Славянская мифология

Ант Захаров
                Пьеса               

Тот , кто духом не проникнет
                В толщу трёх тысячелетий ,               
                К темноте как крот привыкнет
                Век живя на белом свете .
                И . Гёте

Автор :
              Бог вечный Род !
              Твой дух живёт во всём ,
              Чему дано родится !
              В бездонной мгле
              Твой дух летал ,
              Мечтал о будущеё земле
              В природе , в космосе – повсюду
              Всегда ты в нас ,
              Служа добру и чуду .
              А боги в облаках
              Живут своей судьбой ,
              У них другая жизнь :
              Борьба за власть на пантеоне .
              Забыли , что судьба людей
              Зависит на земле от них .
  ( Перед занавесом появляется Лада и Макошь . )
 
Лада :
             Тревоги , слёзы и надежду
             Мы доверяем лишь тебе , Макошь .
             Что будет завтра ? Подскажи ,
             Ведь нить судьбы в твоих руках !
             Дорогу мира и покоя нам укажи .

Макошь :
            Да , мною нить судьбы прядётся ,
            Но только лишь людских надежд слёз .
            Что будет на пантеоне завтра ,
            Мне не дано вам предсказать .
            То дело Времени , и Совести , и Чести .
            Они всем правят . Пантеон на них .
                ( Уходят )












                20

Автор :
            На пантеоне всё переменилось
            И к распрям понеслось .
            Не сменит гнев Перун на милость -
            Его правление началось ,
            Мать – Сыра – Земля затосковала ,
            И боги хмурые сидят ,
            Не рады ни Ярилу , как бывало ,
            И тучи грозовые по небу летят .
            На пантеоне изнывая ,
            От долгой , тягостной тоски,
            О жизни прежней вспоминая ,
            Старик Сварог сидит ,
            В воспоминаниях последних
            Печален его лик .
            Создав Вселенную и смертных ,
            Мечтал сослать покой на них .
   

                Действие 1               Картина 1

На сцену входит старик . Это Сварог . Садится на облако . расколотое молнией , на земле
Разбросаны цветы , справа – трон – пенёк . На переднем плане – стол с яствами .

Сварог : 
                Снова весна несёт обновленье ,
                Белокурый Ярила летит на коне босиком . 
                Развивается плащ облаками ,
                В волосах корона из диких цветов .
                Твой наряд как всегда безупречен ,
                Ниспадает до самой земли ,
                Бог весны и веселья промчался ,
                Радость в душе разбудив .
                Разбудил ты в душе моей песню ,
                Застучало вдруг сердце сильней .
                Но , всё кончается .
                По прохождению сезона ,
                Постареешь Ярило всерьез .
                Став соломенным идолом ,
                Поздним летом тихонько умрёшь .
                Так и я – Бог Вселенной ,
                Постепенно от дела ушёл ,
                Дав своим сыновьям управление ,
                Стал бессилен .






                21

Мать – Сыра – Земля :
                Кто поймёт непостижимый мой язык ,
                Я вылечу , спасу и помогу .
                Я – Родина твоя .
                И жизнь даю всему ,
                Что есть на свете
                Хочу , чтоб был покой и мир
                На пантеоне средь богов .
                ( Уходит )

               
                Картина 2

Входят Перун со свитой и Свантовит , садятся на облако Сварога .

Свантовит :
                Пусть будет славен
                Бог творец Сварог !
                Покуда в тайнах ремесла
                Сварожье теплиться начало ,
                Мы все обязаны ему !
                Перун !
                Мы знаем , что Сварог
                Олицетворяет небо ,
                Создатель мира он .
                И расколол все об лака
                Стрелами молний .
               
Перун :
                К тому ж ,
                Зажёг он факел Солнца ,
                Дав людям жизнь , тепло .

Свантовит :
                Своим мечом
                Он покарал демонов ночи .

 Перун :
                Но скрыла память всё ,
                Что было прежде .

Свантовит :
                Сегодня он лишь жалкое
                Подобие того Сварога  .

