На два дня, на два дня, Вы забудьте про меня...

Маковская Ольга
     Я очень люблю путешествовать. Решили мы с подружкой провести выходные в Питере – взяли и сделали. Купили билеты и поехали.
     До сих пор не укладывается в голове, что еще вчера гуляли по Питеру, а сегодня утром нас встречала хмурая, заспанная Москва. Выходные прошли великолепно. Мы получили столько новых впечатлений, столько интересного увидели, что в двух словах и не передать. Оказывается, за два дня так много можно успеть!

                Люблю тебя, Петра творенье,
                Люблю твой строгий, стройный вид,
                Невы державное теченье,
                Береговой ее гранит
                А.С.Пушкин «медный всадник»

      Приехали рано, забросили вещи к родным и отправились гулять. Сначала на Смоленское -поклониться блаженной Ксении Петербургской, а потом на набережную и к Дворцовому мосту пешком…. Дошли до «стрелки», потом через мост перешли к Эрмитажу, дошли до Мойки 12…..
Потом, после Пушкинского музея отправились на экскурсию в Павловск – к Павлу I.
Прогулка в Павловске…. Я была там очень давно, когда и парк и дворец были еще в запустении. Сейчас это чудное место. Поразила камерность и гармония, выдержанность и утонченность. Особенно запомнилась одна картинка в парке. Так и запомнилась, врезалась в память… Представьте речку, заросшую желтыми, крупными кувшинками так, как у нас в мае, цветут одуванчики... По берегам речки серебристые, плакучие ивы свесили ветки почти до воды….. вьется тропинка из крупного песка к горбатому белоснежному мостику с кентаврами….. Захотелось нарисовать картину в манере Жоржа Сёра…..
      А Павловские бесстрашные белки! Они чуть ли не в руки к нам прыгали. Забавные такие «пушистики». Отдыхающие на скошенных лужайках парка питерцы, как будто сошли с полотен Мане или Ренуара…..
Пожалуй, Павловск меня очаровал и покорил намного сильнее, чем золоченый, помпезный Петергоф.

      Павловск - это выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19 века, который был построен как летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Павловский парк - один из самых больших в Европе, его площадь составляет 600 гектар.
Павловский парк с момента его создания славится как лучший пейзажный парк мира. Причиной очарования парка называют удивительно точную найденную соразмерность ландшафта и архитектурных сооружений. Другие исследователи считают залогом успеха удачный выбор места для Павловского парка - холмистый, но не контрастный пейзаж в долине реки Славянки. Многочисленные повороты этой речки и разная высота берегов позволили так гармонично сочетать строгие и классические постройки и окружающую природу.
Павловский дворец создан Ч. Камероном в 80-х годах 18 века. После вступления Павла I на престол Павловск  стал загородной императорской резиденцией.
Доминирующие положение в парке занимает Павловский дворец, построенный на высоком берегу реки Славянки. Павловский дворец виден даже из самых отдаленных уголков парка. Ч. Камерон для его постройки выбрал распространенный тип итальянской загородной виллы с венчающим её куполом.
      Общая схема здания скорее походит на русскую усадьбу: к центральному корпусу примыкают открытые колонады. Вестибюль Павловского дворца украшен статуями из Египта. Главный фасад дворца был обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. В центре парадного двора в 1872 году был установлен памятник Павлу I. Такая композиция очень похожа на площадь перед дворцом в Версале с памятником Людовику IV.

      Вернувшись из Павловска, прогулявшись по Невскому, затем немного подкрепившись, мы решили прокатиться по рекам и каналам на трамвайчике. Время вечернее, жара немного спала. И мы, не долго думая, пошли на Грибоедовский.  Там заняли лучшие места и поплыли. Обожаю такие прогулки! Час пролетел незаметно. Ноги немного отдохнули. Впечатления превосходные. Вроде пора уже и домой возвращаться. За день мы притомились…. Но дома, вместо дивана с мягкими подушками и сладкими снами, нам родственники предложили прогуляться, чтобы посмотреть на разводку мостов над Невой. Никогда раньше я не видела этого действа и не смогла отказаться. До часа ночи мы подкреплялись крепким чаем, вперемежку с кофе….. помогло. Стали бодры и веселы.
      Пошли смотреть мосты…. Впечатлило! Особенно понравились проплывающие в ночи огромные суда. Незаметно обошли Васильевский и чуть живые вернулись домой только к трем часам ночи. Рухнули спать. Завтра предстоял еще один день, полный впечатлений.

