Литературныезаметки на полях... Литературный Урал

Открытый Лит Клуб Отклик
                «… Только мы любим не лучшее, не самое цивилизованное
                и благоустроенное, но СВОЕ суженое и посланное нам для любви
                и спасения. Простая истина: не «эта страна», как принято
                теперь говорить, но МОЯ, НАША; наша земля, наш город, дом
                в котором мы живем».
                М. Никулина

   Тем, кто впервые приехал в Екатеринбург очень рекомендую побывать в Литературном квартале этого замечательного города.  Что такое «Литературный квартал»?  Не долго думая  любой екатеринбуржец выдает: «Круговина такая в центре города, там старые дома сохранились и в каждом из них писательский музей. И новое есть – эстрадная раковина, театрик уютный и сквер. В сквере памятник  Пушкину» Это, конечно, резонный ответ, но он только так называется – «квартал», а на самом деле это не квартал, а целое государство! Судите сами: музей Д.Н. Мамина – Сибиряка, музей Ф. М. Решетникова, музей литературной жизни Урала  XIX и XX вв. На каждый век - по музею!
  Музей «Литературная жизнь Урала XIX века» открыт 21 июня 1996 года. По этому адресу находился дом Марии Якимовны Алексеевой - первой жены Д. Н. Мамина-Сибиряка (бывш. Колобовская улица, 41). В доме на Колобовской, 41, бывали представители прогрессивной общественности Екатеринбурга. Здесь по вечерам собирался так называемый «маминский кружок», в который входили юристы Н. Ф. Магницкий, И. Н. Климшин, М. Е. Кетов, А. А. Фолькман, писатель Н. В. Казанцев и др. В дружеских беседах обсуждались последние события жизни России и Урала, новинки литературы и искусства. Д. Н. Мамин-Сибиряк был великолепным рассказчиком, остроумным, живым собеседником. М. Я. Алексеева прекрасно играла на рояле, и вечера, по воспоминаниям друзей писателя, проходили чрезвычайно интересно.
   Дом на Толмачева, 41 полукаменный, с большими окнами в узорчатых наличниках. Железная крыша украшена трехступенчатой башенкой с двумя ярусами сложной деревянной резьбы. Низ дома кирпичный, с фасада оштукатуренный, окна с улицы на уровне тротуара, во дворе - несколько выше. Не исключено, что здесь были кухня и другие служебные помещения. Вход в дом со двора и с улицы. Внутри дома деревянная лестница со старинными балясинами ведет на второй этаж. Во дворе к дому примыкает двухэтажная терраса, вверху она застеклена, внизу открытая.
Решение Свердловского исполкома городского Совета о передаче музею здания по ул. Толмачева, 41 было принято 13 января 1982 года. Дом был отреставрирован и был открыт для посетителей в мае 1990 года выставкой "Мир Чехова" к 130-летию со дня рождения писателя и к 100-летию его путешествия на о. Сахалин. Были использованы подлинные вещи Чехова из Ялтинского музея.
   Как постоянно действующий филиал музей открылся 21 июня 1996 года с экспозицией "Литературная жизнь Урала XIX века ".
   Постоянная экспозиция знакомит с судьбами и творчеством уральских писателей этого периода А. В. Лоцманова, И. И. Варакина, И. И. Железнова, К. Д. Носилова, А. А. Кирпищиковой, А. Г. Туркина, Е. А. Словцовой-Камской, П. И. Заякина-Уральского, И. Ф. Колотовкина, А. С. Сигова-Погорелова, а также с литературно-художественными изданиями тех лет.
    В экспозиции нашли отражение материалы, связанные с пребыванием на Урале известных русских литераторов: В. Н. Татищева, В. И. Даля, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, А. Н. Радищева, П. П. Сумарокова, В. К. Кюхельбекера, Н. Г. Гарина-Михайловского, С. Я. Елпатьевского.