Перун :
                Я имя это запрещаю говорить !
                И нет нужды
                Ему заботиться о смертных

      
                22

Свантовит :
                Теперь он злится лишь на то ,
                Что ему уже не принадлежит .
                Бессилен он , чтоб изменить , что либо .

Ойна Мария : 
                Перун – войны бог .
                Занял он трон Сварога ,
                Скрестил топор и молот .
                Он – новый бог .

Велес :          Свантовит наш мудр и силён
                Хочет миром править он .
                Его четыре головы
                Наблюдают за Вселенной .
                Владыкой будет непременно .

 Ойна Мария : 
                Да , божества желают ,
                Владычества и вечной жизни .

                ( Входит Ящер )

Ящер
                На дне морском
                Я правлю лишь один.
                Там все сокровища земли
                Сияют и искрятся.
                Мне близок духом
                Бог Перун.
                И буду всем вам говорить:
                Славянский бог – Перун!
                Он клубится, гремит в облаках
                И повсюду грозит непогодой,
                Мечет молнии в землю живые.
                И деревья стеною встают,
                Будто войско стоит молодое.
                Бог славянский – Перун.

Велес ;
                На пантеоне нет ясного кумира.
                Трон делят спорящие силы.

             
                Действие 2.  Картина 1.
Восходит солнце. Входят Даждьбог со свитой.

 Зоря Утренняя;
                Мой крик Даждьбог пускай услышит,
                Чье сердце бьется, но не слышит.
                Он глух к моим мольбам.
                23
 
Утренняя Звезда:
                Прости, но нам давно пора понять,
                Что для него потеря трона
                Не слишком беспокоит.
                Он – бог веселья.

   Звезда Денница:
                Пока здесь ценится добро,
                А зло наказано,
                Даждьбог на троне золотом.

    Даждьбог:
                Я – Бог, создатель благ земных,
                Бог солнечного света.
                Славянской стороной
                Я первым правил встарь   
                И первым я придумал 
                Закон и календарь
                Я ¬– бог веселья,
                Покровитель знаков зодиака
                Моя жена – сама девица Месяц
                Мне трон не нужен.
                Какое счастье-
                Лететь на колеснице золотой
                Навстречу Солнцу, Лету.
                И веселиться, веселиться весь сезон!
               

                (Убегает)
          
   Зоря Вечерняя :
                Сварожич – сын Сварога.
                Он тоже управляет пантеоном
                И дар Сварога – молния доверена ему
                Известно всем : своим советом верным,
                Поможет он и мир и трон свой отстоять.

      Звезда Вечерняя:
                Но , все считают Сварожича
                Не ярким для того, чтоб быть
                Одаренным такою честью:
                На троне быть и мир творить.
               
                (Входит Сварожич )

      




               

                24



               
Сварожич :
                Что судите богов вы тут!
                Меня такие речи раздражают!
                И негодую я на Перуна.
                Все то , принадлежит по праву мне,
                Я не отдам.
                Я – бог простого воина
                И миром дорожу.
                ( Сцена закрывается )

                Действие 3. Картина 1.
 
       ( На сцене стоит одинокое деревоэ Входит Триглав, за ним – Яровит,
             Перевит, Русвит )

        Триглав :
                Я – славный бог Триглав.
                Но как глупы Сварожич и Перун!
                Их распри мне приятны.
                Пусть не возьму я трон,
                Но смуту я посею средь богов !
                Пусть будут недовольны все,
                Кто есть на пантеоне !
                ,А я в сторонке постою.
                На все дела их посмотрю,
                Еще немного потерплю,
                И буду радоваться бедам.
                Ты, Перевит, мой многоглавый,
                И ты , Русвит, военный бог,
                Не прекращайте делать козни,
                Возможно , мы свое еще возьмем !
             ( Триглав на  Цыпочках уходит, за ним – его свита )
         
                Картина 2
      
      ( Входят Велес, Ветры Вихорь. Эрисворш и Дагода )

        Восточный Ветер :
                Плохой наш Бог – Стрибог.
                Он рад несчастьям и печалям других богов.
                То , видно, козни и Триглава.

