1. В Чечню по распределению

Зоя Лаут
Как давно это было… Так давно, что знания выпускников ЛГПИ о чеченских краях ограничивались Казачьей колыбельной Лермонтова:
   По камням струится Терек,
   Плещет мутный вал;
   Злой чечен ползет на берег,
   Точит свой кинжал.

В марте декан физического факультета Г.В. Комаров собирает выпускников  и зачитывает список городов и поселков Ленинградской области, откуда пришли запросы на учителей физики. Остаться в Ленинграде или получить открепление могут единицы. Напоследок декан улыбнулся и сказал: "Впервые мы получили заявку из Чечено-Ингушской АССР. Неизвестно, какие условия ожидают там наших выпускников, так что не волнуйтесь, вы все будете работать недалеко от Ленинграда".

Весь вечер и всю ночь я думала о том, как было бы замечательно отправиться на Кавказ, своими глазами увидеть горные реки, ущелья и грозных чеченцев в папахах, а не прозябать в болотистой, комариной Ленобласти.
Утром я отправилась к декану с конкретным предложением:
"Хочу полететь в Чечено-Ингушетию и узнать, что за условия предлагают там нашим выпускникам".
Комаров посмотрел на меня с интересом и вручил список с адресами девяти чеченских школ. Я получила официальное освобождение от занятий на 3 дня.
Сборы были недолгими. Стипендии с лихвой хватило, чтобы купить билет на самолет туда и обратно – по студенческому билету 35 рублей. Через два дня я должна вернуться в Питер.

И вот я в Грозном. Всего пару часов назад я заслонялась зонтиком от ветра и мокрого снега, а сейчас подставляю лицо солнцу и пьянею от весенних ароматов.
Изучаю список школ. Ближайшая к столице – в посёлке Новогрозненском. На рейсовом автобусе еду в Гудермес, потом пересаживаюсь в автобус поменьше. Все сидячие места заняты мужчинами, впереди расположилась старая чеченка. Женщинам, нескольким парням и мне сидячих мест не хватило. Русской речи не слышно. 
Рядом со мной стоит очень красивый парень. Мне радостно, что он тоже выходит в Новогрозном. Хороший знак, подумала я. Хотела обратиться к нему, чтобы узнать дорогу к школе, но постеснялась.
(Забегая вперед, скажу, что 1 сентября я пришла на урок в девятый класс и увидела этого парня среди своих учеников! Он был молчаливым, в школе появлялся редко, учеба его не интересовала. И мне он уже не казался таким красивым.)

Обращаюсь с вопросом к двум чеченским женщинам. Они похожи на цыганок. Волосы закручены в пучок, вокруг пучка – косынка.
Чеченки обрадовались, что приехала будущая учительница, повели меня в школу и по дороге задавали много вопросов. Женщины называли меня "ты" и "девочка".

Завуч оказался учителем математики, русским. Он был удивлен моему приезду. Поводил меня по школе, познакомил с директором – приветливым улыбчивым чеченцем. У директора был вид простоватого добродушного дядьки (фамилия его Мацаев, имени не помню). И завуч, и директор утверждали, что Новогрозненская школа №2 – лучшая в моем списке.
Я решила – это моя школа! Поехать в Гвардейское, Суворов-Юрт или в Аргун уже не было времени. 

Вернувшись в Ленинград, я восторженно рассказывала друзьям о своей поездке. Вскоре список желающих получить распределение в Чечню был составлен.

Этой поездкой я решила свою судьбу и судьбу еще восьми своих однокурсников…