Храм святости сил любви к семье и Отечеству

Улекса фон Лу
Храм -на -Крови - храм святости сил любви к семье и Отечеству в Екатеринбурге

19 августа 2009, 09:48 АПИ (soapi@apiural.ru)
Яблочный Спас отмечают православные
Православные верующие отмечают 19 августа праздник Преображения Господня, именуемый в народе Яблочным спасом. Это один из главных двенадцати праздников Православной Церкви.
Как сообщили АПИ в Екатеринбургской епархии, в день Преображения Господня принято освящать разнообразные земные плоды. В давние времена считалось, что до яблочного спаса нельзя есть никаких плодов, кроме огурцов. Зато в сам праздник принято печь яблочные пироги, начинать заготовку яблочных компотов и варенья на зиму. По народным приметам, яблочный спас является первым днем осени. В старообрядческих деревнях Свердловской области по сей день считают, что по погоде, которая стоит 19 августа, можно судить о будущей осени. Если сегодняшний день будет сухим, значит, осень также будет сухой, если день дождливый - соответственно, дождливой.
Народная пословица гласит: "На второй Спас и нищий яблочко съест". В старину в день Преображения Господня было принято наделять бедных и неимущих плодами земли. Причем, обычай этот соблюдался так строго, что всякого, кто отказывался исполнить это доброе дело, считали человеком, недостойным братского общения.
Службы, посвященные православному празднику Преображения Господня, проходят 19 августа во всех храмах Екатеринбурга и области.
В частности, прихожан сегодня угощают яблоками в Ново-Тихвинском женском монастыре. Освящение яблок и других плодов нового урожая состоится сегодня после праздничной литургии (в 11:30). Всем присутствующим сестры по сложившейся традиции будут бесплатно раздавать освященные яблоки.
(Екатеринбург http://www.1723.ru/, www.e1.ru
Храмы Екатеринбурга  http://www.1723.ru/analis/church.htm )
Храм - на- Крови .17 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреляны последний российский император Николай II и члены его семьи. Кульминацией празднования Царских дней в Екатеринбурге стали ночная служба в Храме-на-Крови и крестный ход в монастырь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. http://www.patriarchia.ru/db/text/696904.html
***
19.07.2008 11:26 Источники: Regions.Ru / Седмица.Ru http://www.sedmitza.ru/news/390691.html
ЕКАТЕРИНБУРГ. Семейные фотографии, письма, иконы и другие личные вещи семьи последнего русского императора Николая II доставлены в Екатеринбург из австралийского города Сидней. Вещи, принадлежавшие царской семье, были собраны белогвардейскими офицерами в Ипатьевском доме Екатеринбурга, где Царь-мученик с семьей провели последние дни жизни и были расстреляны.
Сохранившиеся реликвии возвращены в Россию их хранительницей, представителем Русского монархического центра в Австралии Тамарой Вентура, дочерью донского казачьего офицера Александра Щеглова. Она прибыла на уральскую землю, чтобы передать святыни в екатеринбургский Храм-на-Крови.
В числе реликвий, переданных в храм, - открытки ручной работы, семейные фотографии, письма великой княгини Ксении Александровны, сестры императора ее духовнику, иконы святых угодников, шаль, которую княжны связали для царевича Алексея.
***
Расстрел царской семьи был санкционирован Советом Народных Комиссаров и ВЦИК. В соответствии с этим решением Уральский Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов на своем заседании 12 июля 1918 года принял постановление о казни.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года бывший российский император Николай II, императрица Александра Фёдоровна, их дети, доктор Боткин и три человека прислуги были расстреляны в «Доме особого назначения» – особняке Ипатьева в Екатеринбурге.
Жертв и палачей было по 11 человек. Едва Юровский зачитал решение Уральского совета о казни царя, как загремели выстрелы. В наследника стреляли дважды. Анастасию и горничную после выстрелов закололи штыками. Рядом с умирающей царевной заскулила ее любимая собачонка Джемми, которую прибили прикладом...(Источник - http://www.calend.ru/event/2389/)
***
...В Екатеринбурге в качестве места заточения Николая II и его семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближёнными лицами были расстреляны, и после этого их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина Яма.
