Галерея Домшайтиса в Клайпеде

Борис Бартфельд
Фасад оштукатурен, много комнат,
Потолок не высок, пустовато.
Два этажа и мансарда
        С остроконечной крышей
Во дворе шум моторов
        С улицы почти не слышен.

Дом конца девятнадцатого века,
Клайпедская улица с названием Лепу
Или, вернее, Лиепу,
По-русски звучит, согласитесь, довольно нелепо,
А по-немецки, наверное, «Унтер ден Линден».

По весне и зимой в галерее отчаянно зябко.
Экономия топлива, лимит установлен жестко,
А из зала направо от входа во всю полыхает жаром
Африканский пожар в старых прусских не топленных залах.

Там на стенах картины
             Паренька из деревни Кропенен,
Из прусской глубинки, округ сельский Шаакен.
Он рисует пейзажи и лежащих на ниве
Ленивых коров необычных расцветок и масти,
Прусских крестьян, рыбаков
И литовских печальных крестьянок.

Он мечтает учиться и взрослым уходит из дома
В Кенигсбергскую академию художеств
На самой окраине города,
Где с первобытной наивностью инквизиторов
Профессора полагали,
Что могут справиться с африканской душою художника.

Откуда в Восточной Пруссии
Африканские краски саванны,
И в голодном Берлине в мастерской у Ловиса Коринта,
И у Мунка, безумно кричащего в Осло,
И в холодных армейских казармах
Почти родного Тильзита
Фронтового приграничного города,
И в долгом изгнании в деревеньке,
Затерянной  в горной Австрии.

Не иначе, африканское солнце
Кипело в крови у Домшайтиса.
А невеста, должно быть, пела Амнерис
По-итальянски…, в африканской опере Верди
В Берлинском театре.

Не случайно ему выпал Кейптаун,
Где на самой оконечности континента,
Под гул океана, в жару
Он рисует в отчаянной гениальности
Восточно-Прусский поселок Кару,
Черных женщин, пахнущих пряностями
И африканский поселок Кропенос
С его полями печальными, Куриш Нерос
И залива причалы… прощальные.


Комментарии:

- Пранас Домшайтис (1880-1965) – известный прусско-литовский художник.
 Родился в крестьянской семье в поселке Кропенас (п. Гаево), где жил 
 и работал в родительском доме до 28 лет, после чего решился на поступление в   
 Кенигсбергскую академию художеств. Творческое наследие Домшайтиса
 составляет более 1200 картин. В Клайпедской галерее, названной в 2004 именем 
 Домшайтиса, в настоящее время собрано более 800 работ художника.

- Улица Лиепу (ул. Липовая) – одна из главных улиц Клайпеды. На этой улице
  находится художественная галерея им. Домшайтиса. «Унтер ден Линден» -
  «улица под липами», одна из самых известных улиц в Берлине.

- Кропенен (Кропенас) – маленький прусский поселок (п. Гаево, Полесский
 район). Крестьяне, в основном литовского происхождения занимались                животноводством и земледелием. Часть дома Домшайтисов использовалась под
 гостевые комнаты. Своей школы и кирхи в поселке не было. Прихожане и дети
 ходили в соседний большой поселок Постникен (Заливное). В настоящее время дом Домшайтиса сохранился, хотя находится в запущенном состоянии.В 2006 на стене
дома по инициативе клайпедских и калининградских художников, а так же
генерального консульства Литвы была  установлена мемориальная доска П. Домшайтису.

- Кенигсбергская академия художеств работала в городе с 1790 года.
 Новое здание академии художеств находилось в конце Хуфен-Аллее
 (конец проспекта Мира, ул. Бассейная). Ныне в здании академии расположена
 школа № 21, а в бывших скульптурных мастерских – музыкальный театр.

- Ловис Коринт (1858-1925) – крупнейший художник из Восточной Пруссии.
 Родился в г.Тапиау (г. Гвардейск) в семье кожевенника. Закончил Кенигсбергскую
 академию художеств. Коринт был почетным доктором Кенигсбергского университета
 и почетным гражданином Тапиау, в доме родителей был музей художника.
 Домшайтис работал в мастерской Коринта в Берлине.

- Эдуард Мунк (1863 -1944) – известный норвежский художник-импрессионист.
 Домшайтис посещал мастерскую Мунка в Осло. Одна из самых известных картин
 Э. Мунка – «Крик»


- Тильзит (г.Советск) – известный прусский город на р. Неман, где Домшайтис проходил военную службу во время первой мировой войны. После участия  в выставке
  дегенеративного искусства в 1934 фашистский режим начал преследовать Домшайтиса и он скрывался в альпийской деревушке в Австрии.

- В 1928 году Домшайтис женился на берлинской оперной певице Адельгейде Армгольд.
  Свадьба прошла на родине Домшайтиса, куда молодые приехали из Берлина.
  Венчание состоялось в кирхе пос. Постникен (п. Заливное) в 4 км от Кропеноса. Супруга Домшайтиса приезжала в Кенигсберг на гастроли. В 1949 году певица была приглашена для работы в ЮАР, и Домшайтисы переехали в Кейптаун. После смерти художника жена была хранительницей его художественного наследия.

- Недалеко от Кейптауна находится африканский поселок Кару, где часто рисовал   
 Домшайтис. Существует очень много параллелей между сюжетами ранних и поздних
 картин Домшайтиса, цветовыми решениями, внутренним настроением. Безусловно,
 работая на южной оконечности африканского континента, Домшайтис много думал
 о своем родном Кропенасе, расположенном недалеко от залива и Куршской косы
(Куриш-Нерос), пейзажи которой он рисовал.