Ольга Беда - Помню и люблю!

Николай Купин
            Сначала была встреча с N. По её приглашению я пришла в читальный зал профсоюзной библиотеки ХТЗ по улице Мира, 20, где тогда работала литературная студия. Первой рецензией на моё творчество были слова:
            - Вот если бы Вы десять лет назад к нам пришли, из Вас, возможно, и вышел бы толк.
            Я приуныла. Комплексовала, слушала чужие стихи и прозу. Поскольку не писать не могла, то сочиняла стихи всё равно, как умела.

            Помню вальяжного Диму Коробова, недавно эмигрировавшего в Америку. Помню погибшего позже в горах тонкого лирика Диму Кандаурова.
            Виталик Селюков читал повесть о Чернобыле. Это было очень здорово и… страшно.
            Много стихов читал Николай Купин. Я удивляюсь его работоспособности.

            Мы занимали половину читального зала. Те читатели, которые задерживались, прислушивались к нашим занятиям, иногда присоединялись. Потом N бросила нас на произвол судьбы. Ей перестали платить за руководство, и студия была обречена на погибель. Однако этого не произошло.

            Павшее знамя подхватила крепкая рука энтузиаста и оптимиста Николая Купина. Он собрал нас под Новый 1992 год и рассказал о своём замысле – возродить студию. Назвали её «Нивой». Костяк – Валерий Добровольский, Вячеслав Бабешко, покойный Владимир Иванович Дороднов да мы с Купиным – оброс молодёжью.
            Пришли два друга Гена Сотник и Андрей Таранченко, молодой и красивый Виталий Самборский. Был среди нас даже геолог – Игорь Никифоров. Весной появился Владимир Шубин. Пришла Ольга Подлесная, но ненадолго. После первых же публикаций в «Темпе» у неё вышла книга стихов.
            Пожилая супружеская пара Леся Чернышенко и её муж художник Виктор Судьин приходили часто. Он писал стихи, она – прозу. Со знанием дела давали советы молодым.

            Там познакомилась я с Юлией Рудольфовной Стовпивской. Врач с тонкой душой, влюблённая в Марину Цветаеву, она многим помогала, охотно и безвозмездно.
Вышибали слезу рассказы Василия Кривошеева и стихи Элеоноры Булгаковой.
Украинские стихи читали Валерий Добровольский и Владимир Иванович Шубин, который раньше других смог выдать собственную кижку стихов, из-за чего мы им очень гордились.

            Под стеночкой стоял, опираясь на костыли, Владимир Иванович Дороднов. Сидеть он не мог из-за болезни позвоночника. Когда познакомились поближе, он читал мне много своих стихов, в основном лирику, о большой и светлой любви. Мы ходили с ним в театр Пушкина. Там он тоже стоял, поэтому места наши были под стенкой. Смотрели «Поминальную молитву», «Декамерон». Он рад был этим походам, ведь никто с ним не ходил больше в театр.

           Был у него и роман. Мы читали его все по очереди. Издать книгу он не успел: осенью 1996 года умер. Его жена Дарья Григорьевна говорила, что он просил мне позвонить до самого вечера. Но она не дозвонилась. Меня не было дома. А когда дозвонилась, его уже не стало. Я так и не успела подарить ему свою новенькую книгу.

           Гроб стоял у подъезда. Листья слетали прямо к покойному на покрывало. Он лежал спокойный и мудрый. На сороковой день ко мне пришли странные стихи. Я только потом поняла, что это было послание от него:

           А если разлука вдруг станет привычной
           И сердце уже не зайдётся от боли,
           Взлечу легкокрыло и рухну по-птичьи,
           Чтоб разом покончить с предавшей любовью.

           Меня приласкает вечерняя вечность,
           Пред нею – ничто наказанье любое!
           Боюсь, и она от любви не излечит:
           Вселенная дышит всё той же любовью.