(Ныне на Ганиной Яме расположен мужской монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев.Первый камень монастыря заложен 1 октября 2000 года, сейчас на этом месте действует семь храмов — по количеству убитых членов царской семьи.)
В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и, начиная с 30 апреля 1918 года, в нём была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская семья вместе с ближайшим окружением.
После октябрьской революции этот дом Ипатьева в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения, но от этого он не перестал быть своеобразной достопримечательностью города и постоянно привлекал к себе внимание людей, вплоть до самого своего разрушения.
Днём сюда привозили официальные партийные делегации, а ночью довольно часто к дому подходили люди, интересовавшиеся судьбой последнего царя. Б. Н. Ельцин, возглавлявший в середине 70-ых годов Свердловский горисполком, в книге своих воспоминаний «Исповедь на заданную тему» описывал ситуацию вокруг дома Ипатьева следующим образом:
« ...Близилась одна из дат, связанная с жизнью последнего русского царя. На Западе в газетах и журналах появились новые исследования, что-то из этих материалов передавали западные радиостанции на русском языке. Это подхлестнуло интерес к дому Ипатьевых, приезжали посмотреть на него даже люди из других городов... »
Именно это внимание привело к тому, что в 1977 году по рекомендации председателя КГБ Ю. В. Андропова Центральный Комитет КПСС принимает постановление о сносе дома.
Официальным обоснованием стала необходимость в расширении прилегающей непосредственно к дому улицы Карла Либкнехта.
22 сентября 1977 года по указанию Б. Н. Ельцина дом был разрушен. Позднее Ельцин напишет в своих воспоминаниях:
"…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся…"
Даже после разрушения ипатьевского дома идея паломничества к священному месту не пропала. После начала Перестройки на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, всё чаще стали собираться верующие. Самые первые, ещё стихийные, собрания разгонялись милицией, но это осуществлялось скорее по инерции.
18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели осквернённый злоумышленниками. Появился второй, потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года Президиум свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка свердловскому Епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на том месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории.
Сначала срок объявления результатов был назначен на 15 декабря 1991 года, затем был перенесён на 15 марта 1992 года, и, наконец, окончательно утверждён на 25 июня 1992 года. Победителем конкурса оказался курганский архитектор Константин Ефремов.
Спустя три месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве храма архиепископом Верхотурским и Екатеринбургским Мелхиседеком был заложен первый камень. В сетевых изданиях также широко распространена информация о 21 сентября 1991, как о дне закладки первого камня. Одновременно с закладкой первого храмового камня был совершён чин освящения ранее построенной деревянной часовни во имя преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.
Однако, строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться, так как практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Причиной заморозки строительства явилось тяжёлое экономическое положение по стране, в целом, и, как следствие, отсутствие денежных средств у Епархии, курировавшей строительные работы.
Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его семьи на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, на месте расстрела началось непосредственное строительство храма. 23 сентября 2000 года прибывший на освящение строительства храма Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой о состоявшемся освящении.
17 октября 2002 года на звонницу храма были водружены 11 колоколов. Средства на их изготовление были собраны в результате проведения благотворительной акции «Колокола покаяния» при непосредственном участии известного поэта и композитора Александра Новикова.
27 ноября 2002 года состоялась закладка первого камня на строительстве Патриаршего подворья при храме.
21 февраля 2003 года у стен строящегося храма в ходе трёхдневного визита на Урал побывал Борис Ельцин.
15 мая 2003 года на звонницу храма был водружён самый большой колокол массой 5 тонн. Он был отлит в начале мая того же года в Каменске-Уральском. Отлитый из особой колокольной бронзы колокол назвали в честь св. Андрея Первозванного. Среди 14 колоколов храма этот колокол имеет самый низкий голос. Храм на Крови в Екатеринбурге — один из крупнейших православных храмов России.
