Обзор произведений 3. июль 2007 г

Японский Сонет
Из истории Японского сонета


100 из 100 Обзор от kettledrum
Лучшая десятка от kettledrum

1. Сок Согдианы-курары
2. Очередь к ливню
3. Сны черепахи
4. Раёк
5. Синие гетры
6. Песня о Фудзи
7. Жук
8. Пустота
9. Чужие
10. Танец


«я список кораблей прочёл до» конца

Некоторое время назад случилось наткнуться на одну статью, посвященную истории японской поэзии, в которой были приведены такие строки –
«...у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром черная тень собаки или волка...» ( А. П. Чехов)
Буду отталкиваться от этих слов, а также от услышанного как-то – «если писатель хочет написать хороший роман о любви, то про любовь там писать не нужно».
Если выразится четче – вряд ли Басё, пронесший великую любовь на своих укрытых монашеским одеянием плечах, не знал слов: «любовь», «чувства», «страсть», «смерть» и потому не использовал их в своих хокку.
Вряд ли Исса играл в детские игры - выписывая вместо «гордость», «человек» - паучков и лягушек.
Вряд ли рэнга, запетая впервые в крестьянских хижинах, где по ночам снятся сны про богатый урожай и здоровый скот – может звучать как шекспировский сонет.
ЯС подкупает своей кажущейся легкостью. Но это не легкость. Это - простота. Это та самая простота, которая свойственна только Востоку.
Простым быть сложно. Потому я не ожидаю увидеть классический ЯС. По этой же причине я не буду делать попыток найти сезонные слова, времена года, я даже не буду искать говорящих зонтиков (Льёт осенний дождь /По пути беседуют / Зонтик и мино. - Беседа двух прохожих: на одном соломенный плащ (мино), другой прикрывается зонтом).
Но метафоричность, ассоциативную образность, глубину – никто не отменял. Я буду против написанного «л-у-н-н-а-я н-о-ч-ь» (см. сл. Чехова), но с почтением преклоню голову перед тенью собаки.


1.Лейтесь искусством
Строчки души моей
- сатира, право. «лить душистый мёд искусства в бездну русской пустоты»

Пусть поцелуем
Сладким, глоточек вина
Рот мой наполнит.

- неприкрытое самолюбование

Строчки
(автор: Ясная Дина)

Лейтесь искусством
Строчки души моей. Дна
Вам не заполнить.

Пусть поцелуем
Сладким, глоточек вина
Рот мой наполнит.

В памяти сакуры цвет
Что-то навеет
И по прошествии лет
Сердце согреет.


2.
искуситель-вкусите – мне не по душе такой ход конем. как то и ад-гад.

Дымчатым шлейфом
(автор: Ясная Дина)

Дымчатым шлейфом
Змейка скользит по руке-
Дух-искуситель.

Яблока запах
Тайнами манит к себе:
"Ну же, вкусите!"

Рай поменяли на ад
Верно ли это?
Но виноват ли в том гад?
Тают ответы...


3. хм. "Доппельгерц®" и миллионы женских сердец, выжатых в капли.
Такое – «женское» - не мое. Но мне понравилась авторская идея отражать каждую новую часть сонета от конца предыдущей – «боли росинки – боли не знает», «из слезинок – слезы все та же».
проделать бы то же самое с последней и первой строками сонета, чтобы получилась закольцованность «сердцу не быть – сердце не тает» Доппельгерц... или сердца-близнецы...
(автор: Че Георгий, совместно с Леной Авророй )

сердце не тает
молча излиться хотят
боли росинки

боли не знает
речка, где топят котят
вся из слезинок

слезы всё та же вода
с солью/без соли
сердцу не быть никогда
в чувствах без боли...


4. с осторожностью отношусь к ум.ласк.суффиксам. тем более, что
«лоскуточки» - использовано только для рифмы.

только зажмуришься и -
новое утро...
- очень хорошо. настоящее.

Новое утро
(автор: Дагмар)

веткой сирени
ветер в окно хлестанёт -
больно цветочкам.

мысль неотвязна:
сердце пора залатать...
где лоскуточки?

столько пощёчин... - зачем?
ветер не спросишь

только зажмуришься и -
новое утро...

----------------------------------------------------------

5.
Грезы по ветру
ночь расстелила в туман
мокрого неба
- «красный вечер за куканом расстелил кудрявый бредень, под окном от
скользких ветел перепельи звоны ветра»… не знаю. кажется очень сложным
для восприятия .

Потные стекла
- потные – не то же самое, что «запотевшие». грубо.

Грёзы
(автор: Фелисьон) )

Грезы по ветру
ночь расстелила в туман
мокрого неба

Мимо? ко мне ли?
белый кораблик летит
парус в цвет счастья

Потные стекла протру,
хочется видеть
прищур лукавый в глазах
лунного света

---------------------------------------------------------

6/ 29
вообще, по прочтению, этот яс перекликаться стал с «осы из воска».
не буду потому судить – возможно «глухой телефон» был оправдан
какими-то правилами игры. или конкурса. скажу только, что оба яса
написаны красочно, но местами тяжеловесно. метание желтых ос к метаболизмам судьбы, тупикам в точках пространства и прочим спиралям – совершенно неуместно.


В точке пространства
(автор: Фелисьон)

по коридорам
жаркое солнце летит
желтой осою

практика кисти
только в квадрате холста
и по спирали

в метаболизме судьбы
клеточка жизни
свой обозначит тупик
в точке пространства

Осы из воска
(автор: Александров Тимофей)

осы из воска
тают на солнце… жара
стала подкожной

практика Босха
как перспектива двора
и невозможность

вычерпать взгляды из дней
из коридоров
из чёрных строк мятежей
новых вопросов


7. а вот в этом случае уменьшительно-ласкательное - «глазки» и «раёк» - очень верно использовано. «райком», вы, автор, умудрились посадить и бога на ошейник…щелк…и так весело. детям...
респект.

Раёк
(автор: Рыжая(Александра))

грустные глазки
у обезьянки… что бог?..
старый шарманщик

тонкий ошейник
шляпа из фетра… чей бок
с дыркой в пол неба

старой шарманки раёк
весело детям…
щёлк… обними ж пастушок
девочку в белом.


