Восприятие современной российской молодежью

Елена Ерошкина
            Хотя мы не так давно перешагнули в постсоветское пространство, но уже сегодня при изучении молодыми людьми сущности модели советской правовой системы вызывает ряд сложностей, но в тоже время колоссальный интерес, как нечто принципиально отличное от демократических норм, страшное. Художественное творчество в данном случае выступает, как зеркало эпохи.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости обращения именно к художественным образам, так как образное восприятие гораздо эффективнее помогает молодому поколению разобраться в данной проблеме. Художественные  образы, созданные  гениальным российским бардом советского периода В. С. Высоцким, выводят нас на определенную систему символов, и этим особенно ценны для истории.
1. Очень важная категория – категория свободы. «Что есть свобода?» – один из предельных вопросов, на который нет однозначного ответа. Чем ограничивается свобода? В.С. Высоцкий дает несколько замечательных образов-символов свободы: канатоходец, идущий над пропастью без страховки; волк, вопреки всему прорывающийся за флажки. Флажки, как и горизонт, выступают в качестве символа разграничительной черты между свободой и не свободой. Переступить за черту в тех условиях было равносильно подписанию смертного приговора, право на свободу отсутствовало.
2. Еще один вопрос связан с философским пониманием права, как наличного бытия всеобщей воли. С этих позиций советское право скорее попадает под категорию бесправия, так как не выражало воли народа, а являлось инструментом его подавления. В этой связи крайне важен образ страны – лагеря, который позволяет провести аналогии между советским правом и законами воровского мира. Лагерь выступает здесь и как символ бесправия, и как указатель закрытости системы от всего внешнего, в качестве способа самозащиты.
3. Наказание, карающее преступника, не только справедливо само по себе; оно есть его неотъемлемое право. А что порождает кара сотен и тысяч невиновных в преступлениях людей? – Гололед, на котором нельзя не упасть, по мнению В. С. Высоцкого. Преступившие закон, и следовательно имеющие право на наказание, зачастую его лишались. И здесь символична веревочка, которая должна таки свиться в плеть и в петлю.
4. Одним из основных символов тоталитарного общества является образ вождя. Присутствует он и у В. С. Высоцкого, причем в сопоставлении с Христом, как символом милосердия и сострадания, в качестве антитезы. Образ Христа с теплым страдающим взглядом и на этом фоне  не останавливающийся перед нарушением прав других людей и морального закона В. И. Ленин. 
5. В условиях тоталитарного режима люди невольно вынуждены были приспосабливаться к нему, изменять своей внутренней сущности: одевать маски и превращаться в бездушных восковых манекенов. Маска выступает как оберег, защита истинного лица от грозящих бед.