(Источник - http://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_на_Крови_(Екатеринбург))
***
"Можно ли нам не любить своей отчизны, не быть приверженными к своему родному народу предпочтительно пред всеми другими народами и не принимать живейшего участия во всех судьбах его? Высочайший пример любви к Отечеству показал нам Сам Господь Иисус Христос, когда, пришедши для спасения всего мира, Он благоволил избрать и назвать Своим отечеством бедную и неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главу приклонить и всюду почти видел одну ненависть к Себе и постоянные преследования, хотя осыпал народ Свой всяческими благодеяниями и строго исполнял все отечественные законы и постановления.
  Точно так же учили и поступали и святые апостолы Его. В апостоле Павле, например, любовь к своему родному народу простиралась до крайней степени самоотвержения: скорбь ми есть велия, - пишет он сам о себе, - и непрестающая болезнь сердцу моему. Молилбыхся бо сам аз отлучен быти от Христа (если бы только это было возможно) по братии моей, сродницех моих по плоти, иже суть израилите (Рим. 9, 2-4).
Такую же любовь и попечительность о своих присных - близких и родных - внушает апостол и всем последователям Христовым и, напротив, неисполнение обязанностей к ним считает как бы отречением от самой веры и хуже неверия (1 Тим. 5, 8)."( 19 МАЯ - ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЦАРЯ СТРАСТОТЕРПЦА НИКОЛАЯ II. http://orthodox.etel.ru/2003/17/k_nikola.shtml)            
"ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II ОТМЕТЯТ В ШКОЛЕ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ НА УРАЛМАШЕ.
 Екатеринбург, 19 мая, "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". 19 мая Церковь празднует день Иова Многострадального, которому Господь послал множество испытаний в его земной жизни. В день памяти Иова Многострадального родился последний русский император Николай II, великий подвижник, исповедник и печальник Земли Русской.
          В этот день во всех храмах и монастырях Екатеринбургской епархии пройдут торжественные богослужения. Отметят день рождения Императора и в светских учреждениях.
          Как рассказал заместитель директора по воспитательной работе школы народной культуры Александр Владимирович Лузенин, ученики школы хорошо знают историю жизни Царской Семьи и чтят память святых Царственных Страстотерпцев. Они не раз бывали в паломнических поездках в Храме-на-Крови и в монастыре в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
          19 мая, в день рождения Царя-Страстотерпца, учащиеся школы соберутся в актовом зале, чтобы послушать концерт духовных песен. В гости к ребятам придет православный бард Юлия Березова. Она исполнит не только свои произведения, но и песни других авторов, посвященные императору Николаю II и Царской Семье."
          Светло празднуя ныне рождение благочестивейшего Государя нашего императора Николая Александровича, ознаменовавшего свое царствование рядом дел, свидетельствующих о его великой любви к Отечеству, напомним себе, братия соотечественники, об основаниях и побуждениях, обязывающих нас преимущественно любить свое Отечество и свой народ, тем более, что в наше все судящее и больше осуждающее и расшатывающее время и эта, по-видимому, столь простая и святая истина подвергается перетолкованию и даже отрицанию.
“Самое расположение нервов, - говорит знаменитый русский писатель-историк Н.Карамзин, - образованных в человеке по климату, привязывает нас к родине”. Значит, нам тем естественнее, тем легче и приятнее любить свою отчизну, свой родной край. Затем всякое животное любит подобное себе, и всякий человек ближнего своего, - пишет древнебиблейский мудрец, - всякий зверь живет с однородными себе: так и человек должен входить в связь с подобными себе (Сир. 13, 19-20). Таким образом, сама же природа, давши каждому человеку бытие в известном, определенном месте, в известное, определенное время, среди известного народа, поставляет в ближайшем отношении к нему его родственников, соплеменников, соотечественников и соединяет его с ними теснейшими узами. http://orthodox.etel.ru/2003/17/k_nikola.shtml
В ЕКАТЕРИНБУРГЕ СОСТОЯЛАСЬ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ II И ЕГО ВРЕМЯ".