         Южный Ветер :
                Мы их идеям сумасшедшим
                Не будем больше потакать.

         

                25

Велес :
                Ах , Боги , Боги !
                Всех осуждаете, плетете наговоры!
                Забыли, что гордые славяне –Стрибожьи внуки,
                Шли умирать за родину свою!
                Едины в нем стремительность и ярость,
                Он всюду впереди.                И мог бы быть он тоже главным Богом!
                Возможно, ,вы правы, что это
                Козни, наговоры все Триглава.
                Эй, боги! Раскройте же сердца свои,
                Услышьте вы слова мои, они всегда мудры!
                ( Входит Варпулис )

       Варпулис:
                Я – Варпулис, скиталец моря,
                И вызывающий шум шторма,
                Порой пытаюсь тоже
                Рассеивать богатства я  по дну морей
                ( Задумался )               
                Войду – ль когда-нибудь я в пристань,
                Куда бы смог я возвратиться,
                Куда бы мог в конце пути
                Покой и отдых я найти.
               
        Вихорь:               
                Нытье ваше, мои родные,
                Я слушать больше не хочу.
                Люблю я вольную стихию:
               
                Как налечу, как закричу,
                В кромешный ад вас всех умчу!

      Эрисворш:
                Да – а, нет ,поистине,предела
                Вашим злодействам.
                Даже луна уж побледнела.
 
        Дагода:
                Чтоб быть и ласковым и мягким ветром,
                Для этого, поверь, немного надо:
                Лишь сердце до конца открыть,
                Стрибога сумасшедшие идеи
                Нам нужно как – нибудь смягчить.
                ( Ветра уходят, входит Белбог)    

       




                26


Белбог:
                Ветра утихли.
                Ушел на север на Стрибог.
                А в небе опять звездопад.
                Я людям судьбу напророчу,
                В поле пахарям помогу,
                Из леса выведу на дорогу,
                День с ночью я свяжу.
                Чтоб в этой жизни что-то значить,
                Добром нужно светить дорогу всем,
                Кто идет за мной и впереди.
                (Уходит. Входит Симорг.)
      
                Симорг:
                Внезапная, вдруг, тишина. То Чернобог.
                Опять наслал нам Ночь и Смерть.
                ( Появляется Чернобог и хочет сорвать с дерева Симорга семя      Симорг:
                Прочь, Чернобог!
                Я не отдам тебе то семя,
                Что даст жизнь Земле!
                Ты посмотри:-то Мира Дерево,
                Оно рождает семена
                Для всей растительности мира
                Его дано мне уберечь,
                Чтоб жизнь продлилася.
                ( Входит Утренняя Зоря )

 Симорг:              А вот и Утренняя Зоря!
                Она несет нам День и Свет,
                Ведет нам всех богов.
                Исчезни, Чернобог!
                ( Входит Святовит )   
 Утренняя Зоря:
               
                Вот воин – всадник Святовит. Он- Рода свет.
                Служа Добру и Чуду, рассеет мрак
                И тьму ночную он.
                ( Входит Хорс )

 Хорс:                Смотрите: сияющий свет плывет по небесам.
                То я, ваш Хорс, теплом  дарую жизнь.
                Пусть будет слава диску золотому!
                ( Хорс рассыпает золотой дождь. Входят Мать-Сыра-Земля и все боги)
          
            



                27


Мать-Сыра-Земля:   Я- Мать-Сыра-Земля. Богиня-мать.
                Я вечно молода.
                Бежит вода моя живая
                Досыта напоить поля.
                Я шлю Удачу всем,
                А тех, в ком веры нет,
                Я оставляю в темноте.
                Прошу я всех:
                Не срывайте с ваших идолов одежды!
                Ведь любили и молились
                Вы богам, дарившим свет!
               
                Как жаль, что боги безучастны
                К мольбам моим.
                Уверен каждый, что он прав
                ( помолчав)
                У каждого свой Бог.
                И век их вечен.

