В объятьях образа и слова

Николай Купин
            Эту скромную, воспитанную и очаровательную девушку знают не только в творческих кругах Харькова. О ней писали солидные газеты и журналы, демонстрировали телесюжеты харьковская и столичная студии. Но читатели «Темпа» с творчеством Кати Каменецкой познакомились раньше. Ещё тогда, когда она ходила в седьмой класс 26-й средней школы первой столицы Советской Украины. Тогда её мама, воспитательница детского комбината, привела дочку в заводскую литературную студию «Нива», а мы опубликовали на страницах многотиражки её первые, согретые Божьим дыханьем, стихи.

            Общее внимание студийцев привлекла девочка не только своеобразной поэзией, а и тем, что почти на каждое очередное занятие приносила свои всё новые рисунки – такие очаровательные абстракции, где земное всегда соединялось с высоким небесным, где за явным смыслом обязательно стоял скрытый, глубинный, зовущий подготовленного зрителя к совместному осмыслению, сопереживанию.

            Сегодня на третьем курсе учебно-производственного центра профтехобразования №1, расположенном в посёлке Восточном, восемнадцатилетняя Катя изучает бухгалтерское дело, серьёзно занимается поэзией и живописью, увлекается восточными танцами и успевает посещать подготовительные курсы на родственном факультете в педагогическом университете.

            Кто-то, наверно, уже и подумал: причём тут бухгалтерия, почему не художественное училище?

            Во-первых, намерения относительно дочкиных занятий в этом учебном учреждении у Татьяны Николаевны, Катюшиной мамы, возникали. Но когда они туда приехали и показали живописные работы, им ответили: большему, чем Катя сама умеет, мы уже не научим. А вот лекции по мировому искусству послушать не мешало бы.
            Во-вторых. Семья Каменецких живёт в небольшой квартире в посёлке тракторостроителей и, как большинство заводчан, удовлетворительного достатка не имеет. Поэтому и на художественную академию не замахивается, ведь все уже убедились, кому сейчас в первую очередь открывают двери таких престижных учреждений. А рискнуть, по моим соображениям, возможно, и стоило бы. Ведь в 1999-м году по представлению литературной студии «Нива» и газеты «Темп», по результатам регионального творческого конкурса Катя стала стипендиаткой фонда «Молодые дарования Слобожанщины», а в прошлом году награждена Дипломом этого же фонда.

           Нет, не это сейчас главное,   говорит Татьяна Николаевна. – Пропуск в высшее учебное заведение даёт сумма баллов, выставленных при поступлении…
Дальше она ничего не поясняет. Все мы знаем, как хорошо Катя учится. Однако же…

           Недавно в областном художественном музее Катя выступала с прекрасным авторским концертом перед творческой интеллигенцией города – членами литературно-музыкального салона имени бывшего тракторостроителя, потом учёного и поэта В. М. Пыжа-Гончарова. В лекционном зале экспонировались новые Катины картины, царила атмосфера творчества и вдохновения, был, так сказать, полный аншлаг.

           Две хозяйки салона представили Катюшу тёплыми, проникновенными словами, искренними, посвящёнными девушке словами. Звучал рояль. Лилась музыка по мотивам поэзии Каменецкой в исполнении Оли Шумейко, юного композитора, студентки Национального университета имени Каразина. Участвовал в Катином концерте и студент института искусств Саша Шпилевой. Вдвоём они, такие юные и романтичные, наверное, напоминали слушателям Ромэо и Джульетту. Но у шекспировских персонажей была лишь самозабвенная любовь, а наши герои чаровали присутствующих неподдельным искусством, настоящими талантами.

           И влюблённых они сыграли наилучшим образом, разговаривая друг с другом на импровизированной сцене стихами Кати. У неё их уже много, написанных и от имени лирической героини, и от имени её воображаемого суженого, созданных органически, силой первозданных чувств, без всякого намёка на какой-либо будущий концерт.

           Юные актёры так искренно и проникновенно объяснялись в сокровенном друг другу, такими влюблёнными взглядами обменивались, так нежно общались, что зрителям подумалось: перед ними не играют, а живут чистой, возвышенной любовью именно невеста и жених.

           «За кадром», «за кулисами» сценической жизни остался маститый наставник из академии культуры, известный педагог и актёр Виктор Кузьмич Гужва. Это он срежиссировал и поставил мини-спектакль двух юных и талантливых личностей, одна из которых наша Катя Каменецкая, кого так любят в студии «Нива»   заводской школе художественного вкуса и мастерства литературно одарённых людей, славу которой приумножает и Катя своим незаёмным талантом.

             (Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ от 16 января 2002 г.)