Экспозиция создает образ Екатеринбурга XIX века с его насыщенной духовной жизнью, главным стержнем которой всегда являлась литература. В мемориальных интерьерах гостиной и столовой представлены материалы, рассказывающие о творческой интеллигенции города, современниках Д. Н. Мамина-Сибиряка: писателе Н. В. Казанцеве, основателе УОЛЕ О. Е. Клере, фотографе В. Л. Метенкове, художнике С. И. Яковлеве, а также о театральной и музыкальной жизни Екатеринбурга.
    В нижней гостиной музея проводятся временные выставки.
Дом на Пролетарской, 10 – «Литературная жизнь Урала XX века»  - новодел. Построен по эскизам и старым фотографиям дома  40 по улице Толмачева (бывш. Колобовская). В 1910-1912 гг. этот дом (архитектор Янковский) в стиле русского провинциального модерна (кокошники на окнах, плавные изогнутые линии декора, круглые и полукруглые окна, высокое крыльцо, стрельчатая крыша) принадлежал присяжному поверенному В. И. Иванову. В 1918 году он был членом правительства адмирала Колчака в Екатеринбурге.
    В 1913 году дом был продан присяжному поверенному, члену екатеринбургского окружного суда Веселову Дмитрию Михайловичу, жившему там с семьей до 1918 года.
Позднее в этом доме жил начальник народного образования, который был репрессирован в 1937 году.
  Решение о передаче дома на баланс Музея было принято исполкомом Городского совета 27 апреля 1987 года.
  Дом отведен для постоянной экспозиции « Литературная жизнь Урала XX века». Пока в нем размещаются временные выставки.
Музей был открыт выставкой «Александр Блок и культура Серебряного века» в 1993 году, где использовались мемориальные вещи и подлинные издания поэтов и писателей начала ХХ века.
  С июня 1999 года в музее разместилась выставка «К 200-летию А. С. Пушкина» (Из частного собрания коллекционера Г. И. Щекутова). В экспозиции были представлены уникальные материалы: издания произведений А. С. Пушкина XIX и XX веков, иллюстрации, графика, скульптура, филателия, филокартия, фалеристика, сувениры.
В настоящее время в доме по адресу Пролетарская, 10 располагается выставка "Сказы Уральских гор" (К 125-летию П. П. Бажова).
  В музее планируется создание постоянной экспозиции, посвященной литературной жизни Урала ХХ века. В 20-30-е годы ХХ века она была чрезвычайно активной, чему способствовал огромный индустриальный потенциал края. Кроме известных уральских писателей П. П. Бажова, А. П. Бондина, Б. А. Ручьева и др. на Урале в те времена жили и писатели Ю. Лебединский, Л. Н. Сейфуллина, А. П. Гайдар, Б. Я. Горбатов, В. П. Катаев, приезжали В. В. Маяковский, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, А. Т. Твардовский и многие другие.
  В годы войны Урал стал центром литературной жизни страны: сюда были эвакуированы члены Московской и Ленинградской писательских организаций М. С. Шагинян, А. А. Караваева, Л. А. Кассиль, В. Ф. Панова, О. Д. Форш, которые работали в дружбе с писателями-уральцами - П. П. Бажовым, Е. Е. Хоринской, О. И. Марковой и др.
  Лучшие, талантливые произведения Н. Г. Никонова, В. П. Астафьева, В. П. Крапивина, А. П. Ромашова, М. П. Никулиной, Л. К. Татьяничевой, А. Л. Решетова, Б. А. Ручьева, А. Л. Иванченко, О. А. Славниковой и многих других современных писателей также вполне достойно смогут представить в музейной экспозиции литературу Урала ХХ века в контексте общероссийского литературного процесса.
