Обзор произведений 4 июль 2007 г

Японский Сонет
Из истории Японского сонета


"10 из 100" Обзор от Александра Сухих

Данный короткий обзор начну, как и подобает дебютанту, с сетований на свою неискушенность и не изощренность
в восточных путешествиях...

Я исходил при выборе лучшей десятки из моих личных «расейских» вкусовых пристрастий. Выбирал лучшие стихи,
не проявляя имен, а когда определился, то открыл имена Авторов. И не разочаровался...

Что меня привлекает в Стихе, где есть определенная, заданная ФОРМА?
1.Безукоризненное соблюдение ритма и музыкальность.
2.Максимальная сгущенность, плотность текста.
3.Четкая рифмовка, если только уникальность Образов и ощущений или сверхсвобода не заставляет забыть о рифме.

Что меня привлекает просто в Стихе и в стихоСОтворении?
Некое тАинство, завуалированность; Энергетика, Глубина внутреннего чувства, Пространство за строками, многослойность; Органика, Незаезженные образы, Попытка петь своим голосом, Не привязывание ни к каким идеологиям, Чистый образный ряд, Свой почерк, Отсутствие видимого мыслительного процесса, а также - выводов и морализирования...

Выбранные работы в большей или меньшей мере соответствуют вышеуказанным пристрастиям.

1. Тая свечами (Автор: Орлов Дмитрий )

Начало, вроде, простое, обыкновенное. Но впечатление это обманчиво. Читатель естественно втягивается внутрь строк, в ткань отношений - они вбирают его... Чувствуется глубина, в сочетании с природной стихией. Второе хокку наипрозрачнейшее - завуалированное соединение героя через состояние окружающего мира. И здесь же естественно, но не прямо, входит смысл, философия, память... Блистательная концовка: горечь и пространство боли. И часто применяемый образ свеч смотрится здесь не только органично, но и ново... Очень помогают рифмы. Тонкий - почти стерео-стих.


Ты мне сегодня
снилась. Ночная метель
билась в окошко.

Белые горы
сходят капелью в апрель,
с грустью о прошлом.

жаль, что не пили мы чай…
свет не включали…
лишь научились молчать,
тая свечами.

2. Танец (Автор: Юка )

Очень пространственно емкий Стих! Полутона... СвИтые, пульсирующие образы. Все зыбко, будто тебя укутывают слоями воздуха. Мысль ненавязчиво и пульсирующе вплетается и сшивает-собирает Стих в однородную форму какого-то ажурного зыбкого утреннего цветка. И чувствуется вокруг чистота первородная... И рифмы делают произведение композиционно законченным.


каждое слово…
точно сорняк… отчего…
эта живучесть.

утро - условно
так же как шорох шагов…
ветер и тучи

бабочка в каплях дождя
что это, танец?..
путь от мечтаний до сна...
то, что осталось


3. Зима (Автор: Лавров Дмитрий )

Весь цикл времен года интересен. Но в двух других «временах» автор пытается ломать устоявшуюся форму японского сонета-рэнга в последнем катрене (что, мне кажется, не есть хорошо), а в «Зиме» идет по традиционной форме. И это как раз очень выигрышно поднимает уровень стиха. Живописно, весьма зримо, ярко, драматургически выверено. Автор не рассказывает, а показывает стих картинками, что делает стих высоко поэтичным и выпукло осязаемым. Художественные, пейзажные стихи, где человека нет, а его присутствие чувствуется, - что многого стОит!.. И, конечно же, - опять рифмы, которые я ценю и предпочитаю в сонете, как достоинство...


Солнцем облитый,
Ярко сверкает сугроб,
К речке сползая;

В лунке пробитой
Рыбины жадно, взахлёб,
Воздух глотают.

В тонком ледке полынья,
Долгие ночи;
Да на ветле воронья
Чёрные точки.

4. Веточки хмеля (Автор: Ё.Ё.)

Первый стих без рифм, который вырастает естественно, как росток из земли при покадровой плавной съёмке. И рифмы бы здесь его только утяжеляли. Недаром присутствует образ травинки – этот 2-й хокку просто бесподобен по своей запредельной трогательности до слез. Героиня спрятана внутри себя, квартиры, где «стены тянутся к двери», героиня не ладна с пространством и однозначностью вокруг. Она рвется из прямолинейности, логики – к «диким цветам...и...веточкам хмеля». И желание ее мучительно прекрасно, как и сам стих.

Лёд неподвижен.
Что ни скажу, всё не в такт,
Слишком логично.

Кто бы погладил
Нежной травинкой ладонь?
Это так просто..

Прочные стены без крыш.
Тянутся к двери
Заросли диких цветов,
Веточки хмеля.