-----------------------------------------------------------

8. синяя пустыня…- это небо? если да, то впервые мне встречается небо, со скрипом песка на зубах..
остается ощущение несовместимости элементов…. небо – пустыня (песок), белая стынь (вода-холод) – рядом с огнями (жар, воздух). в общем, все вместе – и лед и пламень…

голем – интересно. с благодарностью отношусь к использованию авторами редких слов. в библии слово «голем» употреблено один раз – и у вас один. однако;)

Ветер разлуки
(автор: Рыжая (Александра))

…и на вершине
точка схожденья камней
к синей пустыне…

…голем отныне
слеплен из туч и огней
из белой стыни

хочешь, лиши его глаз
выплеснув солнце
на ледяные шаги
ветра разлуки

-----------------------------------------------------------

9. белый, зеленый, алый)) – юность, и правда. ощущение мешанины, ни что не втекает и не истекает из другого. мешанина цвета, света, рядом с фонтанами тут же – океан.
в зелени дымке одежд – нечитабельно.
использование очень, для выставления в превосходную степень, - здесь – авторская лень.

Зарево тайных надежд (автор: Наталья)

белые ночи
в зелени дымке одежд
брызги фонтанов

солнечно очень
зарево тайных надежд
над океаном

парусник алый скользит
в тёплом Гольфстриме
юность порою манит
неудержимо


10. «ты прохладой (васильковой страстью) меня не Мучь(ай!)» ))

Мучь
(автор: Орлов Дмитрий)

ландышей чёлки
пальцами только коснись
в дождь превратишься

ёлок иголки
нежно зелёная взвесь
гнётся, не колка

можно на землю упасть
словно в перины
мучь васильковая страсть
лаской индиго


11. начинаю серьезно подозревать, что 10 и 11 ясы писал один и тот же человек. ибо как по-другому объяснить его мучь – буквами «с», «ч», «ё», а так же знака «ь», употреблением ёлок-иголок и взвесь-высь…

Полночь сорочья
(автор: Орлов Дмитрий)

сосны, зачем вы
в чистый просыпали снег
веток иголки?

сумрак вечерний
высь опускает на след
чёрным осколком

стёкла, сквозь них не пройти
в белые рощи
ветер метнулся и стих
в полночь сорочью


12. хитро вы, автор, перенесли «снилась»). но читается все одно целым – «ты мне сегодня снилась».
нормальный яс. хотя…таять свечами….запахло calluna vulgarius..нет?

Тая свечами
(автор: Орлов Дмитрий)

Ты мне сегодня
снилась. Ночная метель
билась в окошко.

Белые горы
сходят капелью в апрель,
с грустью о прошлом.

жаль, что не пили мы чай…
свет не включали…
лишь научились молчать,
тая свечами.


13. речь идет о мудрости, о завершении, о закате…
в этом контексте – лилии, исторически сложившееся значение которых - невинность, чистота, молодость. etc употреблены неверно.
с другой стороны, если речь идет о любовной (пардон, пришлось все-таки про любoff) грусти, тогда ясно наличие лилий и роз – но тогда неясно наличие «тихо и мудро».
хочется попросить вас чуть больше думать о символизме в ясе.

Старый сад
(автор: Мартынова Татьяна)

С ветром целуясь,
Вишни дарили печаль
Старому саду.

Дождь падал с неба...
Холод пробрался под шаль.
Где ты, отрада?

Ночь в одиночестве грёз.
Встречу я утро
С запахом лилий и роз
Тихо и мудро.


14. ох, как замечательно! настоящий японский сонет! – живая картинка.
респект.
Очередь к ливню
(автор: Буянова Ольга)

кто же расскажет
как там в столице дела?..
нет даже эха

плавится воздух,
тает, как масло, асфальт,
тень не спасает...

поиск воды (не еды!),
словно охота...
список на месяц вперёд -
очередь к ливню


15. боли источник
calluna vulgarius


Строчки
(автор: Буянова Ольга)

рваные строчки
не умещает в себе
тень половинки

пылью засыпан
за паутиной дорог
боли источник

тонкая нитка следов
до горизонта...
редкое счастье - идти
не в одиночку...


16. к разговору о простоте – если хотите писать о лете, пишите –
Торговец веерами
Принес вязанку ветра.
Ну и жара!
Если хотите писать про упущенное прошлое и предугаданное будущее, пишите –
Торговец веерами
Принес вязанку ветра.
Ну и жара!


Обманка
(автор: Буянова Ольга)

плоскости-стены
слишком знаком лабиринт
нет удивленья

память-обманка
выдумать прошлое вновь
легче, чем время

камень разрушил покой
тихой запруды...
только круги на воде
не появились...


17. мне уже пришлось говорить о рёвах, карапузах. вот здесь – «чудо сопит». сюсюканье убивает стих. таким образом автор хотел показать нежное отношение бабушки? я, как читатель, доложу вам, что поначалу о бабушке и не помышляешь, а думаешь, что это пена морская тихо на солнце сопит.

карапузикам эпохи маньеризма нет места в японском сонете. пишите про детей. но пишите отстраненно. просто.

крик обезьян
вас печалил, а как вам дитя
на осеннем ветру?

Алые паруса или 20-ть лет спустя
(автор: Елизарьева Наталья)

пена морская
тихо на солнце сопит
чудо в коляске

ветер вздыхает
новенький невод висит
будущей сказки

дарит картину свою
розовый лучик
с алого шёлка сошью
платьице внучке



18. Лейся искусством…
чур меня! было же уже! в ясе №1 - «лить душистый мёд искусства в бездну русской пустоты».
понимаю, это к каким-то определенным (вишня-вино-пить-литься искусством) строчкам вас просили писать.


Вино сакуры
(автор: Ковалёв Владимир)

Вырою яму.
Сакуру в ней посажу.
Будет цвет вишни!

Соком наполню
Винные выйдут пары –
Осенью лишни!

Пьяной наливки налью –
Пейте, ведь вкусно!
Только поклон мой ручью –
Лейся искусством…


19. неба туч звезды –
нечитабельно.
звезды не растворили небесным лучом лунную дорожку? а куда вставить тучи?! хм… тучи звезд?