         
                Автор:                Прошли столетия, славяне,
                Христианства приняли обряд.
                И тяжесть полного забвенья
                Былые боги ощутят.
















 Средняя школа села – гимназии села Алмалыбак
                Карасайского района Алматинской области
               

                Кафедра литературы









              Творческий экзамен
      
                Тема:
         
                Творческая интерпретация
                славянской мифологии











                Учитель: Локтева Надежда Ивановна
                учитель высшей категории
                русского Языка и литературы
               
                Выполнил: Ученик 7 а класса
                Захаров Антон Андреевич


                Село Алмалыбак
                2008
               


               
                Содержание
1. 2. 3. 4. 5. Место славянской мифологии в мировой---------------7
6. Языческие боги-------------- --------------------------------8-11
7. 8. Сравнительный пантеон------------------------------------17
9.  Использование образов славянской мифологии
     в русском исскустве-----------------------------------------18
10. Пьеса-миф-- --------------------------------------------------19-28
11. Результаты--------------------------------------------------- 29
12. Выводы------------------------------------------------------- 30
13. 31
14 . 15.  16.  Использованная литераратура---------------------------34 





















                1
                Тема:              Творческая  интерпретация  славянской               
                Мифологии .



   Цель:           Сформировать знания о славянской
                мифологии
   

   Задачи:
                1 . Найти и изучить материал по
                славянской мифологии ( помимо учебника )
               
                2 . Сделать классификацию богов
                и представить ее в виде .
               
                3 . Выполнить творческую интерпретацию
                художественных образов
                из славянской мифологии    


















                4
               
                Методы и приёмы :

- поиск литературы по теме проекта

- чтение и изучение литературы

- анализ прочитанного

- классификация славянской мифологии
   и определение уровней славянских богов
 
- сопоставление пантеона славянских богов
   и сравнительного пантеона славянских ,
   греческих и тюркских богов























                5
               
          


                План

1 . Методы и приемы , используемые в работе над проектом .

2 . Предмет исследования:
      
    Славянские мифы , и упоминания о них в литературе ,
    их художественные образы
 
3 . Исследовательская часть
     1) Анализ имеющейся литературы о славянских мифах
     2) Классификация
     3) Обобщить изученный материал

4 . Результаты

5 . Выводы
















               

             Место  славянской мифологии в мировой .

           Мифы – это не просто народные сказки и предания .
Это память о том , во что когда то верили наши предки .
            Мировая мифология объединяет культуру разных народов.
Каждый народ прошел ту стадию своего развития , когда мифология была главной формой сознания .
            У каждого народа свои мифы , которые стали первыми ответами на вопросы о происхождении мира и человека .
             Есть мифы и у славянских народов , которые возникли на основе представлениё о богах .
             Все привыкли восхищаться Европейской мифологией , мало зная о славянской . Не удивительно что все  классические фэнтези
были построены именны на западных мифах . Но это не значит ,
что мифология славян уступает европейской . Наоборот , она намного старше , богаче и разнообразнее западно – европейской мифологии .
                Я уверен , что со временем фэнтези , созданные на основе славянской мифологии , станут не менее популярны , чем творения зарубежных писателей .













               




                7
                Языческие боги древних славян

           Мифы древних славян носят ярко выраженные языческий характер.
           Язычество – многобожие , обожествление природы ,
Определённый этап в развитии сознания народа , его представления о миросоздании.
           В сознании древних славян сформировалось представление о множестве богов .
          По функции языческих персонажей , по их временным характеристикам и по степени их актуальности для человека ,
Внутри славянской мифологии выделились несколько уровней .

                Высший уровень   
                Боги небесной сферы 

        На этом уровне располагались боги , наиболее важные
для славян , которые участвовали в самых распространённых мифах и сказаниях  .
 
Перун –   бог громовержец , покровитель военных дружин .
                Он связан с четырьмя частями света , а его дочь
                Перуница  (Магура) – крылатая воительница .

Сварог – бог небесного огня .

