Изучение учебника Психология

Людмила Филатова Владимировна
Здравствуй, мой друг! Всё,что написано далее, читай внимательно.
Я занялась изучением учебника "Психология" Л.Д.Столяренко.
Честно сказать, даже дух захватывает от того, что так интересно написаны статьи в этом учебнике. Очень хочется спорить с автором по некоторым статьям. Чувствую, данный учебник описывает "золотую серединку" моей жизни и потому становится легко от прочтения его параграфов.
Вчера включилась в изучение когнитивного развития и психологии познавательных процессов.
 При чтении книги постоянно применяла аналогию своего мышления и учебник становился более насыщенным и интересным. А как уж тебя вспоминала! ведь ты же мой учитель и я стремлюсь к тебе со своими знаниями.
Очень понравилась концепция Ж.Пиаже. Согласна с тем, что его теория рассматривает умственное развитие как непрерывную и неизменную последовательность стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и в свою очередь подготавливает последующую. А описание развития по А.Валлону считаю размытым и не очень поддерживаюсь его. Теория Ж.Пиаже более реалистична и близка в применении, т.к. автор ближе подошел к понятию детского возраста.
Я тут недавно прочитала как один школьник выложил суть своей деятельности в интернете. Было довольно-таки интересно, что не удержалась и списала высказывания. Вот они:
 "Дышу. Засыпаю и просыпаюсь. Смотрю в окно. Уезжаю и приезжаю. Еду куда-то или куда глаза глядят. Иногда ем. Думаю. Стараюсь не думать. Брожу по улицам. Старательно учусь и очень старательно ленюсь. Витаю в облаках. Скучаю по людям. Прибегаю, убегаю, делаю разные дела, встречаюсь с разными людьми. Смотрю в потолок. Читаю. Слушаю тихонечко музыку,пока все спят. Точнее никто не спит. Я один. Блуждаю в интернете. Иногда злюсь. Увлекаюсь новыми идеями, остываю к старым. Всегда чего-то хочу."
Тебе понравилось? Это все пишу к тому, что интересен детский возраст и мне удалось несколько раз пережить школьный возраст воочию. Да, впрочем, я не просто жила, а постоянно наблюдала, совершенствуя себя и свое окружение, поэтому могу дать глубокую оценку всех происходящих рядом процессов и оценку написанных книг.
 Естественно, учебник Л.Столяренко перекладываю на себя -- нужно же знать где удачи и промахи, и в чем есть безрассудство.
Для "себя любимой" поняла, что обладаю эвристическим уровнем интеллектуальной активности, т.е. открываю закономерности эмпирическим путем -- оценивая самостоятельно свой же способ решения задач, а также имею креативный уровень интеллектуальной активности. А почему бы и нет? т.к. способна вскрыть существенное путем анализа единичного объекта. Являюсь самодостаточной личностью и бываю равнодушна к внешней оценке, хотя к ней и прислушиваюсь.
А ты как оцениваешь себя в психологии? Ведь это так интересно!

 Замечательно, что в учебнике столько теорий! Но ведь они были написаны в разное время и теперь, в действительности, предстают для нас во взаимосвязи. Считаю, на данный момент времени нельзя рассматривать принятые теории отдельно друг от друга,т.к человек эволюционирует и вбирает в себя разные направления и теории, если, конечно, он (человек) здравомыслящий и не ленящийся обучаться.
Здесь хочется чуть-чуть затронуть понятие МУДРОСТЬ.В основе мудрости лежат такие черты характера: сочувствие,сострадание,альтруизм,понимание себя,эмоциональная стабильность и уровень социализации.
Нейробиологи установили,что мудрость достигается при балансе между примитивными системами мозга и более развитыми. Это я все пишу к процессу развития и эволюционирования человека.Для мудрых людей жизнь становиться более осмысленной, более понятной.