           Самым ужасным было то, что в этот же сорокой день умер и его старший сын – не выдержало сердце.

           Помню, как пришёл на занятия студии Миша Андриенко, импозантный, с шейным платком. Он долго, протяжно и мечтательно пел под гитару о море. Когда я попыталась разузнать адрес бардовского клуба, о котором он рассказывал и членом которого являлся, Миша уклонился от ответа. Мне стало ещё грустнее.

           Гостем студии был и покойный Вячеслав Гончаров (Пыж). Он с упоением читал нам свою поэтическую версию «Слова о полку Игореве». Говорил много и охотно. Его слушали, не перебивая. Вопросы задавали в самом конце беседы. Отвечал на них он пространно и со знанием дела.

           Благодаря Николаю Купину мы имели постоянную трибуну – заводскую многотиражку «Темп». Первые свои публикации многие из возрождённой студии «Нива» увидели именно на страницах этой маленькой уютной газеты. Она дала путёвку в жизнь многим поэтам. Особенно урожайными были 1994 и 1995 годы. За это время почти все студийцы опубликовали свои стихи на её страницах.

           Студия жила, давала концерты в цеху приспособлений, в школах, домах отдыха, в учебном цехе ХТЗ, где она и поселилась. Помню концерт ко Дню победы, посвящённый ветеранам Великой Отечественной войны. На него пришёл Олег Бондарь, а я привела свою внучку Дашу. По такому случаю её забрали раньше из садика. Она была в своём любимом красном платье. Читала мои стихи, посвящённые ей же, стоя… на столе! Потому что иначе ветераны её не увидели б.

           К 65-летию студии и 65-летию ХТЗ состоялись телепередачи на Харьковском областном телевидении. Это были наши дебюты, и мы очень волновались. Дарья тогда была совсем маленькая. Сначала проходила репетиция – тракт, по-телевизионному. Пробовали микрофон. Дашу попросили почитать стихи. Она бойко начала, а её оборвали:
           - Достаточно!

           Ребёнок обиделся. И на самой передаче, в прямом эфире, читать стихи Даша категорически отказалась. Пришлось читать бабушке. А внучка сидела, спрятавшись под мышку, и только большой белый бант выдавал её присутствие. Теперь, когда мы смотрим кассету с записью передачи, она смеётся и говорит, что сейчас бы не отказалась выступать.

           В 1994 году судьба свела меня с Михаилом Босиным. И тоже благодаря Николаю Купину. В то время он отдыхал под Харьковом в посёлке Высоком и попросил нас с Элеонорой Булгаковой выступить перед отдыхающими. Сам он уже был знаком с Босиным, президентом бардовского клуба, поэтому попросил Элю привезти его с собой. Литературно-музыкальное выступление на базе отдыха оказалось очень удачным, а Босин посчитал нас достойными и пригласил посещать клуб. С тех пор мы приобрели благодарную аудиторию, где сами с удовольствием, открыши рты, слушали бардовские песни, а когда нас просили – читали свои стихи.

          У нас с Олегом в 1996 году вышла одна на двоих книжка стихов «Двойное эхо». Сейчас готова к изданию и уже пошла в печать вторая книга – «На двух ветрах». За это время мы успели поработать литературными редакторами газеты «Симон»; ушли потому, что нам тоже перестали платить. Сейчас я работаю в деканате факультета ракетно-космической техники Харьковского авиационного института. По средам у нас собирается литературная гостиная.

          Долгое время я пыталась совместить занятия в двух творческих коллективах, но времени, как всегда не хватает, и на студию ХТЗ я попадала всё реже и реже. Там появилось много молодёжи. Студийцы – будущие журналисты брали у нас, «старичков» интервью. Потом многие «старички» потихоньку отпали, а новая молодая студия под руководством бессменного Николая Иосифовича живёт и процветает. Долгих ей лет и успехов в творчестве!

                (Опубликовано в газете «Темп» ХТЗ в 2000 г.)