Апофеоз планетарного праздника

Николай Купин
            Вот и отшумели события и торжества по случаю 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина. По выражению Генерального консула России в нашем регионе Геннадия Сафонова, размаху празднований в Харькове могут позавидовать многие города единокровной страны. Вокруг светлой личности Пушкина чудодейственно консолидировались зажиточная власть и нищие рядовые поклонники творчества Великого Россиянина, объединились представители разных наций и народностей самых разнообразных интересов и возрастных категорий. Воистину пророчески звучат ныне нетленные слова самого поэта – «к нему не зарастёт народная тропа».

            На торжествах в оперном театре руководитель Харьковской областной госадминистрации Олег Дёмин назвал Пушкина символом нашей духовности, народным поэтом Украины. Городской голова Михаил Пилипчук, сам увлекающийся поэзией, своё выступление начал и завершил стихами. А посмотрели бы вы, с каким вдохновением славил Александра Сергеевича около памятника ему заместитель губернатора по гуманитарным вопросам Валерий Мещеряков. Такого пафоса не проявлял он, кажется, со времён ожесточённой борьбы за пост народного депутата многонационального украинского парламента.

            Не остался в стороне от празднования именин автора поэмы «Полтава» пламенный певец гетьмана Ивана Мазепы поэт и председатель Харьковского отделения Союза писателей Украины Иван Перепеляк. С помощью листа бумаги он попытался показать недюжинное влияние родоначальника новой русской литературы на украинского читателя, развитие всей национальной культуры.

            Но возвратимся в Харьковский академический театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко. Сцена этого незаурядного культурного заведения 3 июня, накануне 200-летия «шестикрылого серафима» нашей духовности, напоминала настоящий звёздный небосвод. Ведь праздничный концерт по произведениям Пушкина, а также Прокофьева, Свиридова, Рахманинова, Чайковского, Мусоргского, Глинки, Лядова, Динова, Пастухова, Власова, Динику-Хейфеца давали самые титулованные деятели искусств В. Болдырев, В. Куценко, Н. Ржевская, А. Романенко, А. Романовская, Е. Лысенко, Ю. Шейко, И. Яценко, А. Черникин, А. Дербас и другие.

            На «бис!» были восприняты и выступления тех, кто только что начинает своё восхождение к искусству: лауреата Международного конкурса, ученика Харьковской специализированной музыкальной школы Е. Гурьева и лауреата Международных и Национальных фестивалей мужского вокального ансамбля «Экипаж» военного университета.

            Доказал здесь неслучайную свою причастность к высокому искусству и солист Большого театра России, лауреат Международного конкурса А. Агади. Очень внимательно, придирчиво прислушивался я к красивому голосу артиста и не заметил в нём даже малейшего изъяна. Недаром же самый главный оперный театр России во всём мире называют очень просто и выразительно -  «Большой!».

            Хочется отметить, что далеко не всем, желающим попасть в праздничный день в оперный театр нашего города, хватило пригласительных билетов. Например, газета «Слобода» сообщила, что из журналистов Харьковщины получили приглашение на торжества только десять человек. А нашего брата в области, если не ошибаюсь, свыше двух тысяч. И как же тут было не радоваться, ведь в «эпицентр» праздника удалось провести мне всех литстудийцев завода, пожелавших сверить своё творчество с яркими образцами высокого искусства, проникнуться неповторимым ароматом пушкинского таланта.

           И всё же, по большому счёту, я остался не очень удовлетворённым, как по мне, односторонней концертной программой. Слабо просматривалась из неё народная стихия произведений Пророка, чем он органически вошёл в сознание каждого, кто слышал и читал его ещё с младенческого возраста.

           Хорошо, что неплохой компенсацией этому стал яркий, по-настоящему всенародный праздник около памятника Творцу. В выразительных сценах прошли перед участниками юбилея и «поп   толоконный лоб», что «гонялся за дешевизной», и остроумный «работник: повар, конюх и плотник» Балда, давший попу шелбана, и ещё не смышлённый маленький «бедненький бес», что «под кобылу подлез»… Пел здесь ансамбль народной песни «Сударушка», читали стихи поэты…

           Тут же Харьковский городской голова Михаил Пилипчук тем, кто в течение года не жалел сил, чтобы на славу удался юбилей, вручал со вкусом исполненные «Подяки» и красные гвоздики. Пожимал руки, желал здоровья и новых творческих успехов главному режиссёру русского академического драматического театра имени А. С. Пушкина А. С. Барсегяну, руководителю театрального коллектива «Новая сцена» Н. С. Осипову, доценту педагогического университета имени Г. С. Сковороды Н. А. Никипеловой, заслуженной артистке Украины А. П. Лесниковой, руководителю литературной студии ХТЗ Н. И. Купину…

           Литературная студия нашего завода «Нива» давно уже стала неотъемлемой частью творческой жизни Харькова и других городов. Её представители регулярно печатают свои произведения в разных газетах и журналах, выступают по радио и телевидению, на коллективных и авторских вечерах, некоторые, в частности, Ольга Беда, Владимир Шубин, Ольга Подлесная и другие, за собственный счёт или при содействии меценатов выпустили и первые книжки, а Элеонора Булгакова к юбилею Пушкина издала уже второй поэтический сборник…

           Словно солнечный свет, наполнил Пушкинский праздник всё постсоветское пространство и многие страны дальнего зарубежья. Но в Харькове, повторяю, он проник чуть ли не во все культурологические и учебные заведения: школы, вузы, Дом учёных, Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького, художественный музей, городскую галерею, библиотеки имени Пушкина, Чехова, Короленко, Станиславского…

           Он был и организованным, и одновременно стихийным, всенародным. Он захватил даже тенденциозный Львов.

           …В Харькове, около памятника поэту, заканчивался четвёртый час его чествования. Председатель регионального культурологического общества «Русь» Валентина Буканёва уже готовилась завершать праздник, как тут подошла к ней молодая мать с четырёхлетним ребёнком – светловолосым с голубыми глазами мальчиком. Женщины обменялись словами – и ведущая наклонила к лицу карапуза журавушку-микрофон. Малыш начал читать:

                У Лукоморья дуб зелёный;
                Златая цепь на дубе том…
                И днём и ночью кот учёный
                Всё ходит по цепи кругом…

          Читал он тихо, но с вдохновением, логически выделяя тончайшие смысловые оттенки поэмы. Раз или два сделал длительные паузы, и слушателям уже показалось, что мальчик забыл текст, но вундеркинд тут же начинал снова декламировать – проникновенно, степенно, чарующе. Публика была в восторге, угадывая в малыше Артёме Стратиенко будущего талантливого артиста или поэта, котрый, возможно, придёт на 250-летний юбилей Великого Россиянина и около нового, величественного памятника Ему расскажет взрослым и детям, как чествовали мы Чародея поэтического слова в конце второго, бушующего, тысячелетия.

                (Моя публикация в газете «Темп» ХТЗ 23 июня 1999 г.)