Актриса Наталья Жданова в жизни и на сцене,

Елена Ерошкина
Что за тавтология? – кто-то удивленно пожмет плечами. Но жизнь любого актера или актрисы – это замкнутый круг между сценой и реальностью, которая существует вне театра. Причем жизненный опыт отражается в создаваемых образах, а любая роль хоть чуть-чуть, но меняет реальную жизнь, позволяет лучше понять окружающих людей, наконец, себя.
Роли, сыгранные в спектаклях Новомосковского драматического театра имени В.М.Качалина, отражаются на судьбе Натальи Ждановой уже на протяжении 13 лет. Число, казалось бы, несчастливое, но и для самой актрисы и для новомосковских зрителей, эти годы оказались наполненными счастьем взаимного общения, радостью игры. А сыграно актрисой за эти 13 лет оказалось немало, хотя главное это не количество ролей, а психологическая глубина созданных образов. 
                Честь и достоинство, даже на эшафоте.
Одна из этапных ролей актрисы – роль Марии Стюарт в одноименной пьесе Шиллера. Опальная королева в заточении, не примирившаяся с бунтующим чувством гордости; просветленная и бесстрашная во время своего «пути на Голгофу»- она все делает по-королевски, и также гордо по-королевски кладет голову на эшафот. Такой ее видит и играет Наташа, она убеждена, что ее героиня остается с Богом, и что любая пьеса должна нести созидательное христианское начало: ведь сегодня наше общество так нуждается в духовности и врачевании душ.
                Я живу, и значит – я люблю!
На сцене одинаково сложно идти на смерть и убивать. А в спектакле по пьесе Надежды Птушкиной «Жемчужина черная, жемчужина белая» героиня Натальи Ждановой – Амнерис убивает сразу двух героев: Ахмата и Верховного жреца, мстя за предательство и убийство дорогих ее сердцу Аиды и Родомеса, благодаря которым она познала чувство любви; а значит, и впервые поняла, что значит жить. Впервые она осознает в себе это чувство и дает ему волю в сцене  прощания с отцом фараоном: ужас пробегает по зрительным рядам; не только в Древнем Египте, но и в нашей современной жизни нет ничего страшнее, чем, теряя осознать свою любовь и близость дорогого тебе существа. Но в это же время любовь дает ей росток жизни: это приплывшие в корзине по Нилу мальчик и девочка – олицетворение будущего.
«А в жизни эти роли не позволяют идти на какие-то компромиссы с собой, дают очень высокую планку, к которой постоянно стремишься» –убеждена актриса. И это не просто слова.
После 10 класса Наташа поступила в Саратовское театральное училище имени Ивана Артемьевича Слонова, имеющее очень хорошие традиции актерской школы (в разное время его закончили такие известные актеры, как Олег Янковский, Владимир Конкин, Евгений Миронов… Список можно продолжать долго). После окончания училища успешно играла в Сызранском драматическом театре. Казалось бы: «Чего же боле?»
Но беспокойная и творческая душа актрисы на этом не останавливается: поиски более современного, более интересного с точки зрения режиссуры театра приводят ее в 1989 году в Новомосковский драматический театр. А желание расширить свой творческий диапазон – на режиссерское отделение Самарской государственной академии искусств.
                Есть только миг – миг счастья.
Ответ на нелегкий вопрос: Какую пьесу выбрать для режиссерского дебюта? – дал один из любимых авторов актрисы: Тургенев. Но режиссурой спектакля «Месяц в деревне» она не ограничилась, а сыграла еще и одну из главных и наиболее психологически сложных ролей – роль Натальи Петровны, впервые открывшей в себе горение в любви к двадцатилетнему мальчику. У нее будет лишь миг счастья – месяц в деревне рядом с возлюбленным, но он перевернет всю ее жизнь. Хотя в борьбе между честью и любовью победит честь.
                А в этом доме все кувырком!
Увлечение режиссурой ни в коей мере не остановило творческого роста в основной профессии. Возможность попробовать себя в совершенно новом амплуа – роли Леонсии в пьесе А. Портеса «Дом, где все кувырком», поставленной главным режиссером театра М. Карпачевой в жанре эксцентрической комедии - актриса считает для себя очень большой удачей. И не зря: через пародию на карменовские страсти в спектакле поднимаются вечные и очень важные проблемы – достоинство в любви и в браке, ревность и гордость.
В образе Леонсии и саму актрису, и зрителей привлекает сочетание видимой легкости с страстностью и глубиной тонко чувствующей и искренне любящей женщины.
Любовь к расширению горизонтов, причем не только творческих, нашла отражение и в хобби: путешествиях по музеям и другим увлекательным местам с Пушкинским обществом. С большой теплотой актриса вспоминает каждую такую поездку, но с особенным чувством поездку в село Болдино. Дорога туда, затянувшаяся вместо положенных 5-6 часов на 17 ничего хорошего не предвещала: до Болдино добрались в 9 вечера, на улице трескучий мороз. Но тем большим чудом показалось происходящее, когда работники музея, узнав о ситуации, открыли музей, все осветили и провели эту, наверное, самую удивительную ночную экскурсию.
И опять творчество: ведь Пушкинское общество – это не только поездки, но и выступления (или участие в качестве члена жюри) на многочисленных поэтических вечерах и конкурсах. И это тоже Наталья Жданова, для которой поэзия в первую очередь «высота и крылья», в жизни и на сцене.
Постоянный поиск, стремление найти новую форму и новые решения, через негатив вытащить позитив, неординарность чувств, мыслей, оценок привлекают внимание актрисы с современной драме последней волны, таких авторов, как Василий Сигарев, Ксения Драгунская, Ольга Мухина; ведь это так перекликается с ее собственным состоянием постоянного душевного и творческого непокоя, постоянным стремлением к развитию и совершенствованию.
И этот рассказ о актрисе и человеке был бы неполным без упоминания о любимой кошечке Аглае, верном друге, который ждет Наташу и после сыгранного спектакля, и после очередной поездки по удивительным местам нашей страны.