Хорс –     бог солнца , солнечного диска и миропорядка .

Даждьбог–бог,дарующий свет , тепло , двигающий небесные тела ,
                знаменует смену дня и ночи , времена года , лет,               
                столетия , он покровитель славян , которым даровал               
                правду .

Свантовит – Бог богов , даёт победу в войнах , несёт меч , копья ,   
                Знамя .

Стрибог – бог воздушных стихий , владыка ветров .

                8


Семаргл – символизирует единство пантеона из семи богов 
                ( Перуна , Хорса , Стрибога , Даждббога , Семаргла,
                и Макоши )



                Боги средней сферы .
                Божества славян , тяготеющих к земле .

           К среднему уровню могли относится божества , связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами . К этому уровню относились и женские божества .


Макошь – богиня урожая и удачливой судьбы , покровительница    
                дома . Она прядет нить судьбы .

Боги добра и зла :
Белбог – удача , счастье положительное начало .
Чернобог – зло , лихо .

Лада –   богиня любви красоты и гармонии .

Ярило – бог весеннего плодородия .

Мать – Сыра  - Земля – богиня земли , порождающая всё сущее
                в мироздании . Её образ преломляется в образ
                женщины – матери .
Род – бог , олицетворяющий единство людей . Дочери Рожаницы
                обеспечивают продолжение рода . Род – единственный
                Вселенский Бог славян , которого до христианзации
                Земли чтили все народы , населяющие нашу планету .

 Мара ( Морена ) – весной молода , дав прорости семени , умирает,
                чтобы родится вновь . Богиня смерти .

               
                9


Велес -  бог богатства , покровитель стад .
 
 Жива – богиня жизни и плодородия
Триглав – бог , властвующий над царствами : Небесным ,
                Земным и подземным . олицетворяет 3 действия : 
                сохранение и уничтожение , а так же земное и водное
                начало .

Ящер – владелец глубин , мировой змей , бог минералов .


                Боги нижнего уровня .
                Нижний мир
               
        На этом уровне находились различные узкоспециализированные существа , менее уподобленные человеку,
чем высших ступеней .

Кощей – царь подземного царства , божество окостенения
               и оцепенения .   

Вий  - божество преисподней , судья мёртвых  .

Хворств -  бог хворей , болезней , старости . Недобрый ,
               т.к. обойден вниманием молодости .

Злебог – бог , терзающий грешников .

Карачун  - бог падежа скота .

           К богам нижнего мира относятся ещё и домовые ,
лешие , русалки , водяные , упыри , лесовики и т.д. 




                10
   
               
                Мировое дерево .
                Представление славян о мироздании .

       Мировое дерево называют ещё Вырий и считают раем .
По вертикали Мировому дереву соответствовало небо , земля и
подземный мир . По горизонтали расположены 4 стороны света .
У множив 4 на 3 , получаем 12 ( месяцев – год ) . По одну сторону дерева размещались духи и обожествляемые животные ,  а по другую сторону – жрецы и легендарные герои славян .


        Из выше сказанного следует , что у древних славян было множество богов , которые делились на несколько уровней и на могущественных , слабых , добрых , злых , завистливых , шаловливых .   

               

            


               
            





 







                11
               
                Пантеон славянских богов
 
            Согласно  Повести временных лет , киевский князь Владимир Святославович в 980 году попытался создать общественный государственный языческий пантеон .

 

          Перун – громовержец ,
   1                бог княжеской дружины          противопоставлены
                друг - другу
          Велес – скотский бог               
         

              Даждбог
            
                Боги Солнца   
               Хорс 

2
            
               Стрибог  - бог ветров
   
         
            Сварог  - бог огня

         
3 Макошь – божество женских занятий







                Семарг – бог , объединяющий 7 богов пантеона


                12               
Пантеон Владимира 980 года по другим источникам
         ( летописный текст Збручский идол Святовита – Рода )


Збручский идол – четырёхгранный столб с тремя ярусами рельефов :
Нижний – подземное божество
Средний – земля и люди
Верхний – небо и боги : Перун , Даждьбог , Лада , Макошь   