Взмах
(автор: Эфон Сергей)

взмах легких крыльев
тихо в окне за стеклом
комнаты темной

не растворили
лунной дорожки лучом
неба туч звезды

писком голодных птенцов
утро встречает
бабочки тень под цветком
почва сухая

--------------------------------------------------------

20. автору спасибо за Баку. любопытно встретить что-то, о чем не знал. скиньте, пожалуйста, ссылку. поскольку поисковик выдает истории о Кришне и демоне Баку.
рифма наважденье/объясненья, растворяет/навевает плоха.

Баку (яп.миф.)- демон пожирающий дурные сны
(автор: Лагунова Тамара )
ночью кошмары
ужаса полной проснусь
сна наважденье

глаз не смыкая
звезды считая лежу
нет объясненья

страхом проложенный след
свет растворяет
баку неслышно идет
сны навевает


22.Рыбины жадно, взахлёб,
Воздух глотают
красочно. хорошо.

Зима
(автор: Лавров Дмитрий)

Солнцем облитый,
Ярко сверкает сугроб,
К речке сползая;

В лунке пробитой
Рыбины жадно, взахлёб,
Воздух глотают.

В тонком ледке полынья,
Долгие ночи;
Да на ветле воронья
Чёрные точки.


23, 21, как и 22, 24 – ровные сонеты.

ветла, плёс, припай, лягушачий хор, мореходы…
добротные ясы. без шероховатостей.
разве что в №21 не за что необычное глазу зацепиться.

Весна
(автор: Лавров Дмитрий)

Лёд у припая*
Рыхл, синеват и шершав:
Жди ледохода!

"Крышу" ломают,
От зимней спячки устав,
Стылые воды.

Льдины кружатся, стуча,
Но беззаботно
Ходят по ним два грача,
Два морехода…

* припай – край берега и воды

Лето
(автор: Лавров Дмитрий)

Солнце над плёсом;
Два на воде поплавка,
Хор лягушачий;

Реют стрекОзы,
Ветер шуршит в ивняках,
Камень горячий.

С выводком строем
Утка скользит в камыши:
Видно, укрыться спешит
Перед грозою…


25. к чему же нужно было давать столько много признаков времени года, чтобы потом все-таки произнести «осень»?
хороший яс. хочется поразмышлять. про человека, бросившего весла можно подумать, что, когда жизнь перевалила за середину, он немного устал. главное, чтобы круги по воде хотя бы были)). бывает, что их нет. ( №16)

Осень
(автор: Лавров Дмитрий)

Вёсла я бросил;
Медленно лодку кружит
Заводь речная.

В воздухе осень,
Юркие реют стрижи
Дождь обещая;

Ветви над зеркалом вод
Тянут берёзы,
Стайкою пёстрой
Листьев плывёт хоровод…


26. В небе звезды яркий след…
Мне ли гость? Мимо?
- хорошо.

Пыльные стёкла
(автор: Лавров Дмитрий)

Пыльные стёкла…
Женской не знает руки
Дом холостяцкий.

В небе высоком
Так недоступно-ярки
Звёзды искрятся.

Пальцем пишу на стекле
Я твоё имя.
В небе звезды яркий след…
Мне ли гость? Мимо?

------------------------------------------------------

27. в избранное

Чужие
(автор: Орлов Дмитрий)

свечи каштанов…
по патриаршим метель…
их не задула…

месяц в сутане…
звёзд облетающий хмель…
ворон сутулый…

жёлтых цветов не найти…
нет маргариты…
только чужие:
шаги…сердце… молитвы…


28. солнце стекает красиво
- бестолково!

Только спасибо?
Смотрит с цветка стрекоза
- ))

Утро
(автор: Александров Тимофей)

Только спасибо?
Смотрит с цветка стрекоза
Видит лишь воду

Утро. красиво
Солнце стекает на гладь
Старого пруда

Звёзды погасли но синь
С лунной печалью
Над ожиданьем висит
Над расставаньем


30. необычайно красивый сонет. беру в избранное. (вот только к чему
заменять «ие» на «ье»?).

Сны черепахи
(автор: Александров Тимофей)

сны черепахи:
дно океана… песок
острова Пасхи

солью по камню
пишет безмолвье стихи…
солнечный пастырь

гонит стада облаков –
не замечая:
чёрную боль валунов,
статуй дыханье…


31. очень понравилось. уже название заставляет предполагать. древние цари. Дарий. Хорезм. Бактрия. Согдиана….яд курары, в зное превращающийся в сок.…- вкус времени между началом и концом… у этого сонета беспредельная глубина. можно медитировать часами. мое почтение автору.

Сок Согдианы-курары
(автор: Александров Тимофей)

шаг каравана
кажется шепчет: вей-ши…
вздохи верблюжьи

чёрные птицы
с белых слетают вершин
чертят окружность

ста миражей, ста дорог
ста одиночеств…
сок согдианы – глоток...
в синюю пропасть…


32 – мне не понятна единственная запятая после дым?

Чайки крикливы
(автор: Георгий Че)

чайки крикливы
взмахом крыла небо ткут
молнии спора

тихие ивы
на берегу чуда ждут
мудрые горы

дым, от житейских забот
дарит мигрени
время своё заберёт
съест даже тени...


33. сердце порезами
- вот и она «л-у-н-н-а-я н-о-ч-ь» - сердце, чувство, судьба

Ветер
(автор: Че Георгий)

вазы осколок
сердце порезами жжет
слово простое

сотня иголок
только откройся, войдет
в чувство живое

ветер уносит с собой
зиму и лето
нас оставляя с судьбой
тяжек груз ветра...


34. использовать два раза «счастье» и еще в названии – много. ужель нельзя
описать ощущение счастья без нанизывания этого слова?
«крылья в свет счастья…» - снова у меня deja vu… вот! точно - №5
«грёзы» - «парус в цвет счастья». хм..снова какие-то неизвестные мне
правила?
да, кстати, нужна ли та одинокая запятая?

