение, фамилия, в иудаизме играют большое значение. Знакомство с человеком начинается с того, чей ты и откуда? Ведь и ожидаемый Мессия, должен соответствовать всем параметрам о которых возвестили пророки, не случайно именно в этом евангелии, больше всего ссылок на В.З.
   "Итак, вот родословие Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова", почему сына? Слово сын (евр.бен), употребляется в трёх случаях: 1. Непосредственно сын своего отца. 2. Возможно упоминание, более отдалённого потомка. 3. В более широком смысле, имеет схожие черты характера. Почему именно эти имена, имеют уникальное значение в родословной и почему Давид употребляется первым, ведь Авраам значительно старше? Пророчества данные Давиду, были более свежи для воспоминания и популярны. "Сын Давида"- фактически является одним из имён Машиаха, основанном на пророчествах, о том, что его потомок воссядет на престоле Давида. Хотя буквально-"Сын Давида", впервые употребляется в псевдоэпиграфе "Псалмы Соломона", написанный в 1 веке до Р.Х. В Н.З. употребляется 15-20 раз, в иудаизме по сей день, прообразом является и фактический сын Соломон, он построил храм, как и Христос воздвиг, храм духовный - Церковь. "Сын Авраама", не менее важный термин, по четырём причинам:1. Авраам был общим предком, всего еврейского народа. 2. Мессия - обещанное семя Авраама. 3. Можно увидеть загадочное отождествление Мессии, с Израилем, как и в Исааке перед жертвенником прообраз Спасителя. 4. Авраам назван, отцом всех верующих, так и Иисус отождествляется, со всеми верующими в Него.
   Однако читая родословную дальше, нельзя не заметить, как Матфей акцентирует внимание на некоторых личностях, перечисляет женщин сомнительного поведения, да таких которых ещё поискать надо. И делает это преднамеренно, для того чтобы - то что служило поводом для превозношения, открыло глаза на действительность. Кроме праведных Авраама, Исаака, есть лукавый Иаков, блудник Иуда - родоначальник колена, переспавший с невесткой, от этого блуда у Фамари родился Фарес, ещё в утробе преградивший дорогу брату. Начало царственной династии начинается с двойного греха, блуда и убийства, Матфей даже не употребляет имя Вирсавии, а её первого мужа, в напоминание. Употребляются имена двух иноплеменниц, Раав не только блудница, но хуже того хананеянка из проклятого города Иерехона, народ, который по закону должен быть уничтожен. Руфь - моавитянка, о которых сказано, что моавитянин, даже до 10-го рода не войдёт в общество Израильское. Она не только вошла, но и стала прабабкой Давида. Подобно ей, человечество, отчаивавшиеся, разорённое в попытках найти счастье вне Бога, приходит к Творцу в поисках милости и обретает благодать у Бога, таким образом язычница Руфь, становится прообразом Церкви. В иудейском мировоззрении, женщина, олицетворяет источник жизни. Упоминая этих, "нечистых", по закону женщин, Матфей показывает, что гордиться уже далеко нечем, источник, давно замутнён. Нет чистого, ни одного, поэтому нельзя претендовать на святость, лишь благодаря заслугам своих предков. Разделённая на три части родословная, говорит о том, что с переменой правления, люди не меняются. Грешили при патриархах, грешили и при царях и в период двоекратии. Человечество исчерпало все попытки, построить автономный рай. Посему слава рождённого, не в величие рода, в который Он воплотился, а в его ничтожестве. Наблюдательный читатель заметит, что не упоминаются все роды, а лишь по 14 в каждый период, это нормальное явление, в иудаизме часто цифры несут не буквальный  смысл, а символический, в данном случае число 14, выражает цифровое значение имени Давида. Если же подсчитать последний период, то насчитаем не 14, а 13 родов, 14-ым, является Сам Христос, он настолько сроднился, что стал частью этой родословной. В этом большое значение для нас, если Он не постыдился стать частью этой родословной, он не постыдится и нас. Он, по Божеству единосущный, Своему Отцу, рождаясь от жены, становится единосущным каждому из нас. ОН, становится причастным человеческому естеству, чтобы нас сделать, причастниками естества Божественного.
   Для этого воплощения Господь находит, обручённую Деву, если до сего момента иудей мог с благосклонностью слушать повествование, то теперь наступает элемент откровения. Для иудея, Мессия, простой человек, "Боговоплощение", не умещается в рамки их мировоззрения, но это оказывается единственный способ, дать возможность спасения, свободным людям, при этом не нарушая их свободы. По человечеству, приняв весь грех мира на Себя и по Божеству уничтожив его в Самом Себе. Однако сокрытое от иудеев, не было сокрыто, от древнего змея, желавшего поглотить, имеющую во чреве, он тщательно наблюдал за каждой девой из рода Давидова, поэтому родословная Марии ведётся, не по царственной линии от Соломона, а по Нафану, да и обручённая вроде как и не дева. И только тогда, когда Иосиф принимает Марию с Сыном, даёт имя, с этим усыновлением, Иисус получает все права наследства, в Библии крайне редко мужчины давали имена, в основном женщины. Прежде же, чем принять Марию, Иосиф свершает поступок, который заслуживает внимания."Будучи верен и праведен, хотел тайно отпустить её". По какой такой праведности, он хотел отпустить, праведный - соблюдающий закон, а что гласит закон? На иврите и арамейском - кидушин (помолвка), является обособление, освящение, определённой женщины, для определённого мужчины. В соответствии с Мишной, прелюбодеяние в период помолвки, являлся более серьёзным грехом, чем после брака. Определяется 4 вида казни, в порядке уменьшения, степени преступления: сожжение, отсечение головы и удушение. Мужчину, вступившего в связь с помолвленной, судили, как если бы он переспал с матерью, его побивали камнями. Сегодня, чтобы избежать тяжести этого греха, кидушин и нисуин(бракосочетание)совмещены в одну церемонию. Иосиф же, вопреки закону проявил милость, ту милость которую проявил и Господь к тем женщинам. Ещё не рождён Мессия, не взошло солнце правды, но как бы предвкушая рассвет Его, новый вид праведности проявляется в людях.