           Пантеон Славянских богов Киевской Руси





Перун Велес




                Даждьбог
                Стрибог Сварог




                Семаргл         
                Макошь






               

                13
 Меня дано интересуют мифы разных народов . но я не сразу понял , что мифы не сказки . Это гораздо серьёзнее , в них отражаются исторические события , духовные поиски народа .
Изучив источники , в которых рассказывается о верованиях древних славян , я попытался систематизировать многочисленных славянских богов , понять , кто какое место занимает в сознании народа . У меня получилась схема . Возможно , в ней есть неточности , но мне она помогла понять и осмыслить всю тему проекта о славянских богах . 

                Пантеон славянских богов

                Сварог

Сварожич , Даждюбог                Перун , Стрибог

                Мати – Сыра – Земдя
                Высшее женское божество

Триглав                Велес                Стрибог

   Ойна Мария                Утренняя Зоря

Белбог                Варпулис,Догода,Эрисворш,
Чернобог                Вихорь, Ветер,Ветру,
                Северный Ветер

                Внуки Стрибога
                Симорг                Симаргл

Хорс  Макошь       Зоря Вечерняя  Звезда Денница  Утренняя Звезда

Доля , Лихо , Правда , Кривда , Смерть , Соловей  - Разбойник , Всеслав, Огненная  Мария , Макрина , Страх , Рах , Волхв , Купала , Морена , Кострома , Масленица , Ползник  , Див , Баба  Яга , Кощей , домовые ,
лешие , лихорадки , мары  , кикиморы , водяные , русалки  ,Суд и другие   
   
      Следует заметить , что единого славянского пантеона богов ,
скорее всего , не существовало из – за многочисленности и разбросанности славянских племён .
                В результате исследования разных источников о пантеоне богов я обнаружил следующие варианты .
                14
   1 вариант .       Пантеон старого поколения

Род – единственный прародитель богов и творец мира
Стрибог – бог отец, старый бог , бог ветров
Триглав – высшее божество
Свантовит ( Белбог ) – бог плодородия
Велес ( Чернобог ) – скотский бог
Макошь – богиня судьбы , плодородия , мать урожая

    2 вариант       
                ЖИВИЦА
                Высшая
            ЗЕМЛЯ                НЕБО ( СВАРОГ )               ступень 


               

ДАЖДЬБОГ                ПЕРУН                ОГОНЬ    - СВАРОЖИЧИ



                СРЕДНЯЯ СТУПЕНЬ         
                ЧУР        РОД        ЯРИЛО

НИЗШАЯ СТУПЕНЬ : ЛЕШИЕ , РУСАЛКИ , ДОМОВЫЕ И ДР.


3 вариант
                СВАРОГ

Даждьбог, Перун ,Стрибог  , Велес , Макошь , Лада            
       

             Духи , русалки , лешие , домовые

 






                15
4 вариант

-Старшие боги :
 Род , Триглав , Стрибог ,Свантовит , Велес , Макошь, Сварог

-Младшие боги :
 Лада , Ящер , Леля , Ярило,Даждьбог , Перун , Симаргл ,
 Хорс ,Мара , Жива , Перевит , Денница ,

-Низшие боги :
 Лешие , Русалки , Домовые , Духи


5 вариант

- Начальствкющие боги :
Перун , Велес , Сварог , Макошь , Стрибог , Род ,Хорс , Ярило

- Низший уровень ;
       Лешие , Русалки , Домовые , Водяные


6 вариант
 
1ступень : Сварог , Ярило , Перун , Стрибог , Велес , Макошь

2ступень : Нечитые силы










                16
Познакомившись с материалом , в  котором раскрывался смысл мифов других народов , мне показалось интересным сделать таблицу сравнении пантеонов славянских , греческих и тюркских богов . Эта таблица не претендует на научность , она далеко неполная и есть , конечно , погрешности , т.к. эту проблему я ещё не изучил достаточно хорошо .