Тихое счастье
(автор: Че Георгий)

тихое счастье
надо ли окна открыть
звонкому ветру

ветер не ласков
если его не любить
спрятавши в клетку

и, через грозы летят
крылья в свет счастья
вместе опять и опять
вечность не властна...


35. с такой м….нехитрой рифмой, как « в соединении слов» - « в пересечении снов»…
я ничего «не вижу».

Лист одинокий
(автор: Элькин Михаил)

Лист одинокий.
В нём притаились слова
Радостной грусти.

Тихо. Лишь только
Всполохи лижут дрова.
Вечер предчувствий.

В соединении слов -
Верхняя нота.
В пересечении снов
Вижу я что-то...


36. дом бабы милы
- в первый раз прочиталось, как «дом бабы милОЙ». пардон. уж очень неожиданно.

грустным прищуром стекла
смотрит… не вспомнит…
- очень понравилось такое одушивление.

Развилка
(автор: Коловерников Николай)

вот и развилка.
за поворотом лесок.
дом бабы милы

но что такое?
только печная труба
в круге кострища

чёрный пенёк, кочерга
небо под бочкой
грустным прищуром стекла
смотрит… не вспомнит…


37. ровный сонет.
автор, объясните причину появления «и неприметно»? имелось ввиду - незаметно берег отходит?

Принц и принцесса (автор: Коловерников Николай)

песни оврага
слушают мышка и кот
в доме из веток

чёрная брага
с мёдом из розовых сот
и неприметно

берег отходит от волн
синего леса…
тише… здесь спят уже год
принц и принцесса

----------------------------------------------------------

38. беру в избранное. вот только снова отраженЬя.. и «сердце»…

Синие гетры (автор: Коловерников Николай)

на отраженья
можно поставить скамью
для поцелуев

справа от сердца
ночь приручила сову…
слева – улитка

трещинки стёкол в карман
пряча от ветра
вспомнилось: носит туман
синие гетры


39. хороший сонет. цвет кенара – красный.

Ворон (автор: Коловерников Николай)

ворон жил песней
в клетке для кенара жить
более нечем

каждое утро
он вылетал погулять
клюв чистил креслом

спорил по средам с котом
о снах хозяйки…
и прятал корки тайком
в рваные тапки.


40. Маленькой рёве
- рёва, карапуз и проч. в ЯСе… как и лошадь, виляющую хвостом, не умею принимать

Пристань (автор: Коловерников Николай)

Пристани брёвна…
Скрип… Оттолкнулся паром…
Вздрогнула утка.

Маленькой рёве,
мама даёт леденец
в яркой обёртке

Лошадь виляет хвостом…
дед на телеге
Курит ядреный табак,
Щурится в небо

41. – в затенениИ?
тоже ровный сонет.

Запах полыни
(автор: Батраченко Виктор)

Запах полыни,
Сразу его я узнал –
солнце пригрело.

В городе пахнет
вовсе другим – здесь трава
быстро сгорает.

Выше и выше дома,
двор в затененье –
что же тут может расти?
Мне неуютно.


42. тропку ко мне. Отыскать
сможешь её ты?

сможешь ты отыскать тропку ко мне? –
ну и – «одиночества плен»… - женские романсы, и аромат calluna vulgarius


Тропка
(автор: Батраченко Виктор)

Думаешь, сладок
мне одиночества плен?
Спросишь – отвечу.

В бархатном небе
силюсь звезду разглядеть
нашу с тобою.

Серая пыль пеленой
плотно укрыла
тропку ко мне. Отыскать
сможешь её ты?


43. в холе
- «я у матушки выросла в холе»

листы монстеры – интересно. это растение распространено в Южной Америке – а южноамериканские индейцы верили в предание о том, что после смерти человек попадает на таинственный остров в океане. но это я так - размышляю,
что для них это слово пахнет водой и тайной. а у вас – йодом.

Смерть
(автор: Юка)

в холе больницы…
сумрак… монстеры листы…
звуков условность…

холодно… с улиц
страх не приносит жару
только надежды

слово оно из бинтов
с запахом йода…
смерть… ты не слыша шагов
слышишь свободу.


44. долго с высокой сосны
падает шишка
- очень хорошо показана томная медлительность летом
басом-профундо
- это значит оччень низко! (и пролетел и пропел)))) мне нравится – как ясно и точно!


Песня о Фудзи
(автор: Юка)

пахнет крапивой.
рядом с забором кусты
злее не сыщешь

жаркое лето…
долго с высокой сосны
падает шишка

шмель подлетел к муравью
басом-профундо
спев ему песню о снах
сказочной фудзи


45. стерто до сердца
– по мне – так снова раздалось благоухание сalluna vulgarius

Зёрнышко риса
(автор: Юка)

рыба в корзинах
силится что-то сказать
рты раскрывая

зёрнышко риса
стёрто до сердца… в ногах
жадных торговцев

кто уронил его… кто
так дарит вечность?
спрятав под серым лотком
пять континентов.


46. в избранное.

Танец
(автор: Юка)

каждое слово…
точно сорняк… отчего…
эта живучесть.

утро - условно
так же как шорох шагов…
ветер и тучи

бабочка в каплях дождя
что это, танец?..
путь от мечтаний до сна...
то, что осталось




47. вены любви, страсти, мятеж – без изменений - сalluna vulgarius

С'est la vie
(автор: Асвадов Адам)

о протяженной
в милях по венам любви
вправе ль судить ты?

бранью и стоном
тлеет костер... c'est la vie:
угли - забыты

все, что случилось - уже
вне изменений;
страсти убью в мятеже
без извинений

----------------------------------------------------------

48. «….стебли сохлой травы
отражаются в глуби пруда
тунг, склонясь у корчмы
листву осыпает свою…»

- касаемо «иль» в этом ЯСе и «ль» в прошлом – это хитрости с размером.
их не люблю.

Старый парк
(автор: Асвадов Адам)

карпов зеркальных
видят ли глуби пруда?
парк переменчив

вёсны иль осень,
новых девизов игра -
прежние лица

дрогнет ресниц мотылек
веера взмахом.
феникс поет в вышине
вечность – беспечна


49. Не за что, право:
Вами получен был жук.
))) как хорошо. отдыхаю. если позволите, буду пользоваться этой фразой).

