Контур Боттичелли, или Четыре портрета

Виктор Невский
Поэма

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
                Н. Заболоцкий


Гудела площадь Санта-Кроче
От звуков джостры, карнавала.
На ней с утра до поздней ночи
Толпа шумела, танцевала;
Звучали песни, флейты пели,
И лютни струнами звенели;
Гул барабанов, трубный рёв;
Проделки каверзных шутов;
Под масками – улыбки лиц;
Задор нарядных колесниц, –
Всё это буйство карнавала
Флоренция в себя впитала.

В конце пятнадцатого века
Дал итальянский ренессанс
По всей Европе резонанс –
Культ красоты и человека.
Лоренцо Медичи, правитель,
Политик хитрый и поэт,
Искусства признанный ценитель,
Богач, изысканный эстет
По прозвищу Великолепный, –
Он джостру, праздник многоцветный
Образовал для горожан.
Бурлила джостра, как вулкан,
Резвилась в музыкальном скерцо.
Лишь в песне на слова Лоренцо
(Их каждый помнил наизусть) –
Меланхолическая грусть:
«Что будет завтра – знать нельзя.
Сегодня радуйтесь и смейтесь,
И пойте, милые друзья.
В любви на завтра не надейтесь».
Не правда ль, в тех словах – сомненье
В счастливом будущем сквозит.
В них есть тревожное волненье,
Не ускользает сожаленье,
Что счастьем пройден свой зенит.

Пока же, не скорбя нимало
(Пришла веселья полоса),
Флоренция вся ликовала.
Слышны бельканто голоса –
Басы, контральто и сопрано.
Вот брат Лоренцо – Джулиано,
На удалом коне, в мундире,
С копьём, как рыцарь на турнире.
Избрал и даму сердца он,
Прекрасную, как дивный сон.
Красавицу все знали эту
Как синьорину Симонетту
Веспуччи, – для любой модели
Непревзойдённый идеал.
Художник Сандро Боттичелли
Её портрет нарисовал
На знамени – для Джулиано
(Тому нет лучше талисмана).
Ещё Флоренция не знала
До этих пор такой картины.
На флаге, в центре карнавала, –
Изображенье синьорины
Веспуччи в образе Афины:
В нарядном платье белоснежном;
С лицом возвышенным и нежным;
В руках копьё и круглый щит,
И шлем на голове блестит.

Прошёл лишь год, как ликовала
Толпа на Пьяцца Санта-Кроче,
А примадонна карнавала
(Она живой легендой стала)
Уж навсегда закрыла очи.
Так меркнет яркий летний день
В вечерних сполохах зари,
И наступает ночи тень…
А лет ей было двадцать три.
Но кисти Сандро Боттичелли
Ещё прижизненно сумели
Нарисовать её портрет.
…Проём окна. Неяркий свет
Чуть брезжит сверху. Темнота
Внизу. Там бездна, пустота.
На грани темноты и света,
В проёме строгого окна –
Точёный профиль Симонетты.
Грустна, задумчива она
И по-домашнему одета.
Внутрь устремлённый мягкий взор,
Причёски утренний убор.
Но для неё неважно это,
Уходит в вечность Симонетта
Той флорентийкою прекрасной
С возвышенной своей душой.
Её портрет печально-ясный
Писал художник кистью страстной
В её последний год земной.
Пятьсот уже минуло лет,
Как был написан тот портрет,
Но до сих пор его явленье
Людей приводит в изумленье.

Однако мы вернёмся к ней,
К истории минувших дней.
…Ещё по юной Симонетте
Не просушило время слёзы,
И краски на её портрете
Не знали про апофеозы,
Но скорбная её кончина –
Лишь первая на сердце рана.
Едва минула годовщина –
Враги убили Джулиано.
Обоих скрыла ночи тень
В один и тот же чёрный день.
Он предназначен им судьбой –
День гибельный, день роковой.
У Джулиано, Симонетты –
Судьба Ромео и Джульетты.
Погаснет вскоре их звезда.
Всю жизнь Флоренции счастливой
Злой рок накроет чёрной гривой.