Боги            Славянский                Тюркский          Греческий 

Небо             Сварог                Тенгри                Зевс   
 
Войны            Перун                Арес

Любви           Леля                Умай                Афродита

Брака              Лада                Умай                Гера

Дом.               
Очага               Макошь                Гестия

Вода                Ящер                Йер-Суб                Посейдон

Плодородия   Ярило                Умай                Деметра 

Огонь              Даждьбог                Огонь                Аполлон

Смерти            Вий                Эрклиг                Аид











                17
Использование образов славянской мифологии в               
                русском исскустве
Первое упоминание о славянских богах мы встречаем в былинах, сказаниях и в древнерусских литературных памятниках, дошедших до нас. В « Слове о полку Игореве» певец Боян называется Велесовым внуком, упоминается так же Хорст, Стрибог,

  Даждьбог.В Голубиной книге говорится о Солнце – лице божьем. Мифические образы мы так же встречаем в русской духовной поэзии. В Велесовой книге.

                Древнерусская тематика стала основой художественной культуры.Возник интерес к дохристианскому прошлому славян, который не имел характера религии или возрождения язычества. Это был импульс к художественному творчеству. В котором отразились идеи национального самосознания.
                Тема древнеславянского мира отразилась в произведениях А. С. Пушкина
« Песнь о вещем Олеге». « Евгений Онегин «, « Бесы «. У М. Ю. Лермонтова « Песня про купца Калашникова «, « Русалка «. У Н. А. Некрасова « Мороз красный нос «. ! Кому на  Руси жить хорошо «. У Н. В. Гоголя « Ночь перед  Рождеством «. Майская ночь. Или утопленница», « Вий «. Можно назвать сказки Салтыкова – Щедрина, А. Н. Островского – « Снегурочка ,  в рассказах Н. С. Лескова., стихах А. Н. Тютчева.
                Языческие символы мы встречаем в творчестве поэтов Серебряного века 
К. Бальмонта, А. Блока, а так же С. Есенина, В. Хлебникова, П. Батурлина, Ю. Кузнецова, С. Городецкого. Сказочные Элементы встречаются и у  Пришвина- « Кладовая солнца «.
                В произведениях русских художников очень много картин на мифологические сюжеты древней  Руси. Это картины В. Васнецова « Снегурочка «, « Берендеева слобода «,       « Три царевны подземного царства .У М. Врубеля – « Царевна Лебедь «, иллюстрации Билибина, скульптуры  Коненкова – « Лада «, « Стрибог «, у М. Врубеля – « Пан «.
                В архитектуре так же можно встретить мифологические сюжеты. Это дом П. Н. Певцова, Абрамцево, !
                18
                Действующие лица

Сварог – Единый Бог Вселенной

Свантовит -  Бог Процветания и Войны

Перун – Бог Войны

Свита Перуна :  Велес –его главный советник ,бог торговли и зверей
                Ойнена Мария –советчица
                Вечерняя Звезда ,  Звезда Денница , Утренняя Звезда

Даждьбог – бог лета и счастья

Мати – Сыра – Земля –Родина

Сварожич – бог силы и чести

Триглав – бог чумы и войны

Фавориты Триглава : Яровит – владеющий большим золотым щитом
                Поревит – четырёхглавое божество
                Руевит – военный бог

Ярило – Бог весны и веселья

Стрибог – Бог зимы и ветров 

Внуки Стрибог :  Варпулис – Вызывающий шум шторма
                Эрисворш – покровитель бурь
                Догода – ласковый , мягкий ветер
                Вихорь -  вызывающий смерч

Ящер – бог морских глубин

Лада – богиня любви и красоты

Макошь –богиня судьбы

Хорс – бог Солнца 










               
                19
               
               






