целая лавка нэцке – вон - Цунь-у Кун, вон – скарабей.)

отличный яс.
респект.

Жук
(автор: Асвадов Адам)

Не за что, право:
Вами получен был жук.
Похолодало.

Как Вам погода?
Время менять города.
Еду на Запад.

Зеркало павшей воды.
Смех Ханумана.
В небе толкутся следы.
Яд - слишком рана.


50. ну, если вы припечатали названием – три ириса, то к чему было сюда же и ягоды тиса и сирень? потерялись они.

Я - босиком, налегке...
Вот. Три ириса.
- хорошо

Три ириса
(автор: Асвадов Адам)

ветка сирени
плавит горячий асфальт
след человека

Солнце изменит
тени летящий азарт.
Вечность побега.

Жарко. В открытой руке -
ягоды тиса.
Я - босиком, налегке...
Вот. Три ириса.


51. стилистически в яс у меня не укладывается слово «логично».

Прочные стены без крыш.
Тянутся к двери
- хорошо
Веточки хмеля
(автор: Ё.Ё.)

Лёд неподвижен.
Что ни скажу, всё не в такт,
Слишком логично.

Кто бы погладил
Нежной травинкой ладонь?
Это так просто..

Прочные стены без крыш.
Тянутся к двери
Заросли диких цветов,
Веточки хмеля.


52. розовый голый восход

- неееет! нельзя. понимаю, что хотелось сделать сонет жестким – тема потерянных надежд etc, но не такими же комичными средствами.
и толстая тень - прописанная тем же розовым голым настроением - ну ее, уберите.

Штиль, и смешно парусам
Виснуть на мачте.

- хорошо.

Утро
(автор: Ё.Ё.)

Мрачное утро,
Розовый голый восход
На побережье.

Поздно не верить.
Тень от надежд толще, чем
Доски скамейки.

Штиль, и смешно парусам
Виснуть на мачте.
К старости, может, пойму,
Что здесь забыла.


53. ритмический стук
Милого сердца.
Ну, давайте, честно – чаще мы говорим «ритмичный». Ритмический – использованное ради нужного размера строки, привлекает лишнее внимание. меняется ощущение сонета. вдруг, пахнет медициной, хочется сказать – ритмические колебания, пульсация, мембраны… плюс – вон – иглы, бинты..

вы же обещали чудо, помните?

Чудо
(автор: Ё.Ё.)

Всё ещё нужно
Слышать ритмический стук
Милого сердца.

Врач не поможет,
Прочь паутину бинтов,
Капельниц иглы.

Просто прижаться к груди
Всей своей жизнью.
Не разрешить уходить,
Чудо бывает.


54.ровный сонет

Две тишины нелюбви
(автор: Ё.Ё.)

Прячешь в минутах
Две тишины нелюбви,
В клавишах - вечер.

Тверди просторов
Про безымянные сны
Всё рассказали.

Гибкие корни травы
Старого сада
Не замечаешь, бежишь
За суетою.

-----------------------------------------------------------

55. употребление горние - связь с небесами – интересно.

С ветром целуясь...
(автор: Шиваз)

С ветром целуясь,
Крылья раскрыв, я лечу
По небосводу.

Горние связи -
Сделаю, что захочу
В царстве свободы.

Мало огромной земли,
Неба мне мало -
Я о тебе и любви
Нынче узнала!


56. Теоклица красивое имя. кресты? что стало с именем этим?

Памяти Теоклицы
(автор: Шиваз)

Кладбище тихо.
Греческих букв простота.
Звон колокольни.

Марево полдня.
А за стеной - суета
Жизни привольной.

Розы, вьюнки и кресты,
Скорбные лица.
Розовый мрамор...А ты
Где, Теоклица?..


57. перекликается с №55 –
С ветром целуясь - С небом целуясь
Горние связи – Алтарь

но настроения случились разные.

Алтарь
(автор: Шиваз)

С небом целуясь,
Плавает в море луна,
В волнах бликуя.

Ветер унылый
Пересыпает песок,
Пляжей пустынных.

Город сияет в огнях
На побережье -
Словно гигантский алтарь,
Ждёт свои жертвы.


58. попранные лепестки…любовь

сalluna vulgarius

Сны малинового лета
(автор: Talisman)

Ветер из окон
Шторам покой не даёт
Дарит прохладу

Падает ваза
С розы слетел лепесток
Топчут ногами

за три часа до любви... :
Ночь разделяет
Шёпот и крики свои
Громкой цикадой


59/60 ровные сонеты.

хорошие моменты –

Слева и справа
Шепот песочных часов,

Был, не заметил

Шепот песочных часов
(автор: Лариса Короткая)

Слева и справа
Шепот песочных часов,
Лунные сутки

Мир убегает,
прячась за ширму лесов,
Листья - минутки

Всплеск от лягушки в пруду..
Выпь в темной чаще..
..ночь потеряет звезду
в утренней чаше


Угроза
(автор: Лариса Короткая)

Мнится угроза
Тянет тревогу закат
Мерзкою тиной

Белые перья
сбросили голуби в сад,
Был, не заметил

Ты отойди от воды
к яблоне в зорях
Вести пришли без беды,
в счастье нет горя

-----------------------------------------------------

61. замечательная память-арба - говорит о возможном восточном окрасе яса. но нет. не случилось.

глупой, но нежной
сalluna vulgarius

Провиденье
(автор: Лариса Короткая)

От провиденья
каждому слову судьба,
песней иль криком

долгие сроки
тянется память-арба
наши уроки

божьей коровки пятно
робкой надеждой..
Небо открой мне окно!
глупой, но нежной


62. нетУ – не умею воспринимать

Спрятался Будда
(автор: Лариса Короткая)

Спрятался Будда
голосом грома с небес
душ не пробудишь

тучи накатят
градом побьет старый лес
холод остудит

росы разбудят с утра
слезы рассвета
помнишь, что было вчера?
- ...прошлого нету...


63/64 ровные сонеты

Жаркий полдень
(автор: Ливанова Марта)

Огненной птицей
кружит полуденный жар.
Душно и пыльно.