      Утро наступило слишком быстро. Но, мы выспались и настроение было преотличным. Наскоро выпив по чашке кофе, мы отправились гулять по своему маршруту – на Невский проспект.
В планы входило посещение храма Спаса-на-Крови, Летнего сада, Михайловского замка и Юсуповского дворца. Про последний дворец нам много рассказывали, какая там красота и роскошь.
Храм Спаса-на-крови действительно оказался шедевром во всех отношениях!
 
      В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр. Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек. Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень. Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей. Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

      Я не ожидала увидеть такую красотищу. Семь тысяч квадратных метров храма украшены венецианской мозаикой. От пола до потолка. А высота храма – около 80 метров! Хотелось бы, чтобы хоть фотографии получились и напоминали бы об этом великолепии. После храма ноги нас понесли под сень вековых деревьев Михайловского сада. У ворот играл гитарист, да как играл! Мы послушали его виртуозную игру и даже приобрели диски с записями. Устроившись на лавочке, в тени цветущей липы, мы наблюдали за суетливыми воробышками, которые клянчили хлебные крошки у прохожих. А сами в это время наслаждались мороженым.
Передохнули немного и в путь. Нас ждал Михайловский дворец – место гибели ПавлаI.
Сейчас там развернута экспозиция работ Церетели, на которую мы не пошли, а также выставка русской и зарубежной живописи, из коллекции Эрмитажа. Очень понравился портрет Екатерины II, работы Рокотова и виды Италии, кисти Ф.Алексеева. Вообще-то там много было достойных вещей. Но время неумолимо….нам надо было успеть еще найти Юсуповский особняк. Адрес мы знали приблизительно.
      Выйдя из Михайловского замка, попали на Садовую и пошли в сторону центра, т.е Невского. По дороге завернули в кофейню, насладились свежайшими пирожными и крепким, бодрящим кофе. После этого жить стало веселей! Быстрым шагом дошли до Мойки и, как нам было указано, пошли по левой стороне. А вот и особняк семейства Юсуповых.

       Юсуповский дворец – уникальный архитектурный ансамбль XVIII-XX в.в., памятник истории и культуры федерального значения, снискавший славу «энциклопедии» петербургского аристократического интерьера. С 1830 по 1917 г. владельцами дворца и усадьбы были пять поколений знатного дворянского рода князей Юсуповых. Многие яркие страницы российской и петербургской истории связаны с фамильной резиденцией на Мойке.
Дворец вошел в отечественную историю и как место убийства Григория Распутина – сибирского крестьянина, ставшего в начале XX века духовным наставником и другом семьи императора Николая II. Трагедия разыгралась в ночь на 17 декабря 1916 года на жилой половине молодого князя Феликса Юсупова. Сейчас в этих комнатах создана историко-документальная экспозиция.
       Сегодня Юсуповский дворец - один из редких дворянских особняков Петербурга, где уцелели не только парадные апартаменты, залы картинной галереи, миниатюрный домашний театр, но и роскошные жилые покои семьи Юсуповых, сохранившие тепло и обаяние прежних владельцев. Удивительные по красоте художественные интерьеры, возрождаемые трудом и талантом петербургских реставраторов, гостеприимно открыты для российских и зарубежных любителей истории, искусства, музыки и театра.

        Все это и не только это мы узнали из экскурсии по дворцу. Правда впечатляет! Только про убийство Гришки Распутина – это уже другая, отдельная история. Выйдя на свет Божий. И глянув на часы, поспешили в сторону дома. Путь лежал в сторону моста Лейтенанта Шмидта (теперь это Благовещенский мост). Напоследок сфотографировались с Академией художеств и с Невой. Через пару часов, скорый поезд Санкт-Петербург, уносил нас в Москву, а мы устроившись на верхних полках с наслаждением вытянули уставшие ноги. Наше путешествие закончилось. До свидания, Питер!