 Друг, знаешь, я читаю учебник(в частности изучаю тему ПАМЯТЬ) и мне представляется память того человека, кто написал этот учебник,а именно Людмилы Дмитриевны Столяренко. Она пишет о своих методах уменьшения забывания и развития памяти. Но я всю жизнь использую метод, который отличен от описанных методов в этой книге, да и от памяти самой Л.Д.Столяренко. Назову этот метод "Запоминание в "полдыхания". Вот в чем суть моего метода(а может быть, где-нибудь ты читал об этом и я тоже хочу прочитать о нем):
Так, к примеру, на протяжении всей учебы в школе и институте я воспринимала учебники зрительно, т.е как бы фотографировала их в память. Затем давала время для отдыха этой памяти с фотографиями и применяла метод "полдыхания", т.е держала информацию в голове, а сама дышала приостанавливая доступ кислорода к мозгу. В это время в голове немного поднималось давление и ощущалась некоторая тяжесть. Я, как будто, не выпускала знания из головы и сердцем регулировала внутренний процесс -- немного сжимала сердце.
В такое состояние входила перед сном и держалась в нем подсознательно всю ночь. Утром открывала свое подсознание осторожно и аккуратно. Потихонечку "выдыхала" полученную информацию и при этом фиксировала свое внимание одновременно как на выходящей информации (изучаемый материал), так и на оставшейся информации на энграмме. Это подобно тому, как мы читаем фотографии статей учебника из памяти и тихонечко пересказываем их.
Удивительный, выведенный метод нужно применять без спешки в жизни, т.к быстрота реакции на переключение памяти может усложнить процесс долговременного запоминания, да и при спешке "дар" может уйти.
 Расскажу о месте и времени применения этого метода:
Вы в течении полугодового семестра аккуратно записывали все лекции своего профессора, но ничего не понимали в его изложении тем. (Для меня самым сложным был предмет "Исследование операций"). Пришло время сдавать экзамен. За неделю до экзамена открываете конспект и с особым вниманием фотографируете его постранично в свою память. Страницы держите в памяти неприкасаемо в течении одной ночи, а на утро как бы проявляете фотографии из памяти (данная методика, должно быть, отчетливо понятна тем, кто занимался в советское время фотоделом с черно-белыми фотографиям). Затем спокойно аккуратно включаете логику для понятия взаимодействия абзацев "сфотографированной" страницы, т.е. с утра вы начинаете постепенно управлять всеми участками своего мозга, вводя в действие их (участки) последовательно. При такой организации физиологических процессов в организме у вас на тот момент времени в работу включается воображение, внимание, мышление, логика, память. Вы начинаете очень глубоко понимать написанный текст, совсем непонятный на лекциях за семестр. Вы его изучаете, т.е. осознаете, применив свою волю (зубрежка отсутствует совсем) и в лучшем случае определяете его использование в жизни.
Иначе: работаете памятью как фотоаппаратом и затем сканируете фотографии на выходе памяти. Верьте, тогда всё незнакомое будет для вас знакомым.
Рассмотренный метод можно применять музыкантам для запоминания партитур, а потом воспроизводить запомненные ноты, или артистам при изучении текста.
 Не знаю доходчиво ли написала об одном из естественных процессов запоминания информации?!
Давайте обмениваться собственным опытом при исследовании работы мозга, чтобы потом нашим детям не пришлось перепахивать огород заново. Хотелось бы услышать отклик на написанное.
 
Кстати, данному приему овладения информацией желательно обучать ребятишек сразу, когда они начнут отличать буквы друг от друга,примерно в 2,5 года. К 6 годам эффект будет потрясающим. Детки, которых я обучала,при поступлении в школу могли рассказывать целые страницы книг так,как будто их читают,но они никогда ничего не учили наизусть- не зубрили. Мало того,эффект развития шел с ними всю жизнь в школе,то есть читали большое стихотворение или рассказ один раз и оно оставалось в памяти на долгое время,при том не было никакой перегрузки детского организма и освобождалось время для своих жизненных интересов. На уроках в школе дети также применяли изложенный метод:"что вошло- то вошло- значит изучили". Уроков, практически, дома никто не делал, просто читали учебники и все!,а потом в процессе жизни сами пользовались своими знаниями, когда нужно.
При поступлении таких детей в школу, тестирующие учителя, всегда говорили их родителям:"Спасибо, что идете в нашу школу". Обученные ребятишки задавали темп развития учеников в классе. Учителям с ними было постоянно интересно, да и одноклассники стремились к ним, т.к. сверстники были развиты во многих направлениях.
Здесь совсем не горжусь своими результатами в образовании. То, чего  достигли, может достигнуть каждый. Одаренных детей нет, или, вернее, все дети одаренные изначально, только необходимо не лениться совместно развиваться родителям и детям.Детки учатся и родители тоже учатся у них.
Жить интересно, когда каждый день открываешь на своем пути что-то новое и удивительное.
Возможно, потом еще что-нибудь напишу при изучении тем учебника.
Буду рада откликам на мои статьи-письма.

Данное творчество всегда в работе.
        Пишите.
    Людмила Филатова Владимировна
    --24.04.2009г.--(16.04.2018.)







ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
НОВОРОЖДЕННОСТЬ
В первый крик, в первый вздох
Ощути - с тобою Бог.
Тете, дяде улыбнись.
Свет прими и им дивись.

Ты пришел — Собор мечты.
Мир в тебе и в мире Ты.
Новорожденность.
04.04.2015г.
СТАРОСТЬ
http://stihi.ru/2018/04/02/9260
Вот и старость на носу...
Дело близится к концу...
Час за часом - сложен век,
Уж не рвемся мы в разбег.