Гонитель ренессансной школы,
Пришёл режим Савонаролы.
Он – злобный мракобес, чернец.
Всем радостям пришёл конец,
И карнавалам места нет,
Идёт «сожжение сует».
Жизнь флорентийцев уж не та –
Среди молитвы и поста.
Все ренессансные творенья
Предназначались для сожженья.
Вот флейты, лютни, тамбурины,
Рисунки, книги и картины
Летят в горящие костры
Как ритуальные дары.
Боккаччо был бы потрясён –
Горит его «Декамерон».
«Кто книги прячет там? Не сметь!
Вам в адском пламени гореть!
Всю ренессансную мазню
Я уничтожу на корню.
Долой языческое зло!
Я вас избавлю от крамолы.
Вам несказанно повезло!» –
Вот проповедь Савонаролы.
Как людям верится в обман
Чем он нелепей и наглей!
От этих пафосных речей
Ударил в голову дурман.
Забыв идеи гуманизма,
Предав античный идеал,
Как варвар в эру вандализма,
Художник сам в костёр бросал
Без жалости и сожаленья
Свои любимые творенья.

Картины Сандро Боттичелли
На площади в костре горели.
Какое счастье, что не все!
До нас дошли во всей красе
«Весна», «Рождение Венеры».
У творческой его манеры
Есть характерные черты:
Там чувство тонкой красоты
И милой женщины, и мира.
Там дуновение зефира
В воздушной лёгкости одежд
И краски радостных надежд.
Там грациозность юных тел,
Где жест – гармонии предел.
И вы не зря узнать хотели,
Что значит «Контур Боттичелли».
Он в прядях вьющихся волос
Венеры, вышедшей из моря,
И в свежести венка из роз
На голове богини Флоры.
Он в мягких танцах юных граций,
Как бы парящих над землёй,
И в ритмах творческих новаций,
Текущих звонкою струёй.
А грусть задумчивых мадонн?
И здесь, конечно, тоже он.
Маэстро создал в изобилии
Шедевры живописной школы.
Его певуче-грустной линии
Созвучна песня баркаролы.
Она струится, как вода,
Трепещет, как листва на древе,
Как ткань прозрачная на деве.
Она мерцает, как звезда,
И не взорвётся, как петарда.
И сам великий Леонардо
(Он для маэстро друг и брат)
Её включает в свой «Трактат»*.
Он пишет в нём: «Наш Боттичелли»…
Его слова достигли цели.
Мы знаем: «Боттичелли линия» –
Во всём – гармония, идиллия.

Художник в творческие годы,
Ища в искусстве идеал,
Питаясь воздухом свободы,
Искусной кистью написал
Четыре профильных портрета.
На них всё та же Симонетта,
Но каждый раз совсем не та:
В них молодость и красота,
Натуры одухотворённость
И чувств глубокая смятенность.
А вот красавица другая –
Беспечная и молодая,
Румяная, в роскошном платье,
Раскрыты к счастию объятья.
Четыре профильных портрета…
Где ж истинная Симонетта –
Её реальные черты
Иль символ милой красоты?
Вопросам тем полтыщи лет.
На них у нас ответов нет.
От синьорины Симонетты
Лишь в профиль к нам дошли портреты.
А почему, спрошу я вас,
Портретов нет её в анфас?
Наверно, ракурсом таким
(Возможно, вы и угадали)
Художник людям дорогим
Чеканил в полотне медали,
Увековечить их сумев.
И только в профиль вы бы стали
Рубить из камня барельеф.

__________________________________________
* Леонардо да Винчи. «Трактат о живописи».


На картине: Сандро Боттичелли. Портрет Симонетты Веспуччи. 1476 г.