Свидание

Маковская Ольга
     Я не смогла устоять… поддалась нахлынувшим чувствам и побежала на это свидание. Прошло 30 лет с тех пор, как мы расстались. И вот уже голова кружится от накативших воспоминаний. Как цветные стеклышки в детском калейдоскопе начинают складываться картинки. Вспоминается всё хорошее и очень хорошее. Сколько тогда было пережито, сколько получено новых ощущений. Как было легко, весело и интересно жить! Впитывать, ощущать и одновременно отдавать себя то по частицам, то целиком, без остатка. Да, это была моя настоящая любовь. Как оказалось, на всю жизнь.
     Я говорю о своей художественной школе № 1, что на Пречестенке, которая почти напротив Академии художеств. В этой школе прошли мои лучшие годы. Я помню своих любимых  преподавателей: Валерия Алексеевича Гераскевича, Валентину Николаевну Мухину, Алексея Владимировича Васина. Нашего незабвенного директора Евгения Владимировича Лапина. У нас была замечательная группа. Все ребята были очень талантливы и способны. Преподаватели нас очень любили. Вспоминаются уроки композиции у Гераскевича. До сих пор вспоминаю, как в те далекие годы, мы подростки, с упоением читали, а потом делали иллюстрации к роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В те времена, а это конец 70-х годов, этот роман прогремел как «гром средь ясного неба». С каким жгучим интересом, с каким любопытством мы его читали. До сих пор не могу до конца осмыслить – что так притягивало 16-летних ребят именно к этому произведению. Хотя… «Собачье сердце» и «Роковые яйца» мы тоже тогда прочли. Но роман «Мастер и Маргарита», без всякого сомнения был лучше! Какие мы рисовали иллюстрации, как старались друг перед дружкой! Видели бы вы, ватманские листы с рисунками, разбросанные на полу. Чего – чего там только не было! Отрезанная голова Берлиоза, Маргарита, летящая над ночным городом на бал, здоровенный кот - Бегемот, держащий рюмку водки и вилку с наколотым грибом в черных лапищах, Азазелло в клетчатом пиджаке и треснутом пенсне, дьявольское представление в «Варьете» и многое другое. Это осталось, к сожалению, только в воспоминаниях. Жаль, что те работы не сохранились. А какие были дебаты, какие горячие споры возникали во время обсуждения наших «шедевров»! Мы же все тогда мнили себя гениями. Ради того, чтобы подготовиться к занятиям и сделать несколько рисунков, я бессовестным образом прогуливала среднюю школу.
С особым душевным теплом вспоминаются занятия по истории искусств, которые проводил А.В. Васин. Очень интересный и неординарный был человек. Мы получили такие познания мировой художественной культуры, что их хватило на всю жизнь. Большой толпой, во главе с педагогом совершали пешие прогулки от Пречестенки до Лаврушинского переулка. Третьяковку мы тогда изучили вдоль и поперек. И не только Третьяковку. Хотя… Очень в те годы мне нравилась живопись «Передвижников». Помню, как подолгу мы задерживались у полотен С.Иванова и И.Крамского, разглядывая картины и эскизы на библейские темы. Как пристально изучали живопись Архипа Куинджи, его «Лунную ночь над Днепром», «Березовую рощу». Потом разглядывали рисунки Шишкина и Поленова, изучали В.Сурикова и И.Репина. Потом была эпоха В.Серова. Я его обожала! Мастер живописи. Великолепный портретист. Учась в художественной школе, мы больше всего мечтали попробовать себя в масляной живописи. Думали, что сразу научимся писать как Коровины и Серовы. Потом, не одно занятие было посвящено М.Врубелю. Далее любовь к «Мирискуссникам». На эту тему была написана не одна работа по истории искусства. Тогда очень близко было к моему мироощущению широкое использование художниками «Мира искусств» приёмов гротеска, элементов игры, карнавала и театра, мотивов маски и куклы-марионетки, сна и видений, сказочного и немного эротического. И работали художники в основном в технике акварели или гуаши, что тоже очень импонировало. До сих пор с удовольствием разглядываю альбомы с произведениями Бенуа, Сомова, Головина, Лансере и других членов «Мира искусства»,  работам которых присущи утончённый декоративизм, стилизация мотивов рококо и ампира, соединение плоскостного и трёхмерного начал, изящная линеарность, порой переходящая в орнаментику. 
Только в «художке», на занятиях, была возможность познакомиться с дневниками К.Коровина. Нам Васин зачитывал отрывки вслух. Было интересно…
     Занятия по живописи тоже вел Васин... Мы были влюблены в предмет и в своего преподавателя. Хороший художник, тонко чувствующий живопись и нашу подростковую психологию. Мы самозабвенно писали акварельными красками натюрморты. Треснутые вазочки, засохшие цветы, мятые драпировки и восковые муляжные фрукты. Помню, в классе царила какая-то особая атмосфера творчества. Старались получить самую высокую оценку любимого Алексея Владимировича. Иногда, неслышными шагами заходил директор школы, поглядеть, как идет учебный процесс. Все усердно работали. Учились мастерству. Что и говорить подготовку в школе мы получили профессиональную. Потом практически все ребята поступили на художественные факультеты.
    Часто у нас проходили художественные практики или пленэры. Вот когда мы ощущали себя настоящими художниками. С каким энтузиазмом мы таскались с огромными этюдниками по Москве и рисовали, рисовали, рисовали. С тех пор я обожаю виды старой Москвы. Люблю бродить старыми улочками и переулочками и вспоминать те далекие годы.
     А однажды А.В. Васин пригласил всю нашу группу в деревню Липовцы, что в Переславль-Залесском районе. Жили мы в настоящей русской избе, девчонки готовили еду на всех, посуду мыли, мальчишки за продуктами ходили, ну и по хозяйственной части помогали. Жаркими летними днями все купались в речке, заросшей кувшинками, вода была холоднющая, родников было много. Ребята как-то раз наловили целое ведро раков, это Васин научил их ловить. Мы сварили их на костре с укропом и солью, первый раз наелись настоящих раков, устроили себе праздник живота. А еще мы рисовали деревенские пейзажи, избушки, речку с мостками и кувшинками, полевые цветы, пасущихся лошадей, коров, деревенских кур и петухов. В общем, постигали премудрости ремесла и познавали жизнь.
     Хорошее было время. И люди вокруг были хорошие. Жаль, разбросала нас жизнь. Столько лет прошло, а как будто ничего не изменилось. Стою я, разглядываю щит с работами учеников, читаю правила приема в художественную школу имени В.Серова… Все как тогда. Только фамилия директора поменялась. Директор школы сейчас - Гераскевич Валерий Алексеевич. Интересно, каким он стал? Я помню только каким он был… Надо будет обязательно встретиться. Может быть…
     Вот такой калейдоскоп воспоминаний провернулся в моей голове за несколько минут, которые я провела у стен своей любимой «художки» несколько дней назад.