Далее Музей кукол и детской книги «Страна чудес», Камерный театр. Есть еще дом-музей П.П. Бажова. Он стоит от Литературного квартала в отдалении. Говоря по справедливости, в эту музейную империю надо бы еще включить дом, где снимал комнату Аркадий Гайдар. Кроме того это место благословлено книгой еще в 19 веке, поскольку именно в этом районе соседствовали другие литературные храмы – типографии (бр. Оленевых, мерной, Судакова) и библиотеки ( о.и М. Чернавиных, Г. Буслова, е. Кремлевой, Е. головой, П. Шабарова, С. Тихоцкой.) Кроме тех хороших писателей, которые Екатеринбурге  - Свердловске жили ( и сейчас живут), многие  сюда приезжали. Начнем с не совсем писателя. Говорят, будто в царствование Павла барон Мюнхгаузен, не литературный персонаж, а его реально существовавший прототип, приезжал в Екатеринбург вызволять из тюрьмы своего брата. Поэт – декабрист В.К. Кюхельбекер проследовал через город на сибирскую каторгу. Ночевал он на почтовой станции, на углу нынешних улиц Первомайской и Толмачева, то есть на территории Литературного квартала. Поэт В.А. Жуковский побывал здесь, сопровождая наследника престола, будущего царя Александра II , в путешествии по России. Александр Дюма сюда не добрался, но упоминает «богатый золотом и мехами» Екатеринбург в своем романе «Учитель фехтования». А.П. Чехов останавливался здесь по пути на о. Сахалин. Давид Бурлюк в занятом белогвардейцами городе устраивал свои шумные выставки, и поэтические вечера В.В. Маяковский прибыл сюда воспевать первые пятилетки, О.Э. Мандельштам сидел в свердловской пересыльной  тюрьме. Агния Барто эвакуировалась  сюда в годы войны и по совету Бажова работала на заводе токарем, чтобы изучать подростков, которые заменили у станков ушедших на фронт взрослых. В.С. Высоцкий  в Свердловске на гастролях в составе труппы знаменитого московского театра. Булат Окуджава встречался в уральской столице со своими поклонниками. Василий Шукшин…Просто не возможно всех перечислить! Ах, да! Вот еще – Илья Кормильцев, властитель дум молодежи 80-х, автор песен рок-группы «Наутилус Помпилиус», выходец из Екатеринбурга. Хотя обстоятельства пребывания многих литераторов печальны (были здесь и Чернышевский, и Достоевский), город получается вполне литературный. И существование Литературного квартала – не случайность.
  По количеству архитектурных памятников и достопримечательностей  - это место одно из главных в Екатеринбурге. Хотя здесь явственно ощутимо шумное дыхание современного мегаполиса, волшебный, уютный уголок сохранил чарующую атмосферу минувшего. Тихие улицы, милые старинные особнячки, тенистый сквер… Есть в Екатеринбурге даже Пушкинский дом.  Александр Сергеевич побывал на Урале, собирая документальные свидетельства для своих «Истории Пугачева» и «Капитанской дочки», Екатеринбург упоминает, но чуть- чуть  до него не добрался. Да, Пушки никогда не был в этом городе, но соседняя  улица Декабристов хранит скорбную память о многих его знакомых и друзьях…Кстати, в Екатеринбурге памятников Пушкину целых два. Один стоит на Уралмаше, другой в Литературном квартала. Последний еще называют – памятник Пушкину босоногому.
   Улица Гоголя  в Свердловске (бывшая Грязнухинская, Разгуляевская (По кабаку «Разгуляй» ), Гоголевская) – одна из старейших улиц, застраивалась с 1750-х гг. в 1909 году в год столетия со дня рождения Гоголя переименована в Гоголевскую, а через десять лет – Гоголя. Хотя  об  интересе самого писателя к этому региону страны нет никаких сведений, Гоголь на Урале не бывал, но на Урале была своя «гоголиана» В 1920-30 – х. гг. Гоголя помнили и чтили, так как  для литературы  это время было связано с расцветом сатиры. Писатели тех лет активно использовали гоголевский интертекст  для придания большего сатирического эффекта  происходящему. Позже курс литературы  изменился, но для культурной легимизации   большого метода соцреализма теоретиками и практиками советской литературы была подведена под него мощная основа русской классики. В сформировавшийся пантеон классиков вошел и Гоголь.  Его личностью и актуальным  творчеством  до стих пор интересуются ученые,  поэты, писатели, скульпторы, художники…

