Из цикла Художники. Рембрандт Хендрикье у окна

Глеб Ходорковский
               


                Не роскошная ревнивая Саския, нет...
               
                Но сколько беззаветной любви,
                преданности,
                и доброты
                в усталой полуулыбке этой женщины -
                хозяйки, служанки,любовницы...

                Хендрикье...



Когда художник работал над картиной, ему и его незаконной жене Хендрикье Стоффельс, позировавшей для Вирсавии, принесли повестку из Консистории с требованием явиться на Совет. Их сожительство считалось безнравственным, действия Хендрикье приравнивались к проституции и грозили церковным наказанием. Но в указанный день пара не явилась. Не появились они и на второй запрос. Тогда Консистория обрядила в дом художника двух братьев, которые лично должны были позвать правонарушителей. В третий раз явилась одна Хендрикье. Она была на пятом месяце беременности, и скрывать свою связь с Рембрандтом было бессмысленно. Духовный совет наложил на нее покаяние и, как всякой проститутке, отказал в Святом причастии.

Рембрандт на Совет так и не явился, но от него письменно потребовали жениться на совращенной им девушке. Однако Рембрандт, прожив с Хендрикье 14 лет, до конца ее дней, так и не узаконил их отношения. Дело в том, что в случае женитьбы, он терял бы свою часть наследства, полученного от первой жены: ревнивая Саския указала это в своем завещании.

Но несмотря ни на что, Хендрикье осталась с Рембрандтом, разделила с ним тяготы разорения и годы нищеты. Дочь, которую она родила, художник назвал в честь своей матери – Корнелией (имя матери – Неелтье - сокращенное от имени Корнелия). А незаконной жене подарил обручальное кольцо. Но носить его на пальце она не имела права, поэтому повесила на шнурке. Так, с колечком на шее, и изобразил Рембрандт свою подругу, Хендрикье Стоффельс.

               Взято в Неофит.ру