Взмахом крылатым
выпорхнул в женской руке
веер старинный.

Ткани прозрачной дымок,
хрупкость запястий,
прядь шевелит ветерок,
все в его власти.

Веер
(автор: Ливанова Марта)

В веке далеком
Мастер искусный создал
Веер для милой.

Знаки признанья,
Роспись на шелке цветном
Время хранило

Веет его ветерок
нежной прохладой,
словно вздыхает любовь
прошлая рядом.


65. хорошо передано ощущение покинутости – бездомный ветер, чьи-то истоки

Старый дом
(автор: Ливанова Марта)

Ветви раскинув,
Прячет черемуха дом
В облаке белом.

Ветер бездомный
дождь лепестковый пролил,
дальше умчался.

Листья волнуясь шумят,
шепчут упреки.
Окон тоскующий взгляд,
чьи-то истоки…


66. ровный сонет

Весенняя ночь
(автор: Ливанова Марта)

Окна раскрыты.
Ночь заглянула ко мне
В волнах сирени.

Замерли звуки.
Ветер бродяга не спит,
Мечутся тени.

Словно жемчужная горсть
С неба упала-
Что потерял соловей
В спящем квартале?


67. нити тянутся к порогу тепла солнечных бликов, которые, в свою очередь, помещены в твое ярко-густое небо….
вы увлеклись украшательством. получился трудно распутываемый клубок из нитей.

Нити
(автор: Юрий Ганимед)

Я осмотрелся -
Прост и приятен твой дом.
Тянутся нити

От круговодья
Мыслей и чувств о тебе
Прямо к порогу

Солнечных бликов тепла,
Что в твоём небе,
Синем и ярко-густом,
Вьют мою веру


68. дуги зигзаги круги
словесная какофония

Острые скалы
(автор: Триливи)

острые скалы
не оставляют следы
на теле ветра

линии звука
дуги зигзаги круги
темные в светлых

перевернув кверху дном
сонное небо
звезды вплетает волна
в локоны пены


69/70/71
нравоучение. пустое и грубое. странные, все как один, названные по первой строке, пародии.

время и деньги, не лезть на рожон, игры без правил

-что это? кто-то не мог выговориться? и какой была тема, что писали все так одинаково «за жизнь»?

- подобное не хотелось бы встречать в японском сонете.

Время и люди
(автор: Триливи)

Время и люди.
В вечной погоне за ним
Нет послаблений.

Время и деньги.
Выберут жертву они
Без промедлений.

"Время беречь, не терять,
Быть с собой строже"...
Только вот ты для него
Просто прохожий.


Счастье
(автор: Триливи)

счастье с несчастьем
просятся двери открыть
будь осторожней

зерна от плевел
быстро сумей отделить
сколько же можно

кто-то в рубашке рожден
приз в лотерее
стоит ли лезть на рожон
счастье хитрее


Опыт имея
(автор: Триливи)

опыт имея
можно ли цели достичь
в играх без правил

вряд ли камея
будь раритет или кич
случаем правит

на перекрестках дорог
словно слепая
ждешь чтобы кто-то помог
выбраться к раю

-----------------------------------------------------------

72. что-то не то и не так
в море рассветов.

- хороша старая исса.

Путем зерна
(автор: Барлинова Алла)

остров восходов
вдруг наполняется мрак
светом кометы

в поисках брода
что-то не то и не так
в море рассветов.

спрятался солнечный блик
в старую иссу
и прорастет материк
зернышком риса.


73. хм. перекликается с №59

Слева и справа
Шепот песочных часов,
капает… слышишь?
;))

Дикие вишни
(автор: Барлинова Алла)

в утренней чаше
время - до срока - в песок
капает… слышишь?

дикие вишни
горечью полнится сок
звезды все ниже

мир без присмотра шальной
свет за окошком
сон нарушает земной
жизнь понарошку.


74. что есть «до»?
Белая птица
(автор: Барлинова Алла)

белая птица
до сумасшедшего крик
в замкнутом круге

жить не боится
неба высокого лик
выгнуло дуги

память наложит табу
на непогоду
носит на крыльях судьбу
женского рода

----------------------------------------------------------

75. какое благоухание базилика!) и негрустно. неправда).

Чёрная исса
(автор: Барлинова Алла)

чудо случайно
за перекатом реки
ветер - граница

берег печали
на расстояньи руки
тулси в зарницах.

дня отголоски - в окно
с легкостью бриза -
грусть об ушедшем давно
черная исса.

---------------------------------------------------

76. Слава и деньги,
к ним и любовь припишу.

вот уж спасибо!

Самый лучший
(автор: Эстер Чарная)

Слава и деньги,
к ним и любовь припишу.
Семя несчастий.

Может докажешь,
что самый лучший ты здесь, но потеряешь

Лошадь жалея свою,
пешим быть лучше.
Быть самым равным в строю,
мир не нарушить.

----------------------------------------------------------

77. комичное вплетение пояснения от автора)))) –
дымка оранжевая – есть мгла.

а вот за утлую лодку – благодарю.

Перед штормом
(автор: Аристова Нина)

Жёлтое солнце
в дымке оранжевой - мгле.
Море зловеще.

Частые волны
с пенистым гребнем бегут -
к берегу жмутся.

Ищет защиту - плывёт
утлая лодка.
Снасти уложены все,
парус приспущен.


78. хороший сонет. синие птицы. и видимо -невидимо их вблизи).

Синие птицы
(автор: Галина Польски)

Синие птицы
снова гнездятся вблизи
дома с беседкой.

Риса воришка
пачкает крылья в грязи -
видимо, к лету.

Тихого счастья полны
детства ладони ...
В выборе будем вольны,
малым довольны.

---------------------------------------------------------

79. заявленное колокольное название вдруг обидно переходит в сплошное недоумение и полутона

Колокол Судьбы
(автор: МСВМ)

Тушью набросок
Скроет осенний гранит
Полутонами...

Сна отголосок
Бережно память хранит
Между мирами...

Недоуменно молчать
И не ответить...
В окнах струится печаль
Строчек в конверте...