   И тогда является Ему Ангел, и возвещает весть, о том что сбылось предсказанное пророком. В том, есть чудная весть для нас, что имя Спасителя не только Иисус Господь, но и Еммануил - с нами Бог. В самом деле, когда у нас уже нет больше сил, что-то изменить, на что-то надеяться, но если с нами Бог, мы всё равно побеждаем. Он приходит в нашу жизнь тихо и незаметно, как ребёнок рождённый в Вифлеемской пещере и результатом Его пришествия, есть исполнение другого пророчества, когда "лев, возляжет с ягнёнком...", в мировом, космическом, вселенском масштабе - это только грядущее. Но вся тайна нашей веры в том, что она совмещает грядущее с сегодняшним. Царствие Божие оно ожидаемо, и оно здесь, поэтому пророчество, это метаморфоза будущего и символ состояния нашего духа, когда утихают страсти и восстание тёмных стихий внутри нас. Он пришёл избавить людей своих, от грехов их, кто же эти свои, иудей бы чётко определил категории своих и чужих, но сегодня, родословная в устах Матфея показала,что свои это все - кто желает обрести мир с Богом. Независимо от их происхождения и старого образа жизни, Он заполнивший пропасть греха Собой, Своею милостью, даёт мир не по делам закона. Он посылает этот мир, в самое средоточие бурной и накалённой жизни, Он посылает людям благоволения, то о чём возвестили Ангелы пастухам, т.е тем кто стремиться к этому, стоит и упорно ждёт у двери. И когда откроется сможет сказать, действительно - С НАМИ БОГ.    

Когдато Сократ сказал - гноти саутон кай телейс ксерей олос о логос - познай себя и ты познаешь весь мир, на этом строилась вся античная филосовская мысль. Человек есть микрокосмос, в отличии от вселенной макрокосмоса, это очень глубокая и правильная мысль, мы с этим можем согласиться. Но хрит. мысль пошла дальше и однажды в полемике с философами Григ. Богослов сказал: "Нет, позвольте, человек это макрокосм, поскольку может вместить в себя то, чего не может вместиь в себя веленная. Он говорил о Христе, скоро наступит тот день день, когда мы  будем вспоминать  осуществление главного  пророчества Ветхого Завета, что Господь приходит  к нам, чтобы у нас здесь родиться.  Это пророчество сегодня читается во всех церквях:
"се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог".
     Это пророчество о том, что имя рожденного младенца  будет  Еммануил, "С нами Бог". Не только - Иисус - личное имя, которое нарекли родители по слову Ангела, но и то которое ему нарекут в будущем люди. На самом деле, если у нас нет сил, если у нас нет успеха, если у нас нет многого того, о  чем  люди  мечтают,  к  чему  стремятся,  на  что надеются, но при осознании того, что нами Бог, мы всё равно побеждаем. Ведь  человек  всегда этого хочет, к этому стремится, даже не осознавая этого ясно:  чтобы  был  с ним Бог. Каждый желает вернуться в то первозданное состояние, откуда он ниспал, это чаяние выражено в словах пророка Исайи:  "Лев ляжет рядом с ягненком". Во всей полноте это осуществится в грядущем, когда Бог будет всё во всём, но вот вся тайна нашей веры в том, что она совмещает грядущее с сегодняшним, Царство Божие - Оно ожидаемо, и Оно здесь. И поэтому это не только  метаморфоза  будущего,   но и метаморфоза преображенной твари, символ иного состояния нашего духа. Мы узнаём о том, что Господь к нам пришел тогда, когда в нас утихнут  страсти, как хищные звери,  когда  прекращается восстание темных стихий внутри нас. Вот это и  будет  мир  в  людях  доброй  воли,  "в человеках благоволение".  Слова эти вам всем знакомы. Именно о них пели ангелы. Сам Бог  дает нам мир! Он посылает этот  внутренний  мир  в  самое  средоточие  бурной  и накаленной  жизни.  Но  Он  посылает  его  не  каждому,   а   "человекам благоволения", людям доброй воли, то есть тем, кто  стремится  к  этому,  кто хочет его, кто упорно стоит у двери и ждет, когда Он откроет и тогда  мы  сможем сказать: "С нами Бог! Приди, Господи,  к  нам,  будь  нашим  Гостем  в  этот Рождественский день".