ГОГОЛЬ

Не розовым мелком
По кабакам и школам,
А серым молоком-
Сиротским, порошковым

На тридевятом,
На высоком этаже,
На скорлупе окна
Проступит  Фаберже.

Удавка, завиток,
Вообразимый локон,
Оправленный в желток,
В сухую смятку окон.

Пружинка и овал,
Резьба зрачка и нёба.
Никола надышал
Сюда просвет из гроба.

Из гроба в гроб, в гробу-
Проталинку, лазейку…

За капельку во лбу
Величиной с копейку.

    Юрий Казарин

   В городе существует еще и улица Салтыкова – Щедрина. По странной иронии судьбы писателя обожали цитировать (и неточно) наши великие вожди, подозрительно похожие на его персонажей. За это обожание он и удостоился, чтоб в его честь назвали улицу. Но все получилось очень правильно! Свердловск-Екатеринбург иногда до обидного напоминает город Глупов, так что улица Щедрина, видимо, появилась неслучайно. И выглядит она вполне под стать  произведениям писателя-абсурдиста. Заброшенный пустырь, а на нем один единственный дом, почему-то под номером 18А. Странное совпадение: прилегающие в этом месте к берегам реки улички и беспорядочно разбросанные дворы с флигелями, сараями, дровяниками и голубятнями назывались «Страной Дураков»….
   Следующим,  хочется отметить Музей Ф. М. Решетникова, который был открыт к 150-летию писателя 1 октября 1991 года.
Федор Михайлович Решетников - писатель (1841- 1871). Родился в семье почтальона Михаила Васильевича Решетникова в Екатеринбурге.
Ф. М. Решетников одним из первых поднял тему рабочего человека. В нем видели первооткрывателя народно-реалистического направления в русской литературе. Творчество Решетникова высоко ценили Некрасов, Салтыков-Щедрин, Тургенев, Достоевский, Успенский.
   Музей писателя-демократа Ф. М. Решетникова расположен в двухэтажном каменном доме по ул. Пролетарская, 6 (бывшая Сосновка, Конюшенная, Офицерская ул.).
Дом с конюшней, каретником и другими службами был построен в первой трети Х I Х века.
   Концепция экспозиции была разработана заместителем директора по науке И. И. Степановой и заведующей музеем Ф. М. Решетникова И. Ю. Кирносовой. Автор эскизов и оформления экспозиции - ленинградский художник М. Горелик
Музей Ф. М. Решетникова расположен в двухэтажном каменном доме с конюшнями, каретником и другими службами.
   Литературная часть экспозиции музея посвящена жизни и творчеству Ф. М. Решетникова. Рукописи, письма Решетникова дополняют воспоминания, отзывы современников, зарисовки из городской жизни, из жизни почтовых служащих, ямщиков, виды Екатеринбурга, Перми, Нижнего Тагила, Санкт-Петербурга, фотографии Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.
В экспозиции представлена история прижизненных публикаций Ф. М. Решетникова в периодике тех лет, а также отдельные издания, собрания сочинений, переводы на иностранные языки.
   Этнографическая часть экспозиции знакомит посетителей с почтовой службой середины XIX века, с традициями и обычаями русского народа и является своеобразным памятником дорожного быта России того времени. Основой для этой части экспозиции послужила частично восстановленная архитектурно-пространственная среда улицы и почтового подворья,
В музее также проводится экскурсия для детей по мотивам повести писателя «Макся». С первого взгляда это может показаться странным. Решетников был известен в 60-е годы 19 века как один из ярких представителей «натуральной» школы. Писатель он был для своей эпохи выдающийся. Решетников, с кажущейся бесстрастностью ученого естествоиспытателя, описывал хорошо знакомый ему мир угнетенных и униженных людей. Его сухую, почти документальную прозу никак не назовешь изящной словесностью. Но сама «фотографичность» изложения сообщает произведениям писателя потрясающий художественный эффект. Автор не дает нам ним малейшей возможности усомниться в том, что чудовищные вещи, о которых он говорит, - правда. Сердце сжимается, когда читаешь его произведения. Больно и за «благополучного» Максю. Решетников горячо сочувствует своим героям. Духовная неразвитость, вопиющие невежество, глупость и забитость. И связанные с этим пороки, прежде всего отчаянное пьянство… Позвольте, а причем  же здесь дети?!
Автор экскурсии Татьяна Каменецкая помогает увидеть Федора Михайловича в другом ракурсе, указывая на неоднородную, разнообразную фактуру языка писателя (сына  почтальона), которую возможно не только читать,  но как будто слышать и видеть. В музее можно прикоснуться к тому самому быту, который  так скрупулезно  описывал автор. В прихожей вешалка с шинелью почтового ведомства, там же можно примерить треуголку станционного смотрителя. Побывав в ямщицкой и жилых помещениях почтовых служащих начинаешь  осознавать как старинные вещи оживают и говорят с вами из позапрошлого века своим особым музейным языком…Кроме того, на экскурсии дети инсценируют фрагменты «Макси», получается интереснейший урок литературы в музее, в следствии чего и писатель, и сама литература становятся детям интереснее и ближе.