          Екатеринбург, 21 мая 2008г., "Информационное агентство Екатеринбургской епархии". В Екатеринбурге, в Храме-на-Крови в честь Всех Святых в Земле Российской Просиявших состоялась научно-просветительская конференция "Император Николай II и его время".Конференцию, посвященную Царю Страстотерпцу, организовали Екатеринбургская епархия и институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук. Мероприятие прошло в день 140-летней годовщины со дня рождения последнего русского императора. Оно началось с торжественного молебна в Храме-на-Крови, который совершил старший священник прихода отец Максим Миняйло. Пленарное заседание конференции вступительным словом открыл архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий:
          "Мы открываем конференцию в день рождения императора Николая II. Надеюсь, что она послужит благу Отечества нашего, которое своим трудом созидал Государь. Нынешнее поколение должно знать историю своей страны, ее прошлое - ведь без этого нет и не может быть настоящего и будущего".
          В форуме приняли участие священнослужители, педагоги и студенты уральских вузов, представители академической науки. О роли личности верховного правителя в судьбе государства историки всегда судят неоднозначно, в особенности это касается оценки правления последнего российского государя
          Жизненный путь императора Николая II, прославленного Церковью в лике святых - тема, которую необходимо изучать и осмысливать совместно историкам церковным и светским.
          Академик Вениамин Алексеев, директор института истории и археологии УрО РАН, подчеркнул:
          "Наша конференция проходит в особое время. Она носит научный и богословский характер. Мне думается, что это очень важно, так как ныне активно решается вопрос о соотношении Церкви и науки.
          От правильного толкования различных аспектов царствования императора Николая II зависит сама история России, ее влияние на сегодняшний и будущий день. Эпоха царствования Николая II является поворотной точкой в истории России, и это очевидно. Поэтому в осмыслении проблем этой эпохи должны быть сосредоточены усилия многих ученых".
          С докладами выступили ведущие российские ученые-историки из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Северодвинска и других городов. Сообщения и доклады были посвящены эпохе правления императора Николая II, его реформам; Царской Семье в переписке и воспоминаниях современников; прославлению Святых Царственных Страстотерпцев.
          По мнению доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Бориса Миронова, "большая роль в формировании образа России как страны принадлежит истории. Именно история дает тот материал, из которого этот образ строится. До сих пор в сознании доминирует негативный образ царской России, созданный еще в советское время. Однако мы должны знать, что именно в годы правления императора Николая II Россия успешно развивалась, развивалась ее экономика и промышленность, а наука и литература создавали творения мирового значения и мирового масштаба".(© При использовании информации ссылка на СМИ "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии" (свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.)
Отрывок из выпуска "ПРАВОСЛАВНАЯ ГАЗЕТА" №27 (492)ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО

    * Президент России Дмитрий Медведев: «Решение князя Владимира об обращении в православие сыграло поистине историческую роль».
    * Председатель Правительства России Владимир Путин: «Принятие Православия стало важнейшей, определяющей вехой в судьбе России».
    * С этого года россияне 8 июля будут праздновать День семьи, любви и верности.
    * Пресс-конференция организаторов всероссийского праздника «День семьи, любви и верности» состоялась в пресс-центре РИА «Новости».
    * Инициатива учреждения нового государственного праздника в День святых Петра и Февронии одобрена в Совете Федерации.
    * В день памяти святых Петра и Февронии пройдет празднование Дня супружеской любви и семейного счастья.
    * Определена предварительная программа выставки-ярмарки "От покаяния к воскресению России".
    * Программа "Скорая социальная помощь" продолжает сбор пожертвований для нуждающихся.
    * Областное отделение академии проблем безопасности, обороны и правопорядка встретило 5-летний юбилей.
    * Сотрудники Синодального военного отдела выступили перед уральскими священнослужителями.
    * Проект помощи детям-сиротам реализуют молодежный центр "Парус" и дворовый клуб.
    * На Среднем Урале начинается создание межведомственных центров по профилактике алгоколизма и наркомании.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
    * Известный историк Петр Мультатули проведет в Екатеринбурге ряд выступлений.
