Освица

Константин Фёдорович Ковалёв
Славяне мы и индоевропейцы.
Об этом явно ведали ахейцы –
Мы были на троянской стороне:
В то время, как ахеец мог решиться
Не на коне лететь, а в колеснице,
Из нас явился каждый на коне.

Конь по-ахейски назывался «экос» –
А по-латыни очень сходно – «эквус»,
И только греки-гомики поздней,
Видать, оральный подхватили вирус
И превратили «экос» в хриплый «хиппос»,
Чем раздражали боевых коней.

Но у восточных индоевропейцев –
Славян, индийцев (так! – не у индейцев!)
У балтов и армян на месте «к»,
Смягчённого, «с» или «ш» возникло –
Язык, как мир, изменчив волей Цикла,
(«Цикл» – «колесо», а спицы в нём – века!).

И потому с неведомого века
Народы те не «эквус» и не «эква»
(«Кобыла» по-латыни) говорят,
А мягче: на санскрите будет «ашва»,
А на иранском понежнее – «аспа»,
Мы «освицами» звали жеребят,

А «освою» – коня. Не мы, а предки –
Не те, что жили в первой пятилетке,
А предки наших пращуров святых
(«Святой» – «умерший родич» означало),
То было нашей древности начало
В тысячелетьях и веках седых.

Тот корень «осв-» учёные открыли.
Чего же предки «осве» изменили,
Название сменили на «коня»?
Верней, оно тогда звучало «конйос» –
Иные пишут – это кельтский «конкос»,
Но только им не убедить меня!

Подарим миг мы этому вопросу:
Зачем менять на «конкос» было «осву»?
Какой в том был для наших предков прок?
Но главный довод мой предельно краткий:
Глухой звук «к» в воркующий «И краткий»
(Из «конкос» в «конйос») перейти не мог!

Такие переходы неизвестны
Нам в праславянском. Хоть неинтересны
Читателю детали языка,
Но здесь они понять нам помогают,
Что в языках славянских не бывает
Такого, чтоб «И кратким» стало «к»!

И разве «конйос» не напоминает
Нам слов, что каждый где-нибудь встречает?
Кинологи! Ведь «кюнос» значит «пёс»
По-гречески, а «канис» – по-латыни,
И «конурою» мы зовём поныне
«Дом» не коня, а пса! Решён вопрос?

Пёс немцев «хунд» от «кун» ведёт названье.
Псу уделим мы должное вниманье,
Чтоб разобраться, кто же он таков!
А дело в том, когда в леса густые
Славян загнали недруги лихие,
Пришлось их «освам» туго от волков.

Так много «осв» злодеи порешили,
Что собрались волхвы и наложили
На слово «осва» строгое табу
И «конйосами» их, сиречь «конями»,
Велели называть (что значит «псами»),
Чтоб больше впредь не искушать судьбу!

Но чем помочь могла им мера эта?
Хоть волки рыщут в дальнем поле где-то,
Но духи серых – около людей!
И лишь сказали люди: «Не пора ли
Запрячь коней?» – Их духи услыхали –
И волки в лес – спасаться от «коней»!

Уж если запрягают их в телеги,
То для волков спасенье только в беге –
Наверняка людская хитрость тут!
Не время серым рассуждать в тревоге,
Пусть выручают их сегодня ноги,
Иначе кони в клочья разорвут!..

Но те, что лают и врагов кусают
И преданно хозяев защищают,
Оставшись без названья, стали выть,
И их тогда волхвы назвали «псами»,
Чтобы ПАСли они коней стадами,
Ведь с волка добрый ПЁС сбивает прыть!

Но слово «осва» вдруг лошадкой стало
И, на славян в обиде, ускакало
В леса густые, где лишь Див да дичь.
Она в реку Оресу окунулась
И Освицей-притоком обернулась,
Ореса впала в птичью реку Птичь.

И Освица бежит по Беларуси, –
Над ней летят лишь лебеди да гуси, –
То вьётся, словно машет им хвостом,
То им заулыбается украдкой, –
И помнят гуси-лебеди – лошадкой
Была она в заоблачном былом.


6 июля 2007 г.
Москва.