5. Шепот песочных часов (Автор: Лариса Короткая)

Созерцательная, ассоциативная Поэзия во всей ее личностной красе и индивидуально упрямой огранке. Звуки: шорохи, всплески... Ощущение или почти осязание движения. Мир меняется на глазах – время становится видимым, тягучим, его можно потрогать. Чрезвычайно фактурные, видовые, тонкие, вкусные и вкусовые стихи, хорошо отрифмованные, сервированные и поданные...


Слева и справа
Шепот песочных часов,
Лунные сутки

Мир убегает,
прячась за ширму лесов,
Листья - минутки

Всплеск от лягушки в пруду..
Выпь в темной чаще..
..ночь потеряет звезду
в утренней чаше


6. Дикие вишни (Автор: Алла Барлинова )

Автор сразу пытается завести читателя в свой мир. Стихи нетривиальны, естественны. Автору удается лепить словами Свои яркие образы. Я люблю такой стиль – будто вяжутся тончайшие узелки из живого пространства. Некая парадоксальность отличает его от других и позволят сказать твердо, что это Поэт, имеющий Свой неповторимый почерк и свободу естественную, но не авангардно пустозвонную, коими кичатся сейчас младые максималистски однозначные «поэтики»... Рифмы автора иногда намеренно внутренние, иногда четкие – в стиле самой себя...


в утренней чаше
время - до срока - в песок
капает… слышишь?

дикие вишни
горечью полнится сок
звезды все ниже

мир без присмотра шальной
свет за окошком
сон нарушает земной
жизнь понарошку.

7. Лист одинокий (Автор: Элькин Михаил)

И здесь начало при первом прочтении кажется простоватым и неказистым, особенно в образе «радостной грусти», Но это самообман для поверхностно читающих ;

И опять, как и в других работах, ёмкий 2-й хокку плавно закругляет-зарифмовывает всё в точную и зримую картинку. И начинаешь читать сначала и радуешься, что внутренне и вкусово не ошибся и всё построено здесь на качающихся нюансах. И перед тобой и в тебе сплетается тихая, теплая благость и умиротворение в образах.

Вот только строка: «Вижу я что-то...» чуток выпадает из стиля, персонифицируется в реализм на самого себя. Полагаю, что если бы стих закончился, например, фразой «Видится что-то», было бы – из одной материи. Впрочем, это на мой вкус...


Лист одинокий.
В нём притаились слова
Радостной грусти.

Тихо. Лишь только
Всполохи лижут дрова.
Вечер предчувствий.

В соединении слов -
Верхняя нота.
В пересечении снов
Вижу я что-то...



8. Полночь сорочья (Автор: Орлов Дмитрий )

Второй стих одного автора в десятке! И – по праву. Точный, пейзажный, почти графический, черно-белый мир. Настроенческая, камерная работа со скупыми, сдержанными образами запускает чувства-мысли читателя в междустрочия... И там хочется задержаться надолго.
Немного двойственно звучит образ: «Полночь сорочья», да еще задублированный названием. Потому как, сорока – птица дневная и сложновато ее привязать к ночи... Если только по ее переливчатому оперению можно связать с темнотой или на контрасте. По сути, я не настаиваю и на 90% принимаю такую ассоциативную усложненность...



сосны, зачем вы
в чистый просыпали снег
веток иголки?

сумрак вечерний
высь опускает на след
чёрным осколком

стёкла, сквозь них не пройти
в белые рощи
ветер метнулся и стих
в полночь сорочью

9. Обманка (Автор: Буянова Ольга)

Тоже тихий, почти фотографически статичный Стих, напИсанный лапидарно, даже скудно. Но это не есть недостаток. Мы знаем, есть истинные Мастера (например, Ахматова) у которых просто: «объем языкового сознания узок чрезвычайно». (Ак. Виноградов). Не делая никаких сравнительных аналогий, скажу, что это похожий случай. У Автора каждый образ на вес золота. Все логически выверено, но, Слава Богу, не умом. Поэтому Стих запоминается и трогает. Очень сильная многозначительная концовка. Работа срифмована лишь частично, но это смотрится здесь на месте; более того, если бы рифмы были идеальны – это оттянуло на себя слишком много внимания...


плоскости-стены
слишком знаком лабиринт
нет удивленья

память-обманка
выдумать прошлое вновь
легче, чем время

камень разрушил покой
тихой запруды...
только круги на воде
не появились...

10. Весна (Автор: Лавров Дмитрий )

Второй стих Автора, о котором я уже говорил и стиль которого мне импонирует. Я уже подробно останавливался на его манере в комментарии к «Весне». Все это также относится и к этой работе. Та же зримая природная простота-чистота. Плюс – два симпатичнейших «грача...морехода»...

Лёд у припая*
Рыхл, синеват и шершав:
Жди ледохода!

"Крышу" ломают,
От зимней спячки устав,
Стылые воды.

Льдины кружатся, стуча,
Но беззаботно
Ходят по ним два грача,
Два морехода…

* припай – край берега и воды