    * Екатеринбургские детдомовцы побывали на фотовыставке "Царская Семья: подвиг любви и верности".
    * 25-26 августа в Екатеринбурге состоится IV епархиальный съезд православных законоучителей.
    * Кафедра теологии РГППУ приглашает абитуриентов.
    * Епархиальный отдел социального служения начал цикл духовных бесед для пожилых уральцев.
    * Уральская "Школа приемных родителей" побывала на общероссийском семинаре по обмену опытом.
    * Фотовыставка о детях-сиротах проходит в екатеринбургском лицее имени Дягилева.
    * Сегодня екатеринбургских школьников научат, как писать иконы.
    * Екатеринбуржцев приглашают освоить азы гончарного ремесла.
    * Новое имя появилось на плите воинского мемориала в Уральском горном университете.
    * Ровно пять лет назад в Сысертской коррекционной школе начались уроки Православия.
    * Клуб "Встреча" объединил родителей полевских школьников.
    * Творчество помогло детям-сиротам найти свой путь в жизни.
    * В Екатеринбурге состоялся финал соревнования некурящих классов.
    * Полевские школьники третий год подряд участвуют в конкурсе против курения.
    * 45 уральских школ приняли участие в областном конкурсе "Ручейки добра".
    * Уральский священнослужитель принял участие в международном семинаре православных духовных школ.
    * Молодежный центр "Парус" организует на Урале информационно-просветительские выставки.
    * В Екатеринбургской епархии начинается реализация культурного проекта "Время собирать камни".
    * Студент-богослов из Верхних Серег опубликовал поэму "Евпатий Коловрат".
    * В Екатеринбурге состоялись VI Международные научно-богословские Ильинские чтения.
    * Молодые прихожане екатеринбургского Преображенского храма стали катехизаторами.
    * Студенты и преподаватели УГГУ спасают уникальную старинную коллекцию.
    * Воскресная школа для взрослых Вознесенского храма приглашает учащихся.
    * Церковно-приходская школа начала выпуск собственной газеты "Глаз-алмаз".
    * В Новоберезовском реализуется просветительский проект "И Книга, и Слово и Дело".
    * В Свято-Троицком приходе Нижнего Тагила открыт литературный клуб.
    * Сотрудничество УГГУ с Екатеринбургской епархией получило одобрение Ученого совета.
    * Этнокультурный центр "Многая лета" приглашает подростков в походы.
ФЕСТИВАЛЬ "ЦАРСКИЕ ДНИ"
    * 5 июля в Екатеринбурге откроется художественная выставка "Царские дни".
    * 6 июля Крестный ход из Санкт-Петербурга вступит в пределы Екатеринбургской епархии.
    * 13-15 июля в Екатеринбурге, в рамках Царских дней, выступят военные духовые оркестры.
    * В Екатеринбурге завершился первый конкурс православных звонарей.
    * 16 июля в рамках "Царских дней" в Екатеринбурге состоятся богослужения, крестные ходы и концерты духовной музыки.
    * Программа мероприятий Всемирного Русского Народного Собора в Екатеринбурге (14-16 июля 2008 года), в связи с 90-летием мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев.
    * В Спасо-Преображенском соборе Невьянска открыта выставка о Царской Семье
http://orthodox.etel.ru/2008/getpdf/n27(492).pdf

***
Сайт Уральского Государственного горного университета Ко дню рождения Императора Николая II. Док.фильм «Николай II. Сорванный триумф»

Император Николай II при вступлении на престол получил в наследство страну, морально готовую к революции. Внешнее благополучие и спокойствие были обманчивыми. С.С. Ольденбург писал: «Император Николай I, вступая на престол, должен был сломить революционный заговор гвардейского офицерства. Император Александр II начал царствовать в дни Крымской войны, Император Александр III принял власть после злодейства 1 марта, среди смуты, которая тогда казалась грозной. Правление Государя Николая Александровича начиналось в дни затишья; но еще никому из Его державных предшественников не приходилось принимать не себя такого огромного, тяжелого бремени, такой сложной задачи».

