Пандоры - Fashion dolls

Рина Феликс
Пандоры - Fashion dolls


Великий Зевс желая уравновесить добро и зло (видимо, похищенный Про-
метеем огонь покоя не давал) повелел Гефесту создать...Пандору...
Выдал ее за брата Прометея Эпиметея, который не уследил за красави-
цей-женой, открывшей некий ящик...
В ящике этом хранились беды и бедствия всевозможные, которые и разле-
телись по свету из-за чрезмерного любопытства женского...
Я же хочу поведать о двух Пандорах - Большой и Маленькой - паре мод-
ных кукол, которые вместо злостчастного ящика открыли сундуки с наря-
дами, превратив несчастья и беды в радующую глаз красоту и изящество.
Принято считать, что "модные куклы" (Fashion dolls) родом из Фран-
ции. Но упоминание о подобных куколках восходит к древнему Риму, где
изготавливались небольшие глиняные фигурки, рассылавшиеся по провин-
ции для...демонстрации модных портновских новинок...
Но...мы начнем с Парижа...
Желая поразить будущую жену король Франции Генрих IV отослал невесте
(Марии Медичи) несколько изящных кукол, разубранных со свей возмож-
ной пышностью.
Это были одни из первых кукол, служивших забавой королевского двора.
А чуть позже появились куклы в домах не только великосветских, но и
иных, где дамы пристально следили за прихотями изменчивой моды.
Куклы эти, названные Пандорами - Большой и Маленькой, служили для де-
монстрации новейших направлений моды...
Пандора Большая демонстрировала одежду парадную, а Маленькая - уют-
ные домашние туалеты...
В XVII веке то, что началось как забава, как прихоть великосветских
салонов, стало важнейшей частью высокой моды и торговли.
Золотым веком Fashion dolls стал век восемнадцатый. Время, когда да-
же во время войны за Испанское наследство перемещение маленьких мод-
ниц по Европе не прекращалось.
В самый разгар войны, в 1704 году один из генералов писал о "легко-
мысленных обменах" этих следующее - "Этот эпизод достоин того, чтобы
быть отмеченным в хрониках истории: министры обоих дворов вняли тре-
бованиям дам и предоставили специальный "зеленый коридор" для прово-
за кукол-манекенщиц. Этот договор пользовался непререкаемым уважени-
ем, и даже в дни самой ожесточенной вражды между Францией и Англией
куклы эти были единственным объектом, который всегда оставался в бе-
зопасности".
Шли годы...
Революции сметали монархии, а время сметало и их - революции...
Но судьба французских кукол-манекенщиц не страдала от этих перемен.
Перемены затрагивали их хозяек. Великосветских дам, которые, как
"унесенные ветром" перекочевали из прекрасного Парижа в туманный Лон-
дон и стали мастерить изнеженными руками изумительные предметы одеж-
ды для кукол.
Это стало их ремеслом...их хлебом...
А позже куклы пересекли Атлантику, о чём возвестили газеты Нью-Йор-
ка и Бостона.
Визит модных кукол в Россию так же имел место быть. И подтверждением
тому служит справка - "Большая Пандора, принадлежавшая императрице
Марии Федоровне, хранится сейчас в Гатчинском дворце: на ней платье
ордена Святой Екатерины Великомученицы, автором модели которого,
предположительно, была Роз Бертэн - придворная модистка французской
королевы Марии-Антуанетты".
"На покой" французские куклы-модницы отправились лишь в начале XX ве-
ка, найдя свое законное место в коллекциях и музеях, а на смену им
пришли манекенщицы из плоти и крови и...многочисленные глянцевые жур-
налы - журналы мод, без которых женщины не смогут представить свою
жизнь полноценной...


РИНА ФЕЛИКС  (http://aleksfeliks.narod.ru/index.html)