80/81 снег тихо таял
понравился №80.
удвоенное «её» - недочет

Хина Мацури. Императрица.
(автор: Бреславец Регина)

Маленьким куклам
Ты не смотрела в глаза…
Снег тихо таял…

Не удержала
Веер бумажный в руках
Императрица…

Как её губы бледны!
Как неподвижны!
Тише… в глазах её сны
Вновь оживают.


Хина мацури. Сакура
(автор: Бреславец Регина)

Снег тихо таял.
К дому дорожка в воде..
В ночь не замёрзла

Вишня у окон…
Белое платье одеть
Рано… не время…

Ведь ещё мысли о снах...
Маленьких принцах…
В маленьком сердце не страх -
Кукла и птица.


82. черно-белое понравилось. и снова-снова уместно.

Строки из Блока
(автор: Бреславец Регина)

Графика веток:
Грач нарисует гнездо
Прямо под тучей.

Дождь с мокрым снегом
Ветер швыряет в стекло
С трещинкой-грустью

Снова зацвёл декабрист
Вспомнилось снова:
Чёрный мелок, белый лист...
Строки из Блока


83. Тонкие свечи…
Снеготочащая боль.
Игры мгновений.
- сalluna vulgarius


Осколок марта
(автор: Бреславец Регина)

Зеркальце, чётки…
Что же сегодня честней?..
Что откровенней?..

Тонкие свечи…
Снеготочащая боль.
Игры мгновений.

Марта осколок в листве:
Снов… Прошлогодней
Хочется быть там, где свет
Легче, свободней…


84. тут и ножка дивана, и корни, и миры с тайнами, и дальние страны. по мне - перебор.

Дальние страны
(автор: Бреславец Регина)

Порванной нити
Лёг иероглиф на пол
К ножке дивана.

К небу от корня
Летом взметнётся легко
Поросль бурьяна.

Дети найдут в ней миры
Полные тайны,
Жизнь и начало игры
В дальние страны.

---------------------------------------------------------

85. добротный сонет. в ясе считается, что первая строка задает настроение всего сонета. здесь это именно так.

Всё позабыто
(автор: Ё.Ё.)

Всё позабыто.
Дождь каждый вечер идёт
Этой весною.

Тонут подъезды
В запахе сладкой листвы,
В тополя пухе.

Даже двухлетний малыш
Знает три слова.
Но отчего ж ты молчишь,
Ясень суровый?


86. смущает - одновременное употребление шляпы с пером и «острого слова» (напоминает русскую пословицу «за словом в карман не лезет»).
куртуазная культура и русское народное творчество – вещи несовместимые. да и еще ясомито заправленные.

Синяя бабочка тьмы
(автор: Ё.Ё.)

Вот ты какая,
Синяя бабочка тьмы
На белой розе.

Над головою
Небо и шляпа с пером,
Пыль под ногами.

Острое слово карман
Рвёт. Ну и что же?
Ветер из старых одежд
Сделает парус.

------------------------------------------------

87. интересно употребление «жалеть» - даёт поразмышлять.

Только на скачках
(автор: Ё.Ё)

Жить незаметно.
Мхом на столетнем стволе
Проще, чем ниндзя.

Только достойный
Может увидеть легко,
Кто самый лучший.

В мире железных машин
Лошади - редкость,
Их теперь можно жалеть
Только на скачках.


88. иллюзия, гармония…мне не будет места…
не мое.

Чашка разбилась
(автор: Бойко Олег)

чашка разбилась…
вот и кошачьи глаза
вздрогнули… брызги

где-то у пирса
бьётся о камни волна…
помнишь ли?.. скрыла?..

там, где иллюзии нет
нежность друг к другу
там, где гармония… мне
места не будет


Дао Дэ Цзин - Образ Главы

так понимаю, что следующая дюжина - это попытки ясамито постранично пересказать (где-то даже – дословно) «Дао Дэ Цзин»? …

поскольку здесь бессмысленно гадать - чье именно повторение одних и тех же слов от первоисточника, есть «хорошо» или, наоборот, «плохо», просто понаблюдаю:

89. идея ясамито –

медитация на тему «дао – слово, которое можно произнести, не вечное дао;
имя, которым можно назвать, - не вечное имя» /вступление к классическому пути и его,
классического пути, силе же)/ стих 1


1. Дао и Имя.
(автор: Глазов Богдан)

Дао - не Имя.
Можно ль словами назвать
Скрытое взору?

Вещи - от слова.
Имя не может создать
Небо и землю.

Два глубочаиших есть -
Дао и Имя.
Все чудеса на земле -
Путь между ними.

90. идея ясамито –

медитация на стихи 2 и 3. «если не почитать мудрецов, то в народе не будет ссор.
если не ценить редких предметов, то не будет воров среди народа», - далее можно немного
переиначить /взято из этой же главы/ - «если не узнавать, что добро является добром,
не возникнет зло».


2. Недеянье.
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Доброе, злое –
Вместе за руку идут
Вдоль по дороге.

Полное только
Полым измерить дано
Под небесами.

Мудрый, свершая дела,
Не изменяет
И, создавая добро,
Не обладает.

91. идея ясамито -

медитация на стих 3 же – «управляя (страной), совершенномудрый делает сердца
(подданных) пустыми, а желудки - полными. (его управление) ослабляет их волю и
укрепляет их кости. оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было знаний
и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать. осуществление недеяния
всегда приносит спокойствие».


3. Управление
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Не преклоняйся.
Сердце своё успокой.
Чрево заполни.

Дела под небом
Выше недеянья нет.
Может запомнишь…

Если ты правишь, то правь
Без упоенья.
Сеет недеянье дел
Успокоенье.

92 идея ясамито -

медитация на стих 4 - «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. о глубочайшее!
оно кажется праотцом всех вещей. если притупить его проницательнос ть, освободить
его от хаотичности, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться
ясно существующим. я не знаю, чьё оно порождение, (я лишь знаю, что) оно предшествует
небесному владыке».

4. Глубочайшее
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Дао хоть пусто,
Но применений его
Не исчерпать нам.

Чьё порожденье?
Если оно было до
Неба владыки?