Между тем, несмотря на тяжкие испытания, Николай II сумел вывести корабль русской государственности к спокойным берегам. К 1914 году Россия занимала видное место в мировой экономике и продолжала развиваться быстрыми темпами. На Западе говорили о «русском чуде». При этом русское самодержавие всегда было главным творцом этого «чуда», инициатором всех прогрессивных начинаний в технике и промышленности. Оспопрививанием Россия была обязана Императрице Екатерине Великой, железной дорогой — Императору Николаю I, Великим Сибирским Путем — Императору Александру III, научно-технической революцией начала XX века — Императору Николаю И, так как все эти начинания проводились в жизнь указаниями государей, иногда вопреки скептицизму комиссий и специалистов. Ведущую роль самодержавной власти в деле модернизации страны признает и современный исследователь Б. Н. Миронов: «В течение XIX-XX веков российское самодержавие являлось лидером модернизации, бесспорным проводником экономического, культурного и социального прогресса в стране. Существенные, может быть, наибольшие успехи за всю историю России были достигнуты в два последних царствования, при активном участии верховной власти и ее правительства».
В современных источниках много раз приводились сведения о добыче чугуна, нефти, угля, выплавки стали, стойком курсе золотого рубля, самых низких в мире налогах и низких ценах на продукты питания, которые знаменовали успехи русской промышленности к 1913 году. Но, пожалуй, самым впечатляющим и важным является рост населения Российской империи, которое за время царствования Николая II выросло на 60 миллионов человек, факт, который не имеет аналогов в мировой истории. Этот рост является лучшим показателем того, что Россия все более становилась богатым, сытым и процветающим государством. Что бы кто ни говорил сегодня, но исторические факты упорно свидетельствуют, что русский народ никогда, ни до, ни после, в своем большинстве, в материальном плане не жил лучше и богаче, чем при Императоре Николае Александровиче. Граф С.Ю. Витте, один из врагов Государя, писал ему в конце жизни: «Как бы ни судили современники о настоящем, беспристрастная история внесет в свои скрижали великие дела Ваши на пользу Богом вверенного Вашему Величеству народа. В Ваше царствование Россия получила прочную денежную систему, в Ваше царствование расцвела отечественная промышленность и железнодорожное строительство, в Ваше царствование с народа сняты многие тяготы — уничтожены выкупные платежи и круговая порука и проч., и проч. Но что русский народ никогда не забудет, покуда будет жить — это то, что Император Николай II призвал народ свой к совместным законодательным трудам. Это Ваша бессмертная заслуга перед русским народом и человечеством!»
(Три видеоролика на той же странице  с сайта http://www.prosvetcentr.ru/Ask_to/videoarchiv/Video.php)
***
Вспомнила сегодня стихотворение Вероники Тушновой "Не отрекаются, любя" после того как прочитала стихотворение Лары Шаталовой "Я отрекаюсь от любви". Написала небольшой экспромт в рецензии, что вдруг навело на размышления о смысле слова "отрекаюсь". Написала небольшой стих - метаморфозу от этого слова до слова "храм". Смысл слова ОТРЕКАЮСЬ стал страшен и резок: отрекаюсь -каюсь -Каин - окаянство и т.д. Еще страшней стало после того, как я обработала на компьютере свою фотографию Храма на крови, сделанную в дни города Екатеринбурга - в эти выходные. Храм почернел и купола горели, как костры в небо. В звучании слова ОТРЕКАЮСЬ - нож Каина, и Каинское "окаянство от, неприкаянность под и раскаяние в".Когда мы добавляем частицу НЕ, то "не отрекаюсь" превращается в реки слез скорби и святость храма. http://www.stihi.ru/2009/08/19/1562
***
Можем ли мы судить людей, вынужденных сделать такой шаг в жизни - отречение? Что значило для них самих это "отрекаюсь"? Вспомните историю Галилея, который был реабилитирован спустя 400 лет  после того, как его осудили за поддержку гелиоцентрической
доктрины Коперника и заставили отречься от неё. http://www.stihi.ru/2008/03/17/370