Медленно... плетясь в хвосте...
Чуть живые в суете.
Старость.
12.10.2014г.

ПОРТРЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА (Автор Михаил Литвак)
"Каков же он, психологически здоровый человек?
Возьмем за основу определение Маслоу: самоактуализированный человек- это открытая всему новому личность. Поведение ее естественно и спонтанно, просто и выразительно. Этот человек постоянно стремится вперед и приближается к полному раскрытию заложенных в нем способностей, умеет контролировать свои эмоции, но при этом быть разным – и спокойным, и искренним, и веселым, и активным. Он уважительно относится к людям, обладает терпением и тактом.
Признаки психологически здорового человека.
1. Ясное и адекватное восприятие реальности – отличительная черта здорового человека. Для него в мире множество возможностей для развития, он видит новое и интересное в обычных вещах, способен всегда учиться и расти, тонко чувствует неправду и всегда может понять, в чем заключается проблема и как ее исправить.
2. Самоактуализированная личность умеет принимать себя и мир такими, какие они есть, мириться со своими минусами и несовершенствами, не устраивать трагедий из-за неудач, не жалеть о случившемся и не винить себя в событиях. Такой человек не пытается строить из себя кого-то, привлекать внимание, он естественен, существует в гармонии с собой.
3. Поведение такого человека – не наигранное, простое и спонтанное. При этом он осознает все условности окружающего мира, но спокойно принимает их, чтобы никого не задевать. Если же что-то не устраивает или возмущает – честно и искренне выражает свою позицию и гнев. Имеет своё мнение и всегда нуждается в развитии своих способностей.
4. У психологически здоровой личности удовлетворены низшие потребности и решены многие проблемы, поэтому его основная задача – развивать себя и своё дело, которому он себя целиком и полностью посвящает, можно сказать – служит. Также у него есть возможность и время на осознание, размышления о жизни и философию.
5. Самоактуализированный человек самодостаточен, он не зависит ни от кого, от дружбы и общения. Спокойно переживает одиночество и находит в нем много плюсов, так как это прекрасное время для роста и развития. Он независим от мнений других и идет своим намеченным путем, не впадает в панику и тревогу, управляет своими эмоциями, осознает ответственность за свои решения и поступки.
6. Среднестатистическому человеку необходимы люди, так как от них он черпает недостающую уверенность и любовь. Самоактуализированный - может существовать без них, ему всего хватает, нет нужды в приятных словах и поощрениях, он ощущает себя цельной личностью, которая занята предназначенным ей делом.
7. Постоянно развивающийся человек обладает чудесным качеством – умением всегда радоваться – мелочам, событиям, людям, уметь находить необычное в обыденном, не уставать удивляться и наслаждаться жизнью.
8. Восторг такого человека совсем не похож на эмоции обычного – восторг может быть невероятно ярким, всепоглощающим, ведущим к внутреннему перерождению и духовному росту.
9. Все отношения с людьми у самоактуализированного человека - высокого уровня, очень глубоки, с тонкими переживаниями и чувствами. При этом круг близких людей небольшой, ведь требования к ним очень строги. И если люди вокруг перестают расти и развиваться, с ними становится не о чем общаться.
10. Со всеми людьми - разного социального происхождения, пола, образования, убеждений - общается равно. Для него нет этих различий, с удовольствием учится новому. В этом проявляется демократичность.
11. Четко отличает хорошее и доброе от плохого и злого, средство от цели, но при этом и сам процесс и его результат приносит ему удовольствие. Старается не делать никому зла и говорить только то, что действительно думает или может сделать.
12. Обладает особым чувством юмора, которое высмеивает огромное самомнение человека и напыщенность. Шутит не часто, в юморе есть своя философия, смысл и подтекст.
13. Оригинальность и креативность мышления, способность создавать произведения, творить.
14. Способен не поддаваться массовой культуре. Не бунтует, спокойно и уважительно относится ко всем традициям, но предпочитает оставаться на своей волне. Не борется с несовершенством мира, а старается своими хорошими делами сделать его лучше. Существует сам по себе, вне культуры и в то же время – принадлежит всему миру.
15. Любовь самоактуализированного человека – это ещё одна возможность самовыражения, он раскрывается в ней, максимально искренне ведет себя, не боится сильно любить и отдаваться чувствам, так как точно определяет где любовь, а где просто симпатия.
                Если из перечисленных черт здорового человека, вы нашли хотя бы парочку у себя – тогда всё будет хорошо и поводов для сильного беспокойства пока нет. Главное – идите дальше, не переставая совершенствоваться, познавать и развивать себя. Если же схожих черт нет- то лучше обратиться за помощью к специалисту, который поможет вам в поиске себя."
(08.06.2018г.)

"Расстройство личности представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре. Это тяжёлое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией." (@ИПМП)
(25.02.2019г.)п