                28

                Выводы


            Славянская мифология является совокупностью мифических представлений древних славян времени их единства ( до конца 1-го тысячелетия н. э ). Славянские мифологические тексты не сохранились, потому что религиозно – мифологическая целостность язычества была разрушена в период  христианизации славян в 9 веке.
               Отсутствие источников, которые были бы близки к интересующей меня теме, отражали бы факты, очень малочисленны. Древнерусские памятники не были заинтересованы в точности и объективном изучении язычества. Поздние сочинения средневековых авторов основывались на собственной фантазии, старались подогнать славянские мифические представления под греческие или римские образы.
                В результате исследования найденных мною источников, опираясь на статью В. В. В. Иванова и В. Н. Топорова « Славянская мифология» об истоках славянской мифологии, я пришел к выводу :
               
                -     славянская мифология недостаточно разработана
               
                -     сведения на эту тему не систематизированы и      
               
                -     религия славян была оригинальной и самобытной
                противоречивы

                -    в славянской мифологии большое количество 
                действующих  лиц

                -    и, наконец, языческая мифология выражала все
                основные особенности духовного, этнокультурного,
                общественного и хозяйственного бытия
                древних славян.



                29


                Отзыв
                о проектной работе ученика 7 «А» класса
                средней школы – гимназии села Алмалыбак 
                Захарова Антона
 « Творческая интерпретация славянской мифологии »

       Избранная тема свидетельствует об интересе ученика к духовной жизни славянского народа что само по себе заслуживает одобрения .
       Автор проделал большую поисковую работу , пользуясь изданной в разные годы литературой и сведениями  , опубликованными в интернете .
        В работе есть исследовательская часть и , что особенно ценно , попытка художественного , творческого осмысления материала .
        Пьесой это назвать сложно ,  т.к. нет драматической композиции , но есть монологи , диалоги , и полилог в стихотворной форме . Очень много умело , образно , сформированных мыслей . Вообще характеристики персонажей даны чётко , запоминаются , если текст читать неторопливо и заинтересованно .
         Ученик , несомненно , имеет литературные способности , стихи пишет с
раннего детства .
          Работа заслуживает поощрения .
               
               
               
               




                Учитель русского языка и литературы .
                Отличник народного просвещения Каз ССР
               
       

   










                32
Словарь терминов

Язычество – вера во множество богов

Язычники – люди , верующие во множество богов , которые
                олицетворяли силы природы
Миф – 1) представление человека о мире ; сказание о 
                происхождении богов , людей  2)Недостоверный
                фантастически выдуманный рассказ о чем – либо
Мифология – ( собрание мифов , предание сказание , слово ,         
                рассказ и наука ) – особый вид устного народного
                творчества . Мифология зародилась в глубокой
                древности
Религия – одна из форм общественного сознания- совокупность
                Духовных представлений , основывающихся на вере
                в сверхестественные силы и существа ( богов, духов)
Культура – совокупность производстенных , общественных и
                Духовных достижений людей
Пантеон – (пан-всеобщий , теос –божество )- совокупность богов
                какой-нибудь религии
Политеизм – многобожие , религия , основанная на вере
                во множество богов
Эвгеметризм – Языческое учение ,объясняющее происхождение
                богов
Христианство – одна из наиболее распространенных мировых
                религий


               










                33



Используемая литература



      1.  Абрамов А. « Сокровища России»: Энциклопедия. – М. : Росмэн, 2001 г.

2.Статья В. В. Иванова и В. Н. Топорова « Славянская мифология»

3.Статья С. Н. Остапова « Языческая мифология славян»

4.М. В. Попович « Мировоззрение древних славян» :Киев, 1985 г.

5.Б. А. Рыбаков « Язычество древней Руси» : М., Наука. 1988 г.

6.М. Семенова. Статья « Мы – славяне»

7.С. Лесной ( С. Парамонов ) – статья
      
      8.Ю. Медведев, Е. Глушков –« Энциклопедия славянской мифологии»
     (интернет ресурс )
      
      9.А. С. Фаминицын « Божества древних славян»: С. – П. ,1995 г.
      
     10.Н. А. Чмыхов « История  язычества Руси» : Киев,1960 г.

11.Статья  Ю. Мамырбаевой  « Демонов казахи не боятся»:газета « Известия
          Казахстана» 31.10.2008 г.





       








                34