Лошади и философия Канта

Борис Бартфельд
В Прекуле1 сочные травы растут на лугах,
Кони щиплют траву, о морали людей рассуждая.
Конюх сбрую готовит и, седло на коня водружая,
Хвалит Рихарда Канта за упряж и крепкий табак.

Он живет по соседству, по выходным молится в кирхе,
О жизни беседует с пробстом, на реке ловит рыбу, с сыном своим
Читает псалтырь по-литовски, чинит вожжи, подпруги и постромки
И крестьянские седла украшает шитьем дорогим.

Сын растет и старается изо дня в день
В мастерской у отца, ремесло мудреца постигая,
Ведь для лошади важно, чтобы упряж ее ездовая
Ей не терла нигде, и возить не мешала детей
И в возке, и в телеге, и в бричке, где сильнее качает
Мальчугана, чем мать … в колыбели, висящей в литовской избе.

Скоро станет он мастером, и в искусстве тачать хомута
Превзойдет и отца, и всех шорников прусского края.
Мастерскую откроет он в Мемеле,2 где распевая,
На телегах тяжелых извозчики грузы везут на суда
И обратно, не забывая, что для лошади очень нужна
И любовь, и забота, и ласка, и удобная сбруя от мастера Канта.

Жизнь идет… как издревле… заведено
И в семье уродится у шорника шорник, конечно.
Мальчик Иоганн Георг будет очень прилежно
Изучать у отца ремесло и немного письмо, ведь не вредно,
Чтобы шорник умел прочитать из псалтыря то место,
Где Господь наставляет людей, что такое добро.

Мальчик вырастит вскоре и, возмужав,
Переедет из Мемеля в город столичный,
Где так много дает дополнительных прав
Членство в цехе ремесленном, домик приличный
На Форштадте3 вблизи от реки отыскав,
Он готов уж жениться на Анне Регине,4
Дочку шорника, замуж позвав.

Молодая семья обустроилась в домике теплом,
Иоганн Георг в мастерской возле порта работал,
А жена занималась детьми и вела
Все дела по хозяйству и в доме,
И молилась усердно в Домском соборе.


А в апреле у Кантов рождается сын.
Он здоровьем не крепок.  Сумеет ли выжить?
Но святой покровитель Иммануил
Перед Господом Богом за тезку просил… - и он выжил.

Спозаранку в Кенигсбергском порту суета,
Разгружают и… грузят суда.
И колеса телег о брусчатку
Так стучат, что спать больше нельзя.
В пять часов на ногах вся семья,
Что способствует навсегда
Установленному распорядку.5

Мальчик был просветлен и в учебе старателен очень,
Любопытен , весьма, и почтителен к предкам своим.
Он следил, как отец подгоняет упряж под лошадь,
Но профессию выбрал иную, науке себя посвятив.

Философская практика – очень похожа по сути
На работу в конюшне среди лошадей
Или шорника труд… Но философам все же значительно проще
Изучать поведение  и моральный закон у людей,
Чем понять устремленья прекрасных, но все же коней.

И кому как ни сыну шорника Канта
Стать великим философом повелела судьба.
Ведь тому, кто сумел разобраться в повадках
Лошадей… тому понятней душа
Человека, природы и мирозданья.

Лошади прусские6 сено жуют и траву,
Бегают в поле, круги  в поводу нарезают,
А по ночам стоя в стойле своем, размышляют,
Как табун лошадей занесло на висящую в небе луну7
И о шорнике Канте, вздыхая, тепло вспоминают.

Комментарии:

1Предки И. Канта жили недалеко от Клайпеды (Мемеля) у города Прекуле. Прадед
  Канта  Рихард говорил по-литовски, немецкого языка не знал. Одно время он арендовал
  трактир в Русне, затем женился на дочери хозяина трактира в Хайдекруге (Прекуле)               
  Начиная с деда, мужчины из рода Кантов были профессиональными шорниками,
  занимались изготовлением  упряжи для лошадей.
2Дед философа Ганс Кант (сын Рихарда) стал гражданином Мемеля и хозяином шорной
  мастерской, здесь же  произошло его онемечивание. Он умер в Мемеле в 1715 году
  уже как зажиточный бюргер. Мастерскую в Мемеле унаследовал старший сын Ганса.
  Младший сын Иоганн Георг уехал в Кенигсберг, где продолжал заниматься
  шорным делом и в возрасте 33-лет женился на восемнадцатилетней дочери
  шорника Анне-Регине Ройтер. Свадьба состоялась 13 ноября 1715 года.

3И. Кант родился в день святого Иммануила 22 апреля 1724 в доме, расположенном в
 форштадте в пригороде на южном берегу Преголи. В том же году произошло
 объединение трех средневековых  городов – Альтштадт, Лебенихт и Кнайпхоф.
 Дом был расположен вблизи от  ул. Портовой. Когда Кант стал знаменитым философом,
 его избрали почетным председателем Кенигсбергского цеха шорников, чем он очень
 гордился.

4Мать И. Канта – Анна-Регина Ройтер из семьи шорника, приехавшего в Кенигсберг
 из Нюрнберга. Она сыграла определяющую роль в судьбе сына. Вся атмосфера семьи
 была пропитана «пиетизмом», который исповедовали родители.

5И. Кант всегда жестко следовал установленному режиму. Вставал в 5 часов утра
 и начинал работать, ложился спать в 9 вечера. Ежедневно совершал пешие прогулки,
 о которых знал весь Кенигсберг.

6Когда говорят о прусских лошадях, чаще всего имеют в виду лошадей «тракененской»
 породы. В 1725 году на востоке Пруссии в имении Тракенен (Ясная поляна,
 Нестеровский район) указом короля Фридриха Вильгельма I был создан государственный
 конезавод, на котором была проведена огромная селекционная работа. Выведенная «тракененская» порода лошадей имела прекрасные рабочие, физиологические и
 экстерьерные качества. Лошади этой породы составляли основы прусской кавалерии и
 широко использовались в хозяйственной жизни королевства, особенно в Восточной
 Пруссии. К окончанию второй мировой войны на конезаводе оставался табун
 численностью 800 чистокровных лошадей. В конце зимы 1945 года табун пытались
 перегнать на запад из зоны боевых действий. Однако, в Гумбинене (г. Гусев) табун попал
 в гущу наступающих войск и его перегнали обратно в Тракенен. После войны 600 голов
 элитных лошадей вывезли на конезаводы Ростовской области. Но часть лошадей осталась
 здесь, и их потомки по-прежнему живут на этой земле. Кроме Тракенена, крупными центрами разведения лошадей были конезавод в Георгиенбурге ( возле г. Черняховска) и в                п. Видерн (п. Суворовка Озерского района).

7Среди научного наследия И. Канта есть несколько работ по астрофизике, космогонии,
  в том числе и о Луне: «О вулканах на Луне» (1785); «Нечто о влиянии луны на погоду»      (1797).