Если лишу Дао всех
Черт проявлённых,
Ясно увижу его
Осуществлённым.

93. идея ясамито -

медитация на стих 5 - «небо и земля не обладают человеколюбием и предоставляют
всем живым существам жить собственной жизнью. совершенномудрый не обладает
человеколюбием и предоставляет народу жить своей жизнью. разве пространство между
небом и землей не напоминает кузнечный мех? чем больше (в нем) пустоты, тем дольше
(он) действует, чем сильнее (в нем) движение, тем больше (из него) выходит (ветер).
Тот, кто много говорит, часто терпит неудачу, поэтому лучше соблюдать меру».

5. Человеколюбие
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Небо с Землёю
Не принуждают народ...
Так же и Мудрый.

В полном пространстве
Много найдёшь пустоты -
Ветра источник.

Множество слов на устах -
Путь к неудаче.
Знающий меру в словах,
Счастья не прячет

94. идея ясамито -
медитация на стих 6 - «превращения невидимого (дао) бесконечны. (дао) – глубочайшие
врата рождения - корень неба и земли. (оно) существует (вечно) подобно нескончаемой нити,
его действие неисчерпаемо».

6. Действия и превращения
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Дао не видно,
Но превращенья числом
Нам не измерить.

Дао – глубоко.
Корень Небес и Земли.
Двери рожденья.

Действий его исчерпать
Вряд ли возможно.
Вечною нитью оно -
Прежде и после.

95. идея ясамито -

медитация на стих 7 – «…небо и земля долговечны потому, что они существуют не для
себя. вот почему они могут быть долговечными. поэтому совершенномуд рый ставит
себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. он пренебрегает своей
жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. не происходит ли это от того,
что он пренебрегает личными (интересами)? напротив, он действует согласно своим
личным (интересам.) …».

7. Совершенномудрый
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Небо с Землёю
Явлены не для себя.
Тем долговечны.

Истинно Мудрый
Ставит себя позади,
Первым приходит.

Жизнь сохраняет свою,
Пренебрегая.
Всё до конца отдаёт,
Не убывая.

96. идея ясамито -

медитация на стих 8 – «высшая добродетель подобна воде…. тот, кто не стремится оказаться
впереди всех , может освободиться от ошибок.»

8. Дэ
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Дэ – будто влага.
Всё орошает она,
Не разбирая.

Дэ пребывает
Там, где не встретишь людей.
В этом, как Дао.

Если подобен воде,
Сердцу внимаешь -
Жить без ошибок тебе
Дэ помогает.

97. идея ясамито -

медитация на стих 9 – «наполняет собою весь мир, не убавляясь и не прибавляясь… истинное
достижение - это освободиться от того, что обычно свойственно человеку. именно таков Путь Неба.»

9. Закон небесного Дао
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Наше стремленье
Что-то всегда наполнять -
Дело пустое.

Спесь и кичливость
Тянут беду как магнит.
Нужно ли это?

Даже крупинкою благ
Не обольщайся,
Если дела завершил,
То устраняйся...

98. идея ясамито -

медитация на стих 10 – «если всем сердцем устремиться к одному,
можно ли освободиться от утрат?

непрестанно размягчая чувства и делая податливым дух,
можно ли стать подобным новорожденному? …

узреть все возможные тайны мира,
можно ли этого достичь, освободившись от дел?

порождает, но не обладает,

действует но не надеется на других,

превосходит все, но не
стремится главенствовать.

вот что значит удивительная сила Дэ».

10. Глубочайшее Дэ
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы


Если достигнешь -
Тела единства с душой,
То сохранишь ли?

Если ты мягок,
Можешь ли страсть усмирить,
Будто ребёнок?

Если все тайны познать,
Суть превращений,
Можно ль недеянья стать
Осуществленьем?

* * *
То, что создал ты -
Должно уметь воспитать,
Не обладая.

Силу движенья
Нужно уметь проявлять,
Не прилагаясь

Царствуя, не помышлять
Быть властелином -
Вот что могу я назвать
Дэ глубочайшим.

99. идея ясамито -

медитация на – «тридцать спиц в колесе сходятся к втулке, середина которой пуста, и
благодаря этому и можно пользоваться колесом. когда формуют глину, изготавливая
из нее сосуд, то делают так, чтобы в середине было пусто, и благодаря этому и можно
пользоваться сосудом. когда строят жилье, проделывают окна и двери. оставляя середину
пустой, и благодаря этому и можно пользоваться жилищем. и потому наполнение - это то,
что приносит доход, опустошение - это то, что приносит пользу».

о! автор отступил от правил! – он не использовал в своем ясе слово «втулка»! более того –
он привнес свое – «трубы»! ;)

если серьезно – отличный сонет. очень хорошо подана идея - «полу». этот яс - не лекало.
его можно воспринимать вне поставленной задачи. привкуса нравоучений не остается /ну, разве
что –полу:)/.
сижу. получаю удовольствие.


11. Пустота
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Трубы дымятся
Полупрозрачно стекло
Окон и двери

Полуоткрыты
Крышки железных котлов
Пар от кипенья

Сложность уйми простотой
Мысли и речи
Пользу измерь пустотой
Тела и вещи

100.

идея ясамито -

медитация на стих 12 - "тот, кто смотрит на мир с помощью пяти
цветов, подобен слепому. тот, кто слушает с помощью пяти звуков,
подобен глухому. тот, кто вкушает с помощью пяти вкусов, вводит себя в заблуждение...
добывая в поте лица ценности и украшения, ты действуешь во вред себе...мудрый ощущает
мир животом, а не глазами, поскольку, отказываясь от одного, он обретает другое".

очередной пересказ. по рифме "владеНЬЯ - преступлеНЬЯм" - для меня - незапоминающийся.

12. Стремление
(автор: Глазов Багдан)
Цикл: Дао Дэ Цзин - Образ Главы

Звук оглушает,
Цвет ослабляет глаза.
То же со вкусом.

Жажда владенья
Не приведёт ли к слезам
Иль преступленьям?

Мудрый не копит вещей -
Лучше быть сытым.
Можно ли дух сохранить
В зарослях быта?