   Заходят в музей и иностранцы. Чужда им дорожная печаль огромной неустроенной страны. Для них здесь найдутся чай из самовара и ответ на вопрос, сколько зарабатывал Макся  в долларах по валютному  курсу 1864 года…
На почтовом подворье есть еще конюшня (лошади, увы, остались в 19 веке), каретный сарай и кузница, самая настоящая. Там студенты Урал ГАХА учатся художественной обработке металла.
   Возвращаясь к началу , вспомню про Музей Д. Н. Мамина-Сибиряка. Он  был  открыт  1 мая 1946 года.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912) - писатель, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Уралом и Екатеринбургом.
Д. Н. Мамин-Сибиряк родился в поселке Висимо-Шайтанского завода (ныне поселок Висим) в семье священника.
   Учился в Екатеринбургском духовном училище (1866-1868гг.), Пермской духовной семинарии (1868-1872) и в двух петербургских вузах: Медико-хирургической Академии и Университете.
   В 1877 году Д. Н. Мамин вернулся на Урал. На постоянное жительство в Екатеринбург переехал в марте 1878 года.
   Дом (постройка 1840-1860-х гг.) на ул. Пушкина, 27 (бывш. Соборная, 27) писатель купил у вдовы А. Ф. Сушиной в 1885 году за 2. 400 рублей на гонорары от первых своих романов "Приваловские миллионы" и "Горное гнездо ". Здесь поселились мать писателя А. С. Мамина, его сестра Лиза и старший брат Николай. Сам же Дмитрий Наркисович жил в доме жены М. Я. Алексеевой, но ежедневно навещал своих родных.
   Идея создания музея в этом доме родилась в 1926 году в комиссии по увековечению памяти писателя, созданной членами Общества А. П. Чехова и его эпохи, действовавшей при Румянцевском музее в Москве. Начавшуюся в 1940 году работу по созданию музея прервала война. Музей был открыт лишь в 1946 году. В 40-е годы был произведен капитальный ремонт дома, а в 1973-1977 гг. он был отреставрирован. Позднее к дому была сделана пристройка для размещения выставочного зала, сначала фондохранилища, а затем научной библиотеки.
Собственный дом Д. Н. Мамина-Сибиряка деревянный, рубленый, с бутовым оштукатуренным цоколем и подвалом, кирпичной пристройкой справа. Фасад облицован кирпичом лишь с улицы, крыша железная. Окна с фасада имеют оштукатуренные наличники, со двора - дощатые ставни. Парадное крыльцо сложено из старинных гранитных плит, над ним металлический навес с ажурными боковинами. Из-за ветхости подлинный навес был заменен во время реставрации дома другим, снятым со старого екатеринбургского строения. В доме восемь комнат, считая бывшую кухню и прихожую. Службы и приусадебный участок не сохранились. Теперь при доме небольшой двор, замкнутый со всех сторон современными строениями.
В данное время в музее работает новая экспозиция, которая учитывает особенность и специфику собственного дома писателя. Восстановленные мемориальные комнаты, история семьи Маминых является фоном, на котором разворачивается рассказ о жизни Д.Н.Мамина-Сибиряка. Тема семьи, богато представленная в автобиографических произведениях писателя, органично вплетается в повествование о его творчестве. Авторами научной концепции являются Н. П. Крякунова и Г. Ю. Комогорцева.
Настоящая экспозиция соответствует требованиям современного архитектурно-художественного оформления. Авторами являются А. А. Тавризов и Е. А. Ратновская. Они придумали уникальное музейное оборудование: шкафы-витрины, разработанные специально для музея Д. Н. Мамина-Сибиряка. На первый взгляд, они ничем не отличаются от мебели конца 19-го - начала 20-го века и прекрасно вписывается в мемориальные интерьеры. На самом деле, у каждого из этих предметов своя тайна. В первом шкафу, изготовленном в виде буфета, представлена история создания трех уральских романов Д. Н. Мамина-Сибиряка: "Приваловские миллионы ", "Горное гнездо ", "Три конца ". Рядом в импровизированном комоде - материалы по теме: "Д. Н. Мамин - журналист ". В конторке представлена информация об "Уральских рассказах" и эстетических принципах писателя. В витринах петербургской комнаты находятся экспонаты, представляющие творчество писателя последних двадцати лет. Перед посетителями предстает Мамин - писатель и человек, раскрывается мир его творчества, художественное видение, эстетическое кредо...
   Последняя комната по своему художественному решению созвучна первой. На стене - многочисленные фотографии литературного окружения и, как признание таланта, трогательное письмо М. Горького: "В день сорокалетия великого труда Вашего, люди, которым Ваши книги помогли понять и полюбить русский народ, русский язык почтительно и благодарно кланяются Вам, писателю воистину русскому ".
Для музея стали большим событием недавние съемки художественного фильма по мотивам романа  писателя «Дикое счастье» Съемочную группу возглавлял московский режиссер Ф. Мармонтов, в главных ролях : С. Безруков, А. Мерзликин, Ф. Бондарчук, И. Скобцева.