Вспомните прекрасный спектакль на Таганке по пьесе Бертольда Брехта о жизни Галилея."Что такое нравственная ответственность перед собой и обществом? Известный немецкий драматург Бертольд Брехт, публицист и теоретик искусства, поднял связь личности и общества в своём творчестве." Цитирую и далее статью в  журнале "Мастерство и вдохновение":

В пьесе "Жизнь Галилея" Бертольд Брехт поднял много важных вопросов: гражданский дух ученого, наука и мораль, соотношение понятий *ученый и подвиг*, моральная ответственность ученого перед обществом за открытия и за их использование миром, наука и власть. В пьесе Бертольда Брехта нет прямолинейных ответов на поставленные вопросы. Бруно, Коперник - ученые-герои, а вот поступок Галилея определить трудно. Был ли Галилео Галилей титаном науки? Своим отречением Галилей выиграл время и написал книгу о механике, но в то же время заставил других ученых повременить со своими открытиями, спрятать результаты исследований под сукно. Была ли это капитуляция истины перед властью?! Сам Галилео, потерявший зрение из-за тайной научной работы в лунные ночи, осуждает себя резко и не позволяет пожать руку Андреа Сарти, не принимая его прощения. Объективно же оценивая обстоятельства, в пьесе перед зрителем проясняется такая истина: ученый, оказавшийся бессильным перед лицом церковной реакции, отступил, чтобы найти другой путь войны с инквизицией. Подвиг Галилео Галилея велик, а сама жизнь его - страшный пример всевластия Ватикана. Примечателен тот факт, что драматург, десятилетия спустя после первых постановок пьесы, убрал известный зрителям и читателям финал, чтобы они сами определили историческое значение поступка Галилео Галилея..

Николай ll, последний российский император, который вынужден был отречься от престола.  И великая императрица Александра Феодоровна, и дети - были с ним и поддерживали друг друга до последних мгновений жизни, создавая этими мгновениями божественный храм любви и спасения.
Храм на Крови в Екатеринбурге, построенный на месте гибели царской семьи, стоит на самом высоком месте в центре города. Этот "возвышенный" центр истории города и важнейшая историко-географическая точка России - место смерти и "вознесения" последнего российского императора Николая ll и всей его семьи.
В день поминовения 17 июля православные всей России и многих стран мира собираются здесь.
Храм на Крови - символ память неотречения от любви, молитвы к Богу о прощении, и в то же время память о черных силах: ненависти, подлости, трусости и жестокости убийц последнего русского царя. Мы должны помнить о низком, чтобы не забыть о высоком!
Символично что по ступеням храма можно спуститься к театру на Пролетарской. В дни городского праздника там висела афиша спектакля "Каменный цветок" по "сказам" П.Бажова - великого пролетарского сказочника Урала, Данилы-мастера "Малахитовой шкатулки" (по словам поэта К.Кедрова).
Храм -на -Крови стоит у дороги в центр города,и все гости Екатеринбурга  видят это великолепие храма."Горение луковиц" (по словам Сергея Трубецкого) - пламя свечи молитвы людей в память о силах великой любви жизни и смерти последнего императора России Николая ll. И даже в самый ясный день в небе над храмом плывут облака - ангелы хранители великой скорби и памяти любви небесной и земной.
Для меня день 17 июля трагичен вдвойне - это день смерти моего отца (http://www.stihi.ru/2009/08/06/6952). Поэтому именно в этот день мне не удается побывать в Храме на Крови. Но эти два события окрашивают 17 июля - разгар лета красного для меня в цвет вселенской скорби. Поскольку я не историк и стихийно верующая (верую в Бога, но нечасто бываю в храмах), прошу простить меня всех православных людей и всех, кто занимался глубокими исследованиями темы святой царской семьи, если я невольно оскорбила их чувства в этом небольшом эссе. И в заключение без своих комментариев хочу привести цитату о праздновании  Царских дней в Екатеринбурге из статьи , опубликованной на страницах сайта «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» /Патриархия.ru ,
Кульминацией празднования Царских дней в Екатеринбурге стали ночная служба в Храме-на-Крови и крестный ход в монастырь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме.
