Бодхидхарма

Александр Долин
               
                В начале 6 в. Основатель Чань- (Дзэн-)буддизма Бодхидхарма
                пришел из Индии в Китай проповедовать истину. Не встретив
                понимания у правителя царства Северная Вэй, он удалился в
                монастырь Шаолинь на горе Сун-шань и там открыл монахам
                тайное учение, которое гласило, что истина вне письмен и вне
                изреченных слов. Он пояснял суть Дзэн посредством медитации и
                практики воинских искусств, а затем принял схиму и ушел
                в пещеру, чтобы провести там  девять лет в созерцании стены.
                Бодхидхарма достиг прозрения, но у него,
                согласно легенде, отнялись ноги. Таким изображает
                его популярная японская игрушка-неваляшка. Свитки с 
                портретом Бодхидхармы (Дарумы) стали непременным
                атрибутом дзэнских храмов и монастырей. Один из таких
                портретов висит у меня в кабинете...

Бодхидхарма со свитка глядит на меня в упор.
В этом взгляде читается вечный немой укор:
    Для чего в чужедальней стране, подражая мне,
    Ты сидишь столько лет, обратившись лицом к стене?
    Для чего, истязая плоть, изнуряя дух,
    До рассвета слушаешь ночь, обратившись в слух?
    Для чего читаешь и пишешь дни напролет,
    Если все прошло – и это тоже пройдет?
    Вечной истины нет ни в слове, ни в письменах –
    Это знает давно в Шаолине любой монах.
    Ни в рожденье, ни в смерти, ни между – истины нет.
    Нет ни ночи, ни дня, относительны тьма и свет.
    Ни страстей, ни пристрастий нет, ни добра, ни зла.
    Не бессмертны ни души, ни, тем паче, тела.
    Наша совесть условна, и неоднозначен грех.
    Добродетели плащ – он весь из сплошных прорех.
        Как и ты, я спешил уйти на Дальний Восток,
        Чтобы пестовать там нетленной веры росток.
        Как и ты, я сидел девять лет, сидел, пока мог,
        От такого раденья лишившись обеих ног.
        Я прозренья достиг, но подумай, зачем оно,
        Если жизни земной прозревшему не дано?
Бодхидхарма со свитка глядит на меня в упор.
В этом взгляде читается вечный немой укор,
В этом взгляде мрак и одновременно свет,
В нем вопрос, но в нем еще и ответ.   

                22.07.09. Акита, Хонсю