   И в конце, не возможно не сказать о самом «Главном уральском писателе» -  Павле Петровиче Бажове.  Кто из нас не знает Бажова - седобородого дедушку с трубкой?!  Ведь именно он познакомил весь мир с природой, языческими богами уральской земли, а главное… с ее людьми. Он показал уральский образ жизни, менталитет уральского человека.  Естественно и справедливо, что уральские сказы стали классикой и пользуются широчайшей известностью.
Дом- музей  П.П. Бажова открылся для посещения 3 февраля  1969 года. Этому событию предшествовала большая подготовительная работа, в том числе прием на государственное хранение в 1967 и 1968 от вдовы П.П. Бажова Валентины Александровны его рукописей и документов, личных вещей и подарков, книг  и  брошюр из  его библиотеки. Этот дар и явился основой  Личного фонда документальных материалов писателя. Бажовский фонд стал частью фондов литературного музея в Свердловске.
   Литературная экспозиция зала рассказывает о жизненном и творческом пути уральского писателя Павла Петровича Бажова, который почти всю жизнь прожил на Урале, а с городом Екатеринбургом - Свердловском, как он говорил, его связывает около полувека.
   Родился П.П.Бажов в 1879 году в Сысерти, в семье рабочего, закончил Сысертскуго земскую школу, затем продолжил учебу в Екатеринбургском духовном училище и Пермской духовной семинарии. С 1899 г. работает учителем в разных учебных заведениях Екатеринбурга. В 1911 г., после женитьбы на В.А.Иваницкой, П.П.Бажов начинает строительство бревенчатого дома на углу улиц Болотной - Архиерейской (ныне Большакова - Чапаева). Планировка дома была рассчитана на большую семью: 4 просторные комнаты, коридор, кухня, сени, чулан. В этом доме созданы все до единой книги писателя.
  В течение всей жизни П.П.Бажов ведет большую общественную работу - руководит Свердловским отделением Союза писателей, является депутатом Местного совета, затем Верховного совета СССР.
  Умер Бажов 3 декабря 1950 г., похоронен в Екатеринбурге  на Ивановском кладбище.
  К 90 - летию со дня рождения, в 1969 г., в доме писателя был открыт мемориальный музей.
  В экспозиции этого зала представлены фотографии П.П.Бажова в разные годы жизни, с известными советскими писателями, маршалом Г.К.Жуковым. В витрине - издания "Малахитовой шкатулки", изделия по сказам Бажова уральских камнерезов, мастеров каслинского литья, художников Палеха, Федоскина, Мстеры.
Обстановка прихожей, кабинета, столовой полностью сохранены. В прихожей на вешалке личные вещи писателя. За высокой конторкой, принадлежащей еще отцу писателя, Бажов часто работал ночью. В кабинете на трех стеллажах представлена большая часть библиотеки Бажова – сочинения классиков, справочная литература, политическая литература, книги по краеведению, произведения советских писателей с автографами. Особенно интересен рабочий стол писателе, который подарили ему к 70-ти летию рабочие Химмашзавода , за которым он и  работал до последних дней. На нем личный вещи писателя -  очки, трубка, лупа, папки с депутатскими делами, фотографии разных лет, настольная лампа и др.
Детская комната воссоздана по воспоминаниям дочерей и внуков писателя. Павел Петрович был замечательным отцом. В доме много читали. Недаром младшая дочь Рита не раз получала награды на конкурсах чтецов. Шкатулка с парашютистами – одна из таких наград.
  Старшая дочь занималась в художественной студии. Ее рисунки можно увидеть в экспозиции на столе.
  На гитаре играл сын Бажова – Алексей. Он так же подавал большие надежды в поэзии. Увлекался фотографией. Его снимки есть в комнате.
В последствие в комнате жил внук Бажова – Никита. Комната  передает обстановку 40-х – 50-х годов. Все вещи в ней мемориальны. Они переданы музею дочерьми писателя.
  Все, кто бывал в доме, с большой теплотой вспоминают  о гостеприимных и радушных хозяевах.

     В этом году   Объединенный  Музей  Писателей Урала и Литературный квартал отметили 130 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова.  Надеемся, что Литературная жизнь Урала будет  такой же насыщенной и интересной еще многие и многие годы.


Источники:

-Книга Алексея Рыжкова "Вокруг Литературного квартала"
- Журнал "Литературный квартал" №1,2
- Официальный сайт  Объединенного Музея Писателей Урала www.ompu.ur.ru
- Печатные материалы из дома-музея П.П. Бажова