Главным центром празднования Царских дней в Екатеринбурге стал Храм-на-Крови во имя всех святых, в земле Российской просиявших, возведенный на месте гибели Царской семьи.
Накануне в 17 часов в нижнем приделе покаянного храма, расположенном вблизи «расстрельной комнаты», началось всенощное бдение. Здесь приняли мученическую кончину святые страстотерпцы — император Николай, императрица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, а также верные слуги, не пожелавшие в последний час покинуть августейших узников и разделившие их участь.
К началу торжественной ночной службы у храма собрались тысячи людей. Все, кто пришел в эту ночь в Храм-на-крови, объединились в общей покаянной молитве, возглавляемой архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием и сонмом уральских священнослужителей.
Ровно в полночь ударили церковные колокола: началась Божественная литургия. Те, кто не смог войти в переполненный храм, молились, стоя на площади перед ним.
Телеканал Екатеринбургской епархии «Союз» вел прямую трансляцию ночного богослужения из Храма-на-Крови.
Около четырех часов утра завершилось богослужение. Под звон колоколов начался более чем двадцатикилометровый крестный ход в мужской монастырь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме. В крестном ходе участвовало около 25 тысяч человек.
Многолюдное шествие встретило рассвет в пути, а первые лучи солнца застали крестоходцев уже на городской окраине. К девяти часам утра шествие достигло монастыря в честь святых Царственных страстотерпцев на Ганиной яме.
С 2000 года на месте уничтожения останков Царской семьи возвышается монастырь в их честь. Сегодня в нем насчитывается 7 храмов. Возле главного, Царского, храма обители по прибытии крестного хода начался молебен архиерейским чином.
Монастырь на Ганиной яме в эти дни привлекает тысячи паломников, желающих прикоснуться к великой святыне, помолиться у поклонного креста, возведенного в честь и память Царской семьи. «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» /Патриархия.ru
***
И вернусь к тому, с чего начала это повествование:
19 августа 2009, 09:48 АПИ (soapi@apiural.ru) Яблочный Спас отмечают православные
Православные верующие отмечают 19 августа праздник Преображения Господня, именуемый в народе Яблочным спасом. Это один из главных двенадцати праздников Православной Церкви.
Как сообщили АПИ в Екатеринбургской епархии, в день Преображения Господня принято освящать разнообразные земные плоды. В давние времена считалось, что до яблочного спаса нельзя есть никаких плодов, кроме огурцов. Зато в сам праздник принято печь яблочные пироги, начинать заготовку яблочных компотов и варенья на зиму. По народным приметам, яблочный спас является первым днем осени. В старообрядческих деревнях Свердловской области по сей день считают, что по погоде, которая стоит 19 августа, можно судить о будущей осени. Если сегодняшний день будет сухим, значит, осень также будет сухой, если день дождливый - соответственно, дождливой.
Народная пословица гласит: "На второй Спас и нищий яблочко съест". В старину в день Преображения Господня было принято наделять бедных и неимущих плодами земли. Причем, обычай этот соблюдался так строго, что всякого, кто отказывался исполнить это доброе дело, считали человеком, недостойным братского общения.
Службы, посвященные православному празднику Преображения Господня, проходят 19 августа во всех храмах Екатеринбурга и области.
В частности, прихожан сегодня угощают яблоками в Ново-Тихвинском женском монастыре. Освящение яблок и других плодов нового урожая состоится сегодня после праздничной литургии (в 11:30). Всем присутствующим сестры по сложившейся традиции будут бесплатно раздавать освященные яблоки.
(Екатеринбург http://www.1723.ru/, www.e1.ru
Храмы Екатеринбурга  http://www.1723.ru/analis/church.htm )

------------------------------------